Регистрация




Изеды: Ангелы — покровители людей
Последнее сообщение ВЕДДА
22 мар 2019, 21:51

Арихман и демоница Аз
Последнее сообщение ВЕДДА
19 мар 2019, 20:26

Злые духи в Зороастризме
Последнее сообщение ВЕДДА
19 мар 2019, 20:06

Духовные Существа в Зороастризме
Последнее сообщение ВЕДДА
19 мар 2019, 15:44

Язаты
Последнее сообщение ВЕДДА
19 мар 2019, 15:21

Амеша Спента
Последнее сообщение ВЕДДА
19 мар 2019, 15:14

Пантеон Богов в Зороастризме
Последнее сообщение ВЕДДА
19 мар 2019, 12:32

Боги Вуду
Последнее сообщение львина
18 дек 2017, 12:07

Богини зимы в мифологии разных народов
Последнее сообщение львина
16 дек 2017, 22:34

Джинны
Последнее сообщение МАРИТА
14 ноя 2017, 01:14




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!

МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

Дорогие форумчане! Мы стараемся делать наш форум таким, чтобы он соответствовал самым разным запросам, и каждый мог найти информацию нужную и полезную для себя. Администрация приглашает принять участие в жизни форума и пользователей. Делитесь информацией, размещайте недостающие темы, отвечайте на вопросы других пользователей. Так же администрация выражает благодарность всем активным пользователям!
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Дорогие форумчане! На нашем форуме мастерами регулярно проводятся акции viewforum.php?f=683 Желающих учиться и получать новые знания мы приглашаем в наш учебный центр viewforum.php?f=681

Изеды: Ангелы — покровители людей

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 2144
Зарегистрирован: 10 окт 2014, 17:41

Изеды: Ангелы — покровители людей

Сообщение ВЕДДА » 22 мар 2019, 21:51

Изеды: Ангелы — покровители людей

Изеды — буквально «Достойные почитания» небожители в зороастрийской традиции представляют различные ипостаси единого Господа Ахура-Мазды, подобно тому как различные цвета спектра — лишь плод дифференциации чистого белого света. В зороастрийском календаре, хранящем базовую модель идеального времени, каждый божий день являет собой частицу единого неделимого потока времени. Каждому году, месяцу и дню зороастрийского календаря соответствует тот или иной Изед, характер которого окрашивает определенный отрезок времени, связанный с этим небожителем, в соответствующие ему цвета. Соответствие небесной иерархии светлого воинства календарным ритмам накладывает отпечаток как на характеристику временных интервалов, так и на рекомендации, касающиеся поведения людей, рожденных в соответствующий Изеду год, месяц или день.

В зороастрийской религии Творцом Мира, верховным божеством, является Ахура-Мазда, Высшая Мудрость, Господь Премудрый, даритель радости и благополучия. Его противник, Разрушитель — Ангра-Манью (Ахриман). Все блага мира происходят от Ахура-Мазды, все зло в мире — от Ангра-Манью. Между ними идет непримиримая борьба, которая неминуемо закончится победой сил Света над силами Тьмы.

Главными помощниками Ахура-Мазды выступают шесть великих небожителей, называемых Амеша-Спента, что означает Бессмертные Святые: Аша-Вахишта, наивысший порядок; Воху-Ман — благая мысль, благие намерения; Спента-Армаити — благодетельный мир; Кшатра-Ваирья — лучшая власть; Хаурват — целостность и здоровье; Амертат — бессмертие.

Высшие божества зороастрийского пантеона (архангелы) воплощают в себе благие качества самого Творца. Каждый из них покровительствует одному из благих творений Хормазда: Аша-Вахишта — Огню, Кшатра-Ваирья — Небу, Хаурват — Воде, Спента-Армаити — Земле, Амертат — Растениям, Воху-Ман — Животным. Под покровительством самого Ахура-Мазды находится Человек.

Повторим вкратце их характеристики.

Воху-Ман переводится как «Благая Мысль». Он — проводник божественной воли на земле, а также дух-покровитель животного царства.

Аша-Вахишта переводится с авестийского языка как «Праведность», или «Лучший Распорядок». Это божество воплощает в себе абстрактную сущность идеального порядка в обществе, это — праведность и правда, благодаря которой возможны цивилизованные отношения между людьми, строящиеся на взаимопонимании.

Шахревар, или Кшатра-Вайрья, означает «Лучшая Власть». Он — покровитель стихии воздуха, камней, металлов, минералов, дарует людям силы, отвагу и мужество. С ним связано воспоминание о первичном каменном небе, целостность которого была нарушена при вторжении Ангра-Манью в пределы материального Мира. В представлении зороастрийцев, драгоценные камни — это осколки некогда прекрасного каменного небосвода.

Спента-Армаити означает «Благодетельный Мир» и воплощает собой стихию земли. Земля стала ареной битвы сил Света и Тьмы. Спента-Армаити страдает от ран, наносимых ей служителями Ахримана, разрушающими красоту первозданной природы. Святым долгом каждого зороастрийца считалось поддержание чистоты окружающего мира, они орошали пустыни и осушали болота, стараясь сделать плодородными даже эти малоприятные места.

Хаурват, чье имя переводится с авестийского языка как «Здоровье» и «Целостность», воплощает в себе силы регенерации и восстановления утраченной гармонии. Каждый живой организм, как творение Хормазда, представляет собой гармоничную замкнутую целостную структуру. Нарушение изначальной целостности влечет за собой изменения в работе функциональных систем организма и, как следствие, болезнь. Болезням противостоит архангел Хаурват — покровитель всех врачей и целителей. Он открывает для людей, обладающих Хварной, все кладовые природы, пробуждает скрытые резервы человеческого организма, заставляя его в борьбе с болезнью выходить на новый эволюционный уровень. Он покровитель стихии воды.

Амертат на языке Авесты означает «Бессмертие». Он покровительствует растениям, с ним связано представление о Великом Мировом Древе — «Древе Всех Семян», называемом Хаомой. Амертат первым истолок древо Хаомы, сок которого стал напитком бессмертия, дарующим сверхъестественные способности и побеждающим смерть. Авестийская Хаома близка индийской Соме или Амрите, а также греческой Амброзии. Это та самая «живая вода» русских сказок, употребление которой возрождает к жизни даже мертвые ткани.

Амертат и Хаурват воплощают собой мистерию близнечного мифа, гармонично дополняя друг друга. Подобно тому, как бессмертный дух неразрывно связан с бренным физическим телом, так и бессмертный Амертат связан со своим смертным братом Хаурватом.

Наряду с архангелами существуют и другие небожители — Изеды (Язата) — это, в сущности, ангелы. В переводе с авестийского языка «Язата» означает «Достойный поклонения». Все они тоже являются помощниками Творца Мира Ахура-Мазды.

Рассмотрим их краткие характеристики.

Хварна означает харизму, выделенность и отмеченность, присущую людям, на которых почила благодать Божья. Хварна освобождает человека от зависимости, позволяет выйти за рамки пространственно-временного континуума, раз и навсегда вырваться из колеса воплощений. В зороастрийской мифологии существовало божество, именуемое Фарном, оно изображалось то в виде птицы, то в виде барана, сопутствующего отмеченным Богом людям. Но чаще всего Фарн изображался в виде нимба — ореола святости над головами людей, облеченных харизмой. Хранилищем Хварны является зороастрийский календарь, в котором с годовым солнечным кругом связана Хварна царя, месяцы хранят Хварну жреца, а солнечные дни — Хварну воина.

Атар — персонификация священного Огня в зороастризме. Огонь — плазменное состояние вещества, первая стихия, возникшая при сотворении Вселенной. Последователи Заратуштры почитали три священных огня, связанных с тремя Хварнами: огонь царской Хварны — Атар Гушнасп, огонь жреческой хварны — Атар Фарнбаг, огонь Хварны воина — Атар Борзенмихр.

Апам-Напат — это божество водной стихии, и само имя его переводится как «Сын Вод». Апам-Напат олицетворяет собой стихийные проявления природы. Он — владыка скрытых, непроявленных сил водной стихии, в его власти находится течение тайных, невидимых глазу процессов, он воплощает в себе сакрально-магические функции воды. Это вода, обладающая силой, способной смести любые препятствия на своем пути. Апам-Напата можно уподобить грозному греческому богу морей и океанов Посейдону — великому колебателю земли.

Хваршат — божество Солнца. Зороастрийцы поклонялись ему как всевидящему оку Хормазда. Имя этого Изеда происходит от корня «хвар», означающего «блеск», «сияние». Слова «Хварна» и «Хваршат» не просто близки по звучанию — Хваршат наделяет человека шахским сиянием, харизмой власти. Образ Солнца, как дарителя жизненной энергии, всегда глубоко почитался у зороастрийцев, и неслучайно маздаяснизм иногда называют религией солнцепоклонников.

Мах — богиня Луны. Она связана с подсознательной природой человека, в большей степени воздействует на впечатлительных, эмоциональных людей, для которых характеристика дней лунного календаря является более значимой, чем характеристика солнечных дней.


Изображение Мах

Тиштрия — небесный всадник, дарующий дождь. В зороастрийских мифах он выступает как победитель демона засухи — Апаоши. Разгоняет тьму, отвращает голод и смерть. Под именем Тиштрии зороастрийцы подразумевали звезду Сириус, которая восходит одновременно с Солнцем во время летнего солнцестояния. Считалось, что Сириус-Тиштрия приносит дождь, дарующий живительную влагу иссушенной земле. Он же очищает землю от храфстры, проливая на змей, скорпионов и тарантулов губительные для них воды дождя.

Гэуш-Урван, чье имя переводится как «Душа Быка», воплощает в себе производительные силы животного царства. Бык — самое почитаемое животное у зороастрийцев. От него напрямую зависело благосостояние общинников, и поэтому они считали быка Эвходата первым животным, созданным Хормаздом, и даже универсальное божество животного царства Гэуш-Урван приняло у зороастрийцев вид быка.

Ардвисура Анахита — дочь самого Ахура-Мазды, воплощение женственности, любви и красоты. В иранской мифологии она выступает как богиня плодородия и небесных вод, стекающих с вершины горы Харахваити в мифической стране Арьяна-Ваэджа. Она питает собой все источники, дает начало рекам, делает землю цветущей и плодородной, оказывает помощь молящим ее о ниспослании сил.

Митра — божество справедливости и закона, бог-судья, призванный судить людей. Приверженцы маздаяснийской религии видели в нем того, кто взвешивает добрые и злые дела, совершенные человеком при жизни, и выносит приговор на посмертном судебном процессе, в котором также принимают участие Рашну и Сраоша. Авеста подчеркивает священную миссию Митры как различителя Добра и Зла. В каком-то смысле он определяет некую морально-нравственную границу, преступая которую, человек становится служителем лжи и тем самым навлекает на себя гнев Митры.


Митра

Сраоша в иранской мифологии, наряду с Митрой и Рашну, является одним из участников посмертного судебного процесса. Он препровождает души умерших на тот свет, помогая праведникам благополучно перейти через мост Чинвад. Но основная функция Сраоши заключается в другом — это божество религиозного послушания и порядка. Он наблюдает за тем, насколько добросовестно люди относятся к выполнению своего религиозного и социального долга. Сраоша — благовестник и посланец Ахура-Мазды. Он призван бороться с ересями, отвращать верующих от ложных помыслов и заблуждений, тем самым охраняя чистоту зороастрийской веры. Этот Изед оберегает людей от происков злых сил, а по ночам устраивает расправу над злыми духами.

Рашну — дух праведности в иранской мифологии. Он вместе с Митрой и Сраошей входит в триаду загробных судий. Ему даны весы для взвешивания добрых и злых деяний. Рашну вездесущ и всеведущ, он является постоянным спутником Митры. Местом его обитания считается вершина мировой горы Хара, с которой он наблюдает за человечеством.

Фраваши — души лучших предков, продолжающих загробное существование, невидимое для материального мира. Фравахар — это некая нематериальная субстанция или сущность, предсуществующая по отношению к человеку. В момент рождения человек отделяется от своего Фравахара, а в момент смерти возвращается к нему. Фравахар — это единое генетическое Древо, к которому причастны все люди — предки и потомки какого-то определенного рода. У каждого из нас есть предки-Фраваши, и в свое время мы сами станем Фравашами для своих далеких потомков и также будем влиять на течение их жизни, как влияют на наши судьбы наши собственные Фраваши-предки.

Вертрагна (Вархран, Бахрам) — эпитет древнейшего индоевропейского божества — громовержца Индры. Слово «Вертрагна» означает «Победитель Вритры», змея-демона, преградившего собой течение рек, олицетворяющего темную, косную материю. Победа над Вритрой приравнивается к космогоническому акту перехода от хаоса к космосу, от беспорядка к организации. Согласно авестийскому «Бахрам-яшту», Вертрагна даровал Заратуштре мужскую силу, крепость рук и ног, мощь тела и остроту зрения. Вертрагна выступает как активнейший участник Космической битвы сил Добра с силами Зла.

Рамман — божество изобилия и богатства, его имя означает «богатый». Даритель тучных нив и многочисленных стад. Он же является божеством подземного мира, хранителем подземных богатств, аналог Плутона. Рамман обладает огромными силами, он концентрирует в себе невиданные энергии, которые иногда стихийно выплескиваются в виде извержений вулканов, землетрясений, ураганов и цунами.

Вата (Бхад) — индоиранское божество Ветра. Вата — добрый ветер, он легок и подвижен, всегда приносит перемены, с ним связаны новшества и неожиданности. Вата и Вайю определяют наш пространственно-временной континуум. Вайю связан с течением времени, Вата же определяет систему координат в нашем трехмерном мире, и неслучайно «роза ветров» стала символом Бога Ветра по имени Вата. Вата дает людям возможность выбора пути, с ним связана путеводная Полярная звезда, помогающая определить единственно правильное направление.

Вайю — символ пустоты. Это пустота, существовавшая еще до возникновения материального мира, вакуум, который, согласно данным современной науки, обладает огромными энергетическими резервами. Вайю находится в особой связи с течением времени: он является пространственно-временной границей между идеальным и материальным мирами. Он — свидетель великого космического договора между Хормаздом и Ахриманом. Он ограничивает Ахримана в пределах материального мира, не давая возможности Злу вырваться из ограниченного однонаправленного течения времени, которое зороастрийцы называли Зерваном Даргахвадата — «Время долгого правления». Находясь на границе воплощенного мира, Вайю обладает всеми потенциями мира Меног, где властвует Зерван Акарана — «Время бесконечное», ибо только силы и энергии высшего порядка могут удержать Ангра-Манью в пределах материального мира, ставшего ареной борьбы сил Света и Тьмы.

Даэна — воплощение благой зороастрийской веры и совести верующего маздаяснийца. Считается, что она встречает душу умершего на мосту Чинвад и препровождает ее на «тот свет». Но каждому человеку она является в разных образах. Если человек жил праведной жизнью и душа его осталась чистой, Даэна явится ему в виде прекрасной девушки. Если же человек при жизни встал на путь греха и осквернил свою бессмертную душу, продав ее дьяволу, то после смерти Даэна придет за ним в образе отвратительной старухи-колдуньи.

Арта (Аша) — персонификация счастья, удачи и изобилия в иранской мифологии. Она наделяет праведных зороастрийцев золотом и серебром, богатыми землями и плодовитыми домашними животными, прекрасными женами и красивыми дочерьми. Родителями Аши считаются Ахура-Мазда и Спента-Армайти, братьями — Митра, Рашну и Сраоша, а сестрой — сама Даэна, религия маздаяснийцев. Из этого можно заключить, что зороастрийцы не видели Счастья без веры, справедливости, закона и благого труда на плодородной земле.

Арштат — персонификация чести и достоинства в иранской мифологии. Это божество очень тесно связано с морально-этической триадой зороастризма, выражаемой молитвенной формулой: «Хумат, Хукст, Хуварст», что означает «Благая мысль, благое слово, благое дело». Арштат требует от зороастрийцев правдивости, честности, прямоты в мыслях, словах и делах. Арштат — основное отличительное свойство и достоинство сословия свободных людей и особенно государей. Царственный нимб, Фарн, покидает государя сразу же, как только он перестает следовать Арштату.

Асман (Ашман) — хранитель первичного каменного неба, подобия вары, защищающей Землю от вторжения темных сил. На материальном уровне Асман воплощается в виде атмосферы, которая, с одной стороны, дает возможность существования живым организмам на Земле, способствует нормальному температурному режиму на нашей планете, а с другой — задерживает потоки жестких космических излучений и ультрафиолетовых лучей, а также препятствует проникновению в нижние воздушные слои астероидов, метеоритов и прочего космического мусора. Асман хранит планету Земля, качая ее в мягкой колыбели воздушных масс, он же открывает перед душами умерших двери Неба и впускает праведников в обитель Блаженных.

Зем — божество подземного царства. Зороастрийцы почитали Зема как хранителя сокровищ, сокрытых в глубинах земли. Изеды Асман и Зем составляют пару древнейших индоевропейских божеств — Отец-Небо и Мать-Земля. Ко времени формирования ортодоксального зороастризма культ Матери-Земли (Зема) был вытеснен культом Спента-Армаити, а культ Асмана (Неба) — культом Кшатра-Вайрья. По своим функциям Зем очень схож с Рамманом и Йимой — первым человеком, принявшим смерть, а потому ставшим божеством подземного царства.

Мантра-Спент — в переводе с авестийского языка означает «Святое Слово». Зороастрийцы придавали огромное значение сказанным словам. Они считали, что каждая звуковая вибрация несет в себе определенный смысл, а тем более молитвенная формула или магическое изречение. Самыми священными зороастрийскими мантрами считаются «Ашем Воху» и «Ахунвар». Чтение этих молитв отгоняет темные силы. Последователи Заратуштры, памятуя о том, что Ахура-Мазда сокрушил силы Ангра-Манью прочтением 21 слова Ахунвара, почитают за правило молиться не один раз в течение дня. Чтение молитвы перед едой, после сна, перед совершением какого-либо важного дела, во время омовения называется «баджем», что в переводе с авестийского означает «скажи». Понятие «баджа» настолько глубоко вошло в сознание верующего зороастрийца, что стало неотъемлемой частью ежедневного ритуала.

Спента-Манью — буквально Святой Дух. Спента-Манью не является отдельным божеством зороастрийского пантеона — это тот же Ахура-Мазда, но только в творческой ипостаси. Он напрямую противостоит Ангра-Манью, о чем свидетельствует само его имя: Спента-Манью (Святой Дух) борется на просторах Вселенной с Ангра-Манью (Злым Духом).

Вернуться в БОГИ, ДУХИ И СУЩНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ТРАДИЦИЯХ

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


@Mail.ru