Регистрация




Изеды: Ангелы — покровители людей
Последнее сообщение ВЕДДА
22 мар 2019, 21:51

Арихман и демоница Аз
Последнее сообщение ВЕДДА
19 мар 2019, 20:26

Злые духи в Зороастризме
Последнее сообщение ВЕДДА
19 мар 2019, 20:06

Духовные Существа в Зороастризме
Последнее сообщение ВЕДДА
19 мар 2019, 15:44

Язаты
Последнее сообщение ВЕДДА
19 мар 2019, 15:21

Амеша Спента
Последнее сообщение ВЕДДА
19 мар 2019, 15:14

Пантеон Богов в Зороастризме
Последнее сообщение ВЕДДА
19 мар 2019, 12:32

Боги Вуду
Последнее сообщение львина
18 дек 2017, 12:07

Богини зимы в мифологии разных народов
Последнее сообщение львина
16 дек 2017, 22:34

Джинны
Последнее сообщение МАРИТА
14 ноя 2017, 01:14




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!

МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Пантеон Богов в Зороастризме

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 2112
Зарегистрирован: 10 окт 2014, 17:41

Пантеон Богов в Зороастризме

Сообщение ВЕДДА » 19 мар 2019, 12:32

Основные объекты зороастрийского культа: вода и огонь. Вода делала возможной жизнь в степях.

Апас – почитание вод рек и водоемов как богинь. Им молились и совершали возлияния.

Заотра – приношение, жертвоприношение.

Атар, аташ, атахш (др.- инд. Агни, лат. - Игнис) - огонь. Приношения огню и воде составляли основу ежедневных богослужений, называемых индоарийцами яджна, а иранцами – ясна (от корня яз – «приносить жертву, поклоняться»). В этих богослужениях возлияния для огня брались от кровавых жертвоприношений. Индоиранцы испытывали благоговейный страх и трепет, отнимая жизнь у животных. Они никогда не убивали без освятительной молитвы, благодаря которой, по их представлениям, душа животного продолжала жить. Сознание кровного родства между человеком и животным нашло свое отражение в древних частях богослужения – ясна. У иранцев возникло представление о том, что души животных, убитых с освятительной молитвой, поглощаются божеством - Гэуш-Урван (Душа быка). Иранцы верили, что кровавые жертвоприношения укрепляют это божество, а оно, в свою очередь, заботится о всех полезных животных на земле и способствует их изобилию.

Ритуальные приношения воде, совершаемые в конце богослужения, готовили из молока, веток одного растения и из сока, получаемого после того, как стебли другого растения будут истолчены. Растение, которое толкли, называлось по-древнеиндийски сома, а по-авестийски хаома, что буквально значит «то, что выжимают».

Хаома (др.- инд, по - авест. Сома) – молоко и сок, выжитый из веток растения, напиток бессмертия. Хаома – зеленоглазый Бог.

Асман – бог неба.

Зам – бог земли.

Хвар – бог солнца.

Мах – бог луны.

Тиштрия – божество звезды Сириус.

Аши – богиня судьбы и счастья.

Вэртрагна – божество войны и победы.

Вата и Вайу – божества ветра.

Варуна - Апам-Напат – сын вод, Бог клятвы.

Аша – порядок, истина, справедливость, праведность.

Ашаван – праведные люди.

Друг (авест.) (санскр. - друх) – ложь, искажение истины.

Другвант – приверженцы зла.

Рта (др.- инд.) – закон природы, согласно которому солнце движется равномерно, происходит смена времен года и тем самым обеспечивается порядок всего существующего в мире.

Ахуры – высшие боги, отвечающие за упорядочение космоса, Вселенной и общества – боги, противостоящие силам хаоса, тьмы и зла. Они верные помощники Ахура- Мазды.

Аша и Друдж
В основе этического учения зороастризма противопоставление двух понятий: Аша и Друдж.

Аша (aša- из *arta) — это закон вселенской гармонии, истина, правда, добро (отец Аши — Ахура Мазда).

Друдж — это антитеза Аши, буквально: ложь, разрушение, деградация, насилие, грабёж.

Все люди делятся на две категории: ашаваны (приверженцы Аши, праведные, те, кто стремится нести миру добро) и друджванты (лживые, несущие миру зло). Благодаря поддержке Ахура Мазды, праведные должны побеждать Друдж и мешать её приверженцам губить мир.

Верховным божеством и творцом всего сущего считался Ахура-Мазда (Ахура по-авестийски – «Бог», «Владыка», «Господин») - Господь Мудрости (в греч. Ормазд, Ормузд), причем его первой и основной функцией вначале было, видимо, моделирование космических элементов Вселенной. В Ригведе он именуется Асура («Господь»). Своего рода правой рукой и земным помощником его был Митра (верность, клятва, закон), в функцию которого первоначально входили социальная организация людей и посредничество между миром божественного и человечеством. Позже он превратился в божество договора, согласия, а также стал богом солнца, огня (света) и покровителем воинов, Богом войны, судьей мертвых. Он следит за соблюдением верности, клятвы, благочестия, карает за нарушения, сопровождает солнце в его ежедневном движении по небу. Широкое распространение культ Митры получил во времена Парфянского царства (III век до н.э. - III век н.э.), проникнув затем в восточные провинции Римской империи. Митра, как покровитель воинов, был популярен среди римских легионеров после восточных походов I века до н.э. Он отождествлялся то с Ахурой-Маздой и божеством солнца, то с Юпитером, то с мессией-спасителем, упоминавшимся в эсхатологических пророчествах иудеев. В честь Митры устраивались мистерии, строились ритуальные сооружения – митрейоны, создавались изображения и скульптуры. Ежегодно 25 декабря отмечали день рождения Митры. Верующие в Митру причащались хлебом и вином. Все эти детали, как и сам культ мессии-спасителя, не оставляют сомнений в том, что митраизм сильно повлиял на некоторые стороны формировавшегося на рубеже нашей эры христианства, а легкость, с которой это оказалось возможным, объясняется тем, что зороастризм влиял и на иудаизм, и на иудео-христианские секты еще задолго до того, как в Римской империи широко распространился и стал популярен митраизм.

Вокруг Митры группировались меньшие абстрактные божества: Аирйаман (по-санскритски Арйаман), олицетворявший Дружбу, которая, скрепленная обрядом, была видом договора; Арштат – Справедливость. Хамварэти – Доблесть. Сраоша – Послушание (блюститель молитвы). Хварэна – божество, связанное и с Митрой и с Апам–Напатом. Оно олицетворяет божественную благодать или славу – качество, присущее царям, гениям, пророкам, но утрачиваемое ими, как только они преступают истину. Хварэна иногда соединяется с Аши, богиней судьбы, которая дарует свои награды лишь праведным.

Понятие хварно
О ХВАРНО - сияющей жизненной силе, обладание которой даёт счастье и могущество; самом славном, всё превосходящем, наилюбезном, наиразящем, наиловчайшем, неуловимом, высшем средь созданий Ахуры Мазды; в облике птицы приставшей к первому смертному человеку - властительному Йиме, сообщают тексты «Авесты». В далёкие от нас годы именно благодаря ХВАРНО:

Были в царстве Йимы

Равно неистощимы

И пища, и питье,

Бессмертны скот и люди

Не вяли растенья,

Не иссякали воды;

И не было в том царстве

Ни холода, ни зноя,

Ни старости, ни смерти,

Ни зависти зловредной,

Покуда не солгал он:

Неистинное слово

Не взял себе на ум.

Когда же это лживое,

Неистинное слово

Он взял себе на ум,

То отлетело зримо

От Иимы Хварно птицей Варагн.

ХВАРНА – (зенд.), частица божественной силы и мудрости, даруемая нам и приближающая человека к его Отцу. Она не только освобождает от рабства судьбы, но и возносит над ограниченным временем. Обычно хварну изображают как светящийся нимб. Божественный огонь преображает не только наш внутренний мир, но и внешний вид, и если человек получил этот дар, то у него на теле обнаруживаются его признаки.

По своим «масштабам», силе и способу получения хварна делится на три вида. Самой главной является хварна царя, которая дается по Божьей воле в счет будущих великих дел. Хварна жреца переходит по наследству и служит признаком чистоты рода, наградой за благие дела предков человека. Хварной воина человек награждается за добрые дела при этой жизни. Символами трех хварн являются три огня, горящие в зороастрийских храмах.

Синонимы: Барух, Барака, Хварено.

Вэрэтрагна – бог Победы, обладатель постоянного эпитета «Созданный Ахурами», «Ахуроданный». Отличительной особенностью Вэрэтрагны было его воплощение в дикого кабана, вепря, прославившегося у иранцев за свою неистовую отвагу. В виде вепря Вэрэтрагна предстает в авестийском гимне к Митре. С острыми клыками, мощный и готовый сокрушать неверных нарушителей договора, он бросается впереди Ахуры.

Третьей в верховной первоначальной триаде древнеиранских богов была Ардвисура Анахита, Анагита, богиня воды и плодородия, воспринимавшаяся в качестве дочери Ахура-Мазды.

Параллельно с этой троицей существовал грозный бог времени Зерван (Зурван). Хотя его подчас считают не имеющим прямого отношения к маздеизму и тем более зороастризму, более поздние мифы приписывают именно ему рождение Ахура-Мазды. Среди «более поздних мифов существует такой, который соединяет зерванизм с зороастризмом-маздеизмом: бог вечного времени Зерван собирается родить сына, который сотворит мир. Ахура-Мазда в чреве отца был готов к этому и даже поделился своим знанием с братом, Ангро-Майнью. Последний, разорвав чрево отца, вышел на свет раньше брата и стал претендовать на власть. Отец в ужасе содрогнулся и родил второго, желанного. Поэтому так получилось, что сначала в мире царило зло и лишь, потом наступило царство Ахура-Мазды. Подлинным творцом всего сущего, в частности земли, неба и людей, уже в ранних текстах Авесты считался Ахура-Мазда. Глава мира дэвов Ангро-Майнью был вначале, видимо, сравнительно мало значившей фигурой маздеистского пантеона – тем более, что с миром дэвов, как упоминалось, ассоциировалась индоарийская ветвь ариев, уже оторвавшаяся от иранцев. Но противопоставление двух ветвей, двух групп божеств и, как следствие, двух их глав (Ахура-Мазды и Ангро-Майнью) существовало. И не только существовало, но и вследствие каких-то неясных пока причин нарастало. Не исключено, что эти причины как раз и были связаны с именем и деятельностью пророка Зороастра, годы жизни которого приходятся, скорее всего, на VIII-VII вв. до н. э. Во всяком случае, первые ахеменидские цари уже должны были быть знакомы с этим учением. И если они по какой-то причине его не приняли, то виной тому, возможно, был консерватизм касты жрецов-магов, предпочитавших новому зороастризму древний маздеизм. Реформы Зороастра, как они запечатлены в Авесте, были достаточно радикальными и уже по одной этой причине могли быть восприняты далеко не всеми и не сразу, особенно если учесть факт существования касты магов, ревниво оберегавших основы маздеизма. Суть нововведений сводилась как к резкому возвеличению Ахура-Мазды за счет всех остальных почитаемых богов и столь же резкому противопоставлению ему злобного Ангро-Майнью, так и к приданию всем древним божественным силам явственного этического акцента, к превращению их в некую абстракцию, символизирующую тот или иной аспект великого блага, абсолютного Добра (или соответственно Зла). Высшая божественная семерка в трактовке Зороастра выглядела не просто как семеро бессмертных святых, божеств (Амеша Спента), но как аллегории благих достоинств Ахура-Мазды, его шесть эманаций2–

1. Благая мысль – Воху-Мана является повелителем коровы, вообще домашнего скота. Воху-Мана был величайшим ахурой, сотворенным ранее всех других Амеша Спента. Через него, как через некий логос (дух), Ахура-Мазда сотворил землю, дал откровение закона Он - привратник неба, который со своего золотого трона встречает освободившуюся после божественного судилища душу. В Авесте Воху Мана предстает в мужском образе. (Благая мысль – это значит не греши на людей, не возводи хулу на Святой дух. Иметь благую мысль – это значит прежде всего иметь веру, не иметь сомнения в высшем Божественном начале, потому что грех сомнения вытекает как раз из осквернения Благой мысли). «Добрая мысль» означала чистоту помыслов в соответствии с божественными законами, активную борьбу со злом, стремление к согласию и миру со всеми людьми. Чтобы служить добру, человек не должен иметь дурных помыслов, зависти, не должен быть корыст­ным и жестоким, должен обуздывать страсти. В мыслях необходимо следовать принципам нравственности. Чистые и справедливые мысли - модели и основа торжества добра в жизни.

2. Истина (лучшая справедливость, лучшая истина, праведность, наилучший распорядок или порядок) – Аша-Вахишта - огонь; «Доброе слово» означало передачу доброй мысли через точно соответствующие ей слова, необходимость следовать своим обеща­ниям, данному слову, поступать честно, соблюдать соглашения, тор­говые договоренности (которые нередко выражались в словах), воз­вращать долги, не лгать, не клеветать, не оскорблять, не унижать человека. Следует делать все, чтобы слово не расходилось с прин­ципами нравственности и поведение соответствовало слову. Принцип Благого Слова реализуется в отказе от лжи и сквернословия. Человеку, ставшему на путь духовного развития, нельзя грешить в словах, оскверняться через слово, нельзя осквернять словом окружающий мир, служить злу словом. Прежде всего, человек не должен лгать, обманывать, искажать действительность сознательно или бессознательно. Ложь – один из самых страшных грехов человечества.

3. Власть (божия) – Хшатра-Ваирьа – металл, камень; Третья заповедь Заратуштры, «доброе дело», означала, прежде всего, соблюдение законов, происходящих от доброго начала, осо­бенно тех законов, которые предписывают трудиться на земле, творить добро, жить своим трудом, созидать, не заражать землю, а орошать и возделывать ее, проводить каналы, выращивать плодовые деревья, полезные растения, заботиться о росте населения, а также о полез­ных животных. Добро в жизни человека не может утвердиться и победить зло без воцарения добра в окружающем человека мире, без защиты природы, очищения среды обитания от зла.

4. Благочестие, смирение – Спэнта-Армаити – земля, богиня земли, жена и дочь Ахура-Мазды, родившая первого человека. Она – мать всех людей, поэтому всегда представлялась в женском обличии;
5. Целостность – Хаурватат – вода, здоровье;
6. Благосостояние и бессмертие – Амэрэтат – растения.

Все эти эманации соответственно связаны с шестью основными первосубстанциями – скот, огонь, металл, земля, вода, растения. Сам Ахура-Мазда возглавлял божественную семерку в качестве святого духа Каждая из эманаций в соответствии со своей функцией, в меру своих возможностей способствовала победе сил света и добра и уничтожению тьмы и зла. Заратуштра проповедовал гармонию трех уровней порядка - ­мирового (космического), социального и индивидуального как со­ставных частей единой мировой гармонии. Исследователи «Авесты» отмечают, что в учении Заратуштры видное место занимали три момента, три принципа: добрая мысль, доброе слово и доброе дело (т.е. добро воплощается в жизни в мыслях человека, в его словах и делах). Соблюдение этого триединого принципа трактовалось как путь к созданию совершенного общества, к «царству божьему».

Вернуться в БОГИ, ДУХИ И СУЩНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ТРАДИЦИЯХ

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


@Mail.ru