Регистрация




ТИАМАТ - ЗАБЫТАЯ БОГИНЯ
Последнее сообщение МАРИТА
13 авг 2023, 05:19

РАБОТА С ТИАМАТ
Последнее сообщение МАРИТА
13 авг 2023, 05:12

Тиамат: Изначальная Мать Хаоса
Последнее сообщение МАРИТА
13 авг 2023, 05:04

Эрешкигаль: Королева Подземного Мира
Последнее сообщение МАРИТА
13 ноя 2019, 11:15

СИМВОЛЫ ИШТАР
Последнее сообщение МАРИТА
14 авг 2019, 07:09

Тотемные животные Инанны и Иштар
Последнее сообщение МАРИТА
14 авг 2019, 07:07

ДАМКИНА
Последнее сообщение СИЛЬФ
20 июл 2019, 09:37

Игиги
Последнее сообщение МАРИТА
26 июн 2019, 15:38

Ануннаки
Последнее сообщение МАРИТА
26 июн 2019, 10:48

Инанна
Последнее сообщение МАРИТА
26 июн 2019, 09:17




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!

МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Энлиль

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Энлиль

Сообщение МАРИТА » 24 июн 2019, 12:10

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Толкование имени Владыка-ветер
Латинское написание Enlil, Elil
Имя на других языках Нунамнир
Пол мужской
Отец Ану
Мать Ки
Братья и сёстры Эа
Супруга Нинлиль
Дети Нинурта, Син, Адад, Pabilsaĝ[d], Нергал, Нуску и Namtar[d]
Культовый центр Ниппур
Главный храм Экур («Горный дом»)
Атрибуты рогатая шапка
Упоминания Эпос о Гильгамеше
В иных культурах Мардук
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Энли́ль (букв. «Владыка-ветер»[1][2], аккад. Э́ллиль) — в шумеро-аккадской мифологии бог ветра, воздуха, земли и бурь[3]; верховный бог шумерского пантеона[4], но позже также стал почитаться аккадцами, вавилонянами, ассирийцами и хурритами. Культовый центр Энлиля располагался в Ниппуре[5].

Имя Энлиля происходит от шумерского «эн» («господин») + «лиль» («ветер»)[1][2] и не стоит в родителем падеже. Это указывает на то, что Энлиль воспринимался как персонификация ветра, а не его причина[6].

В месопотамской иконографии Энлиля изображали не антропоморфно, а обозначали символом рогатой шапки[7], состоявшая из семи пар сложенных бычьих рогов[8]. Такие короны были важным символом божеств[9], которые изображались в них с приблизительно III тысячелетия до н. э.[8]. Рогатая шапка формой и значением оставалась неизменной с раннего периода шумерской предыстории до времён Персидского завоевания и далее[8][9].

У шумеров была система нумерологии, где определённые числа, по поверьям, несли определённый сакральный смысл[10]. Согласно этой системе Энлилю соответствовало число 50[11]. Энлиль считался частью триады богов помимо Ану и Энки[12][13][9][14]. Все эти три божества олицетворяли неподвижные звёзды в ночном небе: Ану означал небесный экватор, Энлиль — северное небо, а Энки — южное[9][15]. Энлиль ассоциировался с созвездием Волопаса[8].

Энлиль — один из трёх великих богов (наряду с Ану и Эа). Сын Ану (неба) и богини Ки (земли), которых в аккадской мифологии звали соответственно Аншар и Кишар.

Энлиль, кто сидит широко на белом престоле, на высоком престоле,
Кто совершенствует законы власти, главенства и царствия,
Боги Земли склоняются в страхе перед ним,
Боги Небес смиренны перед ним…

— Шумерский гимн Энлилю в переводе Самюэля Крамера[16]
Согласно мифам, Энлиль отделил небо от земли, создал сельскохозяйственные орудия, божеств скотоводства и земледелия, приобщил к культуре людей. Считалось также, что Энлиль насылает стихийные бедствия. В эпосе о Гильгамеше Энлиль назван одним из инициаторов всемирного потопа с целью уничтожения человечества.

Энлиль изображался также как божество коварное и злобное (видимо, как персонификация стихии); насылал стихийные бедствия, стремился уничтожить людей потопом и т. д. Супругой Энлиля была богиня Нинлиль. Сыновья — лунный бог Нанна, воин Нинурта, божество подземной стихии Нергал, посол богов Намтар.

С ослаблением культа бога Ану (ок. XXIV век до н. э.) влиятельным божеством стал Энлиль[17][14].

Культовым центром Энлиля был в Ниппуре[5] храм Экур (англ.) (переводится как «Горный дом»), который, по поверьям, построен самим Энлилем и является местом соединения небес и земли. Религиозный гимн (Туммальская надпись) времён правления Ур-Намму (III династии Ура) детально описывает великолепие храма, отмечает украшенные мифической птицей Анзуд врата[8].

Люди почитали Энлиля, принося к его статуе подношения, которые после ритуала забирали жрецы храма[18]. Шумерцы почитали Энлиля как покровителя, без которого цивилизация не могла бы существовать, кто присматривает за людьми и их благополучием[4], называли «Великой горой» и «Правителем чужих земель», «свирепой бурей», «диким быком», «торговцем»[8]. Месопотамцы Энлиля, также известного как Нунамнир, считали отцом и создателем, владыкой вселенной, называемым (по крайней мере в одном тексте) «Восточным ветром и Северным ветром»)[8].

Правители путешествовали к Экуру, чтобы легитимизировать свою власть (даже в Вавилонский период, когда Мардук считался верховным богом), делали подношения после военных походов[19]. Ниппур остался единственным городом, где не возводили дворец, что указывало на Энлиля, как единственного правителя города[20].
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Энлиль

Сообщение МАРИТА » 24 июн 2019, 12:11

Доктрина шумерской религии, ее философия вызывают интерес и споры ученых. Шумеры придумали множество богов, связанных с каким-либо природным явлением, олицетворяющим мощную силу. Поскольку жизненные циклы в природе непрерывны, все подвержено и расцвету, и увяданию, боги не исключение: они также рождаются, живут и умирают, чтобы возродиться вновь. Об этом отлично повествует миф о снисхождении Энлиля, где в полной мере мы можем увидеть проявление его сущности: плодородия, необузданности, стихийности, неиссякаемой энергии и силы.

Неизменный жизненный цикл: бог умер и воскрес!
Миф об Энлиле и Нинниль – повествование о снисхождении владыки небес в преисподнюю. История начинается с того, что богиня-мать, старуха Нунбаршегуну, задумала женить молодого бога из Ниппура на своей дочери. Мать учит дочь, как понравиться юноше. Та выполняет все предписания и покоряет бога. Дева юна и неопытна, она якобы противится, не поддаваясь искушению, однако юноша не желает упускать красавицу. Энлиль усаживает ее на барку, где и овладевает девушкой, за что изгоняется советом мудрейших богов. Несмотря на свою силу и мощь, Энлиль вынужден покориться законам, подчиниться всеобщему решению.

Супруга Энлиля – Нинлиль – не покидает мужа, хотя она уже беременна. Энлиль знает, что его первенец должен стать лунным светилой, что ему предначертано освещать ночные небеса, а не быть закрытым в преисподней. Божество решает обхитрить судьбу: принимает облик «стража ворот», «человека подземной реки», «перевозчика», чтобы богиня-жена, не узнав его, могла зачать и родить детей, которые смогут заменить старшего брата.

Законы не чужды даже всемогущим
Энлиль (аккадское Эллиль) – могущественное божество, «отец богов», произносящий нерушимое слово, «господин, чьи слова неизменны». Однако не только смертные и менее значительные боги, но и Энлиль вынуждены жить по установленным законам. Совет богов приговаривает к изгнанию, и «владыка, определяющий судьбы», не может противиться этому.

Бог Энлиль Владыка, творец, чья мощь несомненна
Энлиль – сын неба (Ана) и земли (Ки), верховных богов. Энлиль разделил небо и землю, помог отцу в нелегком деле созидания, опустил вниз мать. До этого Ана и Ки были единым целым, и в мире не было ничего живого.

Энлиль перенял мощь отца, что сделало его главным, позволило получить преимущество, стать первым, владыкой вселенной, повелителем, «чье слово свято», «решения нерушимы», повелителем ветра.

Показательны миф о сотворении мотыги и рассказ об Эмеше и Энтене. Они помогают понять сущность Энлиля, раскрывают его авторитет.

Повествование о создании мотыги показывает, что именно Энлиль после отделения земли от неба сделал так, чтобы из земли выросло семя и возникло «все, что было нужно».

Энлиль создал мотыгу, и как демиург вручил ее «черноголовым», научил их обрабатывать землю, строить, в общем, показал, что можно жить хорошо, главное, не забывать исправно служить богам.

Миф «Эмеш и Энтен» раскрывает извечный спор скотоводов и землепашцев. Братьям – Эмешу и Энтену – поручено следить, чтобы однажды установленный порядок неукоснительно соблюдался. Братья вздорят, спорят, кто главнее, и приходят в главный храм Ниппура, чтобы восхвалить Энлиля, получить его благословение. Так Энлиль становится высшим судьей, чье слово – закон. И бог решает спор в пользу Энтена-земледельца, подчеркивая, что именно тот властвует над живой (пресной) водой, а значит, его деятельность важнее.

Грозный демиург, разрушитель
Энлиль – бог-творец, приобщивший людей к культуре, создатель колеса, даровавший людям зерно, создатель ценных вещей. Это он придумал «ме» – божественные правила, упорядочившие организацию мира.

«Ме» – это обширные понятия, охватывающие как нравственность, веру, культ, так и профессиональные навыки ремесленников.

Несмотря на позитивный вклад, созидательное начало, Энлиль часто сравнивается с ветром или быком, дикими, ревущими, неистовыми. Таким образом подчеркивается его злобность, грозный нрав, вызывающий трепет и страх. Этого бога боятся, его почитают, ему поклоняются. Энлиль свиреп, коварен, вспыльчив. Частенько его раздражают люди и шум, исходящий от них. Считается, что Энлиль больше других ратовал за всемирный потоп. Он наказывает людей, насылая на них болезни, засуху, засоление почв, штормы, бури и другие бедствия.

Энлиль – древний бог: его имя можно найти в текстах Джемдет-наср (4–3 тыс. до н.э.). Это верховный бог, сын Ана, поэтому его символом является тиара с рогами, располагающаяся в центре священного алтаря.
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Энлиль

Сообщение МАРИТА » 24 июн 2019, 15:14

В Шумере и Аккаде этот бог занимал одно из главенствующих положений, порой становясь величайшим, превосходящим даже «отца богов» Ана.

Восхвалению Энлиля посвящен один из наиболее пространных и популярных шумерских гимнов, который начинается так:

— Энлиль! Повсюду могучие кличи его, священные речи его!

То, что из уст его, — ненарушимо, что присудил он — дано навечно.

Он взоры вздымает — колеблет горы!

Он свет излучает — пронзает горы!

Отец Энлиль восседает державно в священном капище…

(Здесь и далее переводы В. К. Афанасьевой)

Безусловно, авторы (или автор) гимна расточают наивысшие похвалы и эпитеты Энлилю во многом потому, что обращаются именно к нему, называя исполином, владыкой, мудрецом, могучим разумом, Могучим Утесом и т. д.

Энлиль! Добрый пастырь Вселенной.

Пастух, что ведает всеми жизнями,

Чье княженье восходит в сиянье!

Тиарой священной себя венчал он!

Когда он в горах восседает на троне,

Он, как радуга, обнимает небо,

Как плывущее облако, парит в поднебесье!

Князь небес — только он, дракон земли — только он!

Величайший среди ануннаков — он!

Он сам называет судьбы,

И никто из богов его не видит!

Надо заметить, что в некоторых мифах Энлиль предстает не столь уж добрым в своих деяниях, как не раз подчеркивается в гимне. По отношению к людям он порой выступает как жестокая и могучая стихия, а то и раздражительный, злой бог, насылающий на землю бедствия: потопы, засуху, засоление почв, эпидемии. Но страх перед ним заставляет, по-видимому, непомерно восхвалять того, от кого зависят людские судьбы:

Энлиль! Твое совершенство заставляет умолкнуть!

Суть твою не понять, не распутать нити,

Нити в скрещенье, незримые смертным.

Во славу божью твою — сражаться!

Ты себе сам — господин и советчик!

Твои замыслы кто угадает?

Твои тайные силы никому не подвластны!

Твой лик невидим ни одному богу!

Верховный жрец, бог, Энлиль — ты!

Верховный судья небес и земли — ты!

Обращает на себя внимание настойчивое повторение мысли, что невозможно увидеть Энлиля ни людям, ни богам, невозможно постичь его суть и догадаться о его замыслах. Так проявляется представление людей о том, что существует нечто высшее, не доступное человеческому разумению. То, что ты не в силах понять и от чего ты зависишь, внушает благоговение и страх, а также желание умилостивить это нечто.

Образ подобного существа остается тайной. Поэтому ограниченному воображению приходится прибегать к привычным обликам: людей, животных, растений, а также фантастическим сочетаниям их отдельных фрагментов. Кроме того, используются также образы величественных природных объектов и земных стихий.

Каким образом проявляет могущественный бог свою силу, как реализует свои замыслы?

Словом!

Твое несравненное Слово!

Могучее оно!

Как небеса оно! Как туча оно!

По Слову твоему ануннаки-боги создают плодородие!

Слово твое небесам — опора,

Слово твое земле — основа!

Небесам опора, небесам поддержка,

Земле — основа неразрушимая!

К небесам приближаясь, оно плодородно:

Льет дождем с небес изобилие!

К земле приближаясь, оно плодоносно:

Плоды земли растут в изобилье!

Слово твое!

Плоды — оно!

Слово твое!

Зерно — оно!

Слово твое — полноводный поток, жизнь всех поднебесных стран!

Божественное Слово, как следует из текста, отличается от слова человеческого. Это — особенная сущность, проявление воли высших сил. Божественное Слово воплощается в залог порядка в мироздании, а также движения облаков, выпадения дождя, произрастания плодов… На современном научном языке это — упорядоченная энергия, а точнее — информация, присутствующая повсюду как одна из основ бытия.

В некоторых мифах, однако, Энлиль предстает не как божество космическое, а в виде знатного человека, которому ничто человеческое не чуждо. Правда, в последующем действие переносится в миры иные, божественные. Создается впечатление, что в подобных случаях произошло слияние преданий об обожествленных предках и космогонических мифов.

В сказании об Энлиле и Нинлиль будущий великий бог живет — отроком — в городе Ниппуре (сначала возносится хвала именно прекрасному и благообильному городу). Здесь же живет и юная Нинлиль. (Сходство имен свидетельствует, пожалуй, о том, что в более древнем космогоническом мифе это были парные бо- жества, возникшие изначально от брака Ан и Ки; но теперь уже главенствует в обществе не семья, а община, и потому в начале сказания не семейные узы, а город Ниппур называется «связью земли и неба».)

Мать Нинлиль дает совет дочери не купаться в реке, чтобы не лишиться невинности:

— Ясноглазый, Повелитель, Остроокий — око его тебя узреет. Утес Могучий, Отец Энлиль…

Пастырь, Судеб Вершитель, Остроокий — око его тебя узреет. Он корень воздымет, тебя он обнимет, радость сердца, семя блаженства в утробу твою испустит, а потом покинет.

Судя по всему, в городе хорошо знали нрав похотливого Энли-ля, который в данном отрывке восхваляется как повелитель и даже «Отец», словно уже забыта прежняя характеристика его: «Энлиль юный — отрок града». В мифах, однако, на подобные хронологические или логические неувязки обычно не обращается внимания; этим мифы напоминают сновидения.

Случилось то, чего так опасалась умудренная опытом мать Нинлиль. Правда, при первой встрече юная дева отвергает предложение Энлиля сблизиться, ссылаясь на свою невинность. Разочарованный Энлиль обращается за помощью к своему советчику Нуску (между прочим, в приведенном выше гимне утверждалось, что всемогущий бог — сам себе господин и советчик). Солнечный бог Нуску советует использовать с целью похищения девушки ладью. По-видимому, прогулка по реке на ладье привлекала юных горожанок.

Заманив Нинлиль в ладью, Энлиль овладевает ею. Но тем самым он нарушает строгий запрет на подобные блудодеяния. (Нетрудно догадаться, что сказание призвано было устрашить и остеречь мужчин, хитростью или силой лишающих девиц невинности: даже могучему богу это не прощается!) Тем более что Нинлиль — дочь знатных родителей: мать ее Нунбаршегуну — жена бога Хайя (или, по другой версии, Урумаша). Боги приговаривают сексуального преступника к изгнанию из города-государства, что приравнивается к переходу в подземный мир. И хотя мифологическое время и пространство не соответствуют реальным, в этом случае усматривается уподобление изгнания из общины переходу в мир мрака и ужаса (действительно, любой общинник был своего рода клеточкой сверхорганизма).

И тут неожиданно за Энлиля вступается Нинлиль, полюбившая его, а еще и беременная его ребенком. Она следует за ним в подземный мир, обрекая на безрадостное существование и свое неродившееся еще дитя. Но Энлиль находит выход: он решил произвести на свет других детей, которые могли бы заменить его первенца. Он приказывает Нинлиль исполнять в подземном мире желания каждого, кто встретится на пути. И отправляется в изгнание первым.

В подземном мире предстал перед ней привратник и потребовал отдаться ему. Несмотря на то что в ее чреве рос сын Наннара, она вынуждена была исполнить просьбу привратника и зачала от него бога Месламтеа. Но тут выяснилось, что привратником обернулся Энлиль, а значит, она не совершила греха. То же повторилось и с хозяином реки, и с лодочником, перевозившим умерших. Таким образом три младших сына Энлиля могли теперь остаться в подземном мире, в обмен на свободу отца, матери и старшего сына Наннара (или Нанна, Суэн — имена бога Луны).

Из подземного мира поднялся Наннар к оловянному своду небес к деду своему Ану, но только не на седьмое, а на шестое небо. Он отправился в путь по небесным лугам, за ним последовали созвездия, подобно пасущимся быкам. Его сыном стал бог Солнца — Уту. С той поры первую половину суток мир находится под покровительством лунного бога Наннара, а вторую половину — его сиятельного сына Уту. (Кстати сказать, с той шумерской поры вошло в правило начинать сутки с полуночи, а не с восхода Солнца.)

Таким образом искупив свою вину (точнее сказать, откупившись, — что было, как видим, в шумерских традициях), Энлиль смог вернуться в свой родной город. Семь величайших богов, вершители судеб Вселенной, осудившие его, снова признали его своим владыкой. Он воздвиг в Ниппуре дворец из лазурита, откуда стал управлять подвластными ему землями. Главным помощником и советником Энлиля стал его мудрый брат Энки.

За всем этим переплетением земных и космических, реалистичных и фантастических событий усматривается еще одна ипостась Энлиля — как бога умирающей и воскрешающей природы. Он, как зерно, уходит в землю, чтобы после чудесных превращений выйти вновь на свет зеленым ростком. Об этом свидетельствует и финал гимна Энлилю.

Ты победитель, ты покоритель, воистину это ты

Ты хозяин льна, господин зерна, что им рост дает, воистину это ты

Властелин небес, плодородие, господин небес, воистину это ты

Энлиль небесный, Энлиль владычный

Слово, что он молвит, нельзя преступить

Дела, что творит он, нельзя изменить

Хвала за дела, за матерь Нинлиль,

Отче Энлиль, хвала

В другом сказании — о женитьбе Энлиля — история соблазнения Нинлиль, которая поначалу носит девичье имя Суд, выглядит более благопристойно. Он видит, проходя в городе Эреше (где и была создана эта легенда), прекрасную Суд, стоящую в воротах.

Полагая, что это гетера, он заговаривает с ней, обещая щедро наградить или даже сделать своей наложницей. В ответ она произносит что-то вроде «Да за кого вы меня принимаете?!» и предлагает сделать предложение по всем правилам. Энлиль так и поступает, согласно обычаю, посылая сватов и богатейшие дары в дом невесты. За свадьбой следует брачная ночь, и Суд приобщается к славным богам; ей определено покровительствовать роженицам, а также плодородию полей.

«В этих рассказах, — комментирует текст В.К. Афанасьева, — сталкиваются и противопоставляются друг другу не только и не столько стадиальные бытийные формы развития общества, сколько эзотерический и экзотерический мифологические пласты». Но складывается впечатление, что мифологи вообще склонны углубляться в подтексты древних преданий, подчас не придавая должного значения самому тексту и его более или менее очевидному смыслу.

Спору нет, нередко в мифах скрыты потаенные, поистине эзотерические глубины. Но кто поручится, что их не домысливают современные исследователи, склонные к избыточным усложнениям и не учитывающие близость людей далекой древности к природе (при настоятельной потребности постичь ее закономерности) и кровную связь с общественной — прежде всего семейной, родовой, общинной — жизнью.

Вот и в истории сватовства Энлиля проще всего предположить установление родственных отношений между правителями двух городов, чем обеспечивается объединение, союз двух общин, хотя присутствует и тема зарождения новой жизни. Кстати сказать, обряд совокупления, в котором участвовали цари или жрецы, у многих земледельческих племен и народов считался залогом будущего урожая.

С именем Энлиля у шумеров было связано представление о силе, воле, могуществе, жизненной энергии, но не о великом разуме. В трудных ситуациях Энлиль нередко обращается за советом к младшему брату Энки. В круге природных стихий Энлиль олицетворял ветер, который с одинаковой легкостью мог принести дождевые тучи, орошающие поля, знойный воздух пустынь и сокрушительный ураган.

В Аккаде Энлиль удостоился эпитета Бел (семитское — «владыка», «господин»). В Ассирии его отождествляли со своим верховным божеством Ашшуром, а в Вавилоне — с Мардуком. Со временем слово «энлиль» стало нарицательным, подразумевающим господство.

Выступая в образе человека, гражданина определенного города, Энлиль в одном случае не имеет абсолютной власти и вынужден подчиниться суровому приговору высшего совета, состоящего из пятидесяти старейшин (в мифе — «старших богов»). Но в другой, по-видимому, более поздней, версии он уже справедливый и единовластный правитель, объединяющий города. В надписи правителя Лагаша Энметены (около 2350 г. до н. э.) сказано:

Энлиль, Всех стран господин,

Всех богов отец,

Словом верным своим

Для Нингирсу

И Шары,

Разграничил землю.

Выходит, что Энлиль (или именем его — властелин Лагаша) решал спорные земельные вопросы, возникавшие между городами Гирсу (Нгирсу) и Умма, покровителями которых были боги Нингирсу и Шара. А в более поздней надписи правителя Гудеи Энлиль выступает повелителем природной стихии — паводка на реке Тигр:

Энлиль на владыку Нингирсу посмотрел благосклонно:

«В нашем граде вседостойное да взойдет в сиянье!

Ко брегам своим паводок вернулся,

Паводок ко брегам своим вернулся.

Пусть искрятся высокие темные воды сверканием трепета благоговейного.

Воистину паводок Энлиля —

Тигр, воду сладкую пусть приносит!»

Вне зависимости от главного содержания данной пространной надписи, в этом отрывке определенно сказано о том, насколько благосостояние жителей городов-государств Двуречья зависело от изменений русла реки Тигр, а значит, и от состояния связанных с этим руслом каналов и паводков.

Судя по всему, многовековое хозяйничание людей в долине Тигра и Евфрата привело к тому, что русла рек, а также проток стали своевольно блуждать по равнине. Это явление было связано с эрозией земель, выносом большого количества ила, глины, песка. Высокие темные паводковые воды искрятся, как можно предположить, от обилия выносимой с песком слюды. Не зная закономерностей блужданий речного русла (а они действительно очень сложны и трудно предсказуемы), не догадываясь, что это явление связано с преобразующей деятельностью людей, автор надписи уповает на милость бога.

В отличие от египтян жители Двуречья не возвеличивали бога Солнца: он был даже не сыном, а внуком Энлиля. Почему так произошло?

Регулярное механическое движение светила по небосводу плохо вяжется с образом живого своевольного божества, волю и замыслы которого невозможно предугадать. А земледелие и скотоводство в этом регионе, орошение полей и водоснабжение городов и поселков, возможности навигации во многом зависят от изменения русел рек и речных проток, от характера наводнений, движения воздушных масс, приносящих то дожди, то засухи или пыльные бури. Разливы рек могли быть катастрофическими, сметающими все на своем пути — настоящими потопами. Но столь же губительной бывала другая крайность — небольшой подъем воды в реках, лишающий почву естественного удобрения (ила) и влаги (из-за понижения уровня грунтовых вод).

Вновь подчеркнем: люди склонны поклоняться тому, что им неизвестно, что превышает возможности их разума и от чего может зависеть их судьба. Вот почему прихотливые перемещения воздушных масс и непредсказуемые речные наводнения в глазах шумеров являлись проявлениями нрава величайшего (или одного из величайших) бога — Энлиля. Тем более что наблюдения за движением Солнца, Луны и некоторых планет позволили шумерам заложить основы астрономических знаний, составить календарь.

…Земные стихии с полным основанием вслед за Федором Тютчевым можно называть демонами глухонемыми. Примерно так относились к ним и наши далекие предки, представители древнейших цивилизаций. Но эти демоны или божества, как полагали люди, обладали волей, разумом и своим языком, который недоступен непосвященным.

Шли века, и постепенно накапливались и осмысливались сведения о жизни земной природы, о стихийных явлениях. Натуралисты постигли в общих чертах «азбуку природы», выяснили целый ряд закономерностей, которым подчиняется земной мир. Но до сих пор многое остается непонятного и непредсказуемого. Тем более что слишком часто мы сами своими действиями вызываем буйство, гнев земных стихий.

Баландин Р.К.
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

Вернуться в ШУМЕРСКИЕ БОГИ

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


@Mail.ru