Регистрация




ТИАМАТ - ЗАБЫТАЯ БОГИНЯ
Последнее сообщение МАРИТА
13 авг 2023, 05:19

РАБОТА С ТИАМАТ
Последнее сообщение МАРИТА
13 авг 2023, 05:12

Тиамат: Изначальная Мать Хаоса
Последнее сообщение МАРИТА
13 авг 2023, 05:04

Эрешкигаль: Королева Подземного Мира
Последнее сообщение МАРИТА
13 ноя 2019, 11:15

СИМВОЛЫ ИШТАР
Последнее сообщение МАРИТА
14 авг 2019, 07:09

Тотемные животные Инанны и Иштар
Последнее сообщение МАРИТА
14 авг 2019, 07:07

ДАМКИНА
Последнее сообщение СИЛЬФ
20 июл 2019, 09:37

Игиги
Последнее сообщение МАРИТА
26 июн 2019, 15:38

Ануннаки
Последнее сообщение МАРИТА
26 июн 2019, 10:48

Инанна
Последнее сообщение МАРИТА
26 июн 2019, 09:17




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!

МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


МАРДУК

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

МАРДУК

Сообщение МАРИТА » 26 июн 2019, 09:07

Популярность этого бога в Двуречье росла по мере возвышения города Вавилона. Первые упоминания о нем относятся ко второй половине III тысячелетия до н. э., а центральным божеством он стал во времена I Вавилонской династии (XIX—XVI в. до н. э.). Аккадцы и вавилоняне, в целом приняв мифологию своих культурных предшественников шумеров, должны были утвердить свое господствующее положение в духовной религиозной сфере. Поэтому в их мифе, посвященном Мардуку — «Энума Элит» («Когда Вверху»), - повествование начинается с сотворения мира.

Начало этого мифа заслуживает особого внимания. Здесь в качестве первых божеств выступают первичный океан Тиамат, воплощение хаоса, стихии, женского начала, и Апсу (Абзу, по-шумерски) — мировой океан подземных пресных вод, у которого был мудрый советник, олицетворяющий порядок и разум — Мумму. От соединения Апсу и Тиамат возникли первые боги.

Идея, высказанная таким аллегорическим образом, не потускнела за три десятка столетий. Когда в начале XX века стала обретать популярность гипотеза о том, что жизнь на нашей планете зародилась в океане («океан — колыбель жизни»), почему-то не было учтено важное обстоятельство: в жидкой среде, даже при случайном синтезе сложных органических молекул, они с той же легкостью распадутся на составные части.

В наши дни есть смысл вернуться к удивительной догадке древних: для создания живых организмов необходимо, как минимум, соединение коллоидных частиц с жидкой средой при участии какого-то организующего начала при постоянном притоке энергии. Так может происходить, например, при выносе тончайших глинистых частиц (опять все та же «первоматерия» — глина!) пресными подземными или поверхностными водами в океан (моря). И если жизнь действительно некогда возникла на Земле, то этот процесс мог скорее проходить по мифологическому «сценарию» аккадской поэмы, чем по научным гипотезам, популярным в XX веке.

Итак, в слиянии двух первичных океанов стали появляться более определенно сформировавшиеся божества-стихии: Лахму и Лахаму. От них появились бог Аншар и богиня Кишар, а от них — Ану (Ан), Энлиль и Эйя (Эа, Хайа, Энки). Все эти боги были молоды, шумны, деятельны. Они старались навести в мире порядок и сильно досаждали престарелым первобожествам. Апсу решил убить своих неугомонных отпрысков с помощью верного Мумму. Мудрый Эйя разгадал этот замысел. Он заколдовал Мумму, взяв себе его силу разума, ауру, «лучи сияния». С помощью магических заклинаний он усыпил, а затем убил Апсу. Части тела Апсу Эйя использовал для того, чтобы возвести на них свое жилище. Здесь-то и родился «ребенок-солнце», будущий великий Мардук.

На стражу своих владений Эйя призвал огнедышащего бога Аншара, имевшего четыре глаза и четыре уха. (Правда, в мифах Двуречья, судьба Аншара не так проста. По мере усиления влияния в регионе Ассирии, возвышался и его главный бог Ашшур (Аншар), который и стал главным героем — вместо Мардука — ассирийской версии поэмы.)

Итак, вавилонский миф превозносит Мардука, и поэтому великие первые боги становятся или его предками, или хранителями. Его мать Дамгальнуна (Дамкина) обретает черты богини Нин-хурсаг. В сказочно короткий срок Мардук становится самым смелым и могучим из всех богов.

Тем временем Тиамат, разгневанная убийством мужа, решила отомстить богам (по другой версии, ее возмутил порядок, устанавливаемый в мире и сводящий на нет ее власть). Она создала одиннадцать чудищ: драконов, скорпионо-людей, человеко-псов и человеко-рыб с ядом вместо крови. Во главе их она поставила Кингу — самого свирепого и беспощадного из своих слуг. На грудь ему она возложила скрижали судьбы Вселенной, провозгласив его своим супругом.

Испугались боги, затрепетали, собрались на совет, чтобы обсудить пути к спасенью, но никто из них не рискнул выступить против Кингу с его войском. И тогда выступил младший из них — Мардук. Он сказал, что готов сразиться с врагами, но в случае победы боги должны признать его своим господином.

Слова его вызвали замешательство среди богов. Многих они возмутили, иных озадачили. Как может юный Мардук справиться с чудовищным воинством? Как смеет он требовать власти над старшими богами?!

Семь величайших богов уединились, чтобы обсудить предложение Мардука. Утомившись от споров, они устроили пир. Вино и пиво усладили их сердца, успокоили души. Мардук удивил их, показав свое могущество: по его слову пропадали и появлялись звезды (не много ли было выпито хмельных напитков?). И тогда боги решили вручить Мардуку символы власти, признать его царем. Он не стал медлить: взял булаву и лук с колчаном. С помощью Ану сплел огромную сеть, раздуваемую четырьмя ветрами. Его сопровождали семь бурь, а впереди его сверкали молнии. Кингу и его воинство в ужасе разбежались. Сама Тиамат встала против него. Она разинула свою пасть, но он вогнал туда буйный ветер, от которого у нее перехватило дыхание, пронзил ее тело стрелой, рассек мечом, вырезав сердце. Из верхней половины ее тела он создал небесный свод, закрывающий верхние воды. В нем он устроил ворота с запорами, поставив стражу, которой запрещено было без разрешения Мардука отпирать ворота, давая возможность небесным водам изливаться на землю.

Из другой половины тела Тиамат создал Мардук землю, имеющую вид полукруглой чаши, и прикрыл ею нижние воды. В небесных чертогах поселил он бога Ану, а земные воды отдал во владение отцу своему Эйя; Энлиль стал повелевать воздухом и ветрами. Начертал Мардук на небе созвездия. Ночь он отдал во владение богу Луны Сину, одарив его светлой короной, а день — Шамашу, богу Солнца, лучи которого поражают демонов и устрашают злодеев. Всех богов поделил он на триста небесных и триста земных и подземных, определив каждому то, за что он ответственней.

Учредив порядок в мироздании, Мардук мог бы спокойно существовать в своем небесном дворце, если бы не ропот богов, которым пришлось нести бремя забот и хлопот. Решил тогда Мардук сотворить существ, которые могли бы позаботиться о богах. Из крови Кингу и глины, взятой у Эйя, вылепил он первых людей. Они были похожи на богов, но не обладали их силой и бессмертием. Людям повелел Мардук служить богам, которые с той поры живут беззаботно.

Правда, в конце II тысячелетия до н. э. стал популярным миф о том, что абсолютное господство Мардука огорчало семерку высших богов, и они подговорили бога войны и эпидемий Эрру (Ирру) отобрать у Мардука часть власти. Решил Эрра уничтожить одно из лучших творений Мардука — людей, которые не поклоняются Эрру. Тогда коварный бог уговорил царя богов отрешиться на некоторое время от земных дел для того, чтобы спуститься в подземный мир и там с помощью бога огня Гирры очистить свои регалии высшей власти, которые потускнели якобы от времени.

Мардук поверил Эрру и покинул землю, оставив свой трон Эрру, который пообещал не чинить никаких злодеяний. Но как только Эрра обрел власть, он тотчас наслал на людей все беды — чуму, распри, войны, разруху. Начались страдания, гибель людей во всей Вавилонии и даже в столице, покровителем которой являлся Мардук. И если бы не возвращение Мардука, не осталось бы на земле людей.

В этой истории сделана попытка отделить зло и насилие от верховного бога, представить его благодетелем людей, не имеющим никакого отношения к тем бедствиям, злодеяниям несправедливостям, которые творятся на земле, а всю ответственность возложить на «нехорошего» бога. Такова одна из первых версий существования в мире добра и зла, носителями которых выступают антиподы — бог и дьявол.

Другая идея истории Мардука и Эрры — историософская: периоды процветания и могущества государства сменяются краткими (сравнительно) периодами бедствий, упадка. Такова реальная закономерность, которую можно наблюдать на примере всех цивилизаций и государств. Хотя, конечно, объяснение этому явлению не столь наивно-простейшее, как сказочно представлено в мифе.

Бог Мардук — покровитель города Вавилона

Бог Мардук был покровителем воздуха. Он управлял движением Солнца и давал людям пищу (пшеницу, ячмень и другие злаки). Его называли «рожденным из океана», ведь каждый день Солнце выходит из-за небосвода над морской гладью, побеждая ночную тьму. Олицетворяли Мардука как бога мудрости. Он умел врачевать и обладал большой заклинательной силой.

Поговаривали, бог мог воскрешать мертвых. Всего он имел около 50 хвалебных имен. Хотя внешность имел весьма экстравагантную: темные волосы и длинная густая борода, яркое и длинное одеяние, четыре глаза и четыре уха. К тому же, Мардук был жарким, огнедышащим мужчиной. Являлся он всегда с четырьмя ветрами и семью бурями. Мардук – дитя Домкины и Эйя. Его женой была Царпаниту. Вместе с супругой они родили сына Набу – писателя таблицы судеб. Мардука часто именуют «судьей», «царем», а иногда и «отцом богов».


Новый год в Вавилонии
Бога Мардука ассоциировали с самым большим звездным светилом– Юпитером. Его символами были лопата, мотыга и дракон Мушхуш. Отдельные части тела Макдука сравнивали с деревьями и животными: большие внутренности – это львы, малые внутренности – собаки, хребет – кедр, череп – серебро, пальцы – тростник, сперма – золото. Правление Мардука ассоциировалось с празднованием Нового года. В те времена он начинался с весеннего равноденствия. В Вавилоне Новый год называли Акиту. Его празднование продолжалось 12 дней. Кроме того, у бога был свой собственный день – Цакмуку. Тогда чествовали создание мира и судьбы богов.

Бог Мардук и создание мира
У вавилонян существовал миф о сотворении мира. Его написали на 7 глиняных таблицах. Этот миф повествовал о том, что сначала был хаос, водная бездна, которую олицетворял страшный дракон в женском обличии Тиамту. Со дна беспорядка возникли боги, решившие загубить Тиамту, сделав хоть какой-то порядок. Чудище прознало о таких коварных планах пригрозило съесть своих обидчиков. Только Мардук не испугался и вступил с ним в конфликт. Перед сражением бог потребовал полного господства над другими в случае своей победы.

Мардук вооружился дубиной, сеткой и луком, сотворил четыре небесных ветра и 7 бурь для борьбы с 11 чудовищами Тиамту. Он смело вступил в бой. В раскрытый рот чудища Мардук вонзил «злой ветер» и сразу же прикончил его стрелой. Он отнял у мертвой Тиамту книгу судеб, принесшую ему всеобщее признание. Бог разрубил Тиамту надвое: из одной части создал землю, из другой – звездное небо, из глаз – реки Евфрат и Тигр. Затем Макдук принялся за растения, животных и рыб. Окончание мироздания ознаменовалось сотворением человека из крови одного из богов, смешанной с глиной. Интересно, что его казнили за измену и помощь Тиамту. Скорее всего, поэтому люди впоследствии обязаны были приносить жертвы богам.

Пир на весь мир
Дабы отблагодарить Мардука боги устроили пир вселенских масштабов. Они также построили Эсагила – храм неслыханных размеров и красоты. Они целый год делали кирпичи, еще год – возводили храм. Назвали его — Вавилон, что значит «Божьи врата». Именно его минарет – Э-темен-ан-ки – взяли за основу для библейской легенды о Вавилонской башне. В этом храме Мардука возвели в ранг царя богов. В нем находилась сокровищница с несметными богатствами и золотая статуя верховного бога весом около 20 таланов (600 килограмм).

Храм возвышался над другими постройками подобно символу «бескрайних небес». В его стенах боги часто устраивали богатые пиршества. Многие правители древнего города в дальнейшем строили в его честь башни зиккураты. Это не вызывает никакого удивления, так как Вавилон стал главным городом Месопотамии, а Мардук — вершителем судеб богов и людей.

Политические страсти на древний лад
В мифе о создании мира четко прослеживается политическое влияние: Вавилон победил и все остальные ему подчинились. Жрецы понимали, что это нужно было закрепить, потому-то и возник некий бог Мардук – покровитель древнего государства. Вскоре его и вовсе нарекли божественным царем.

Спустя некоторое время образ Мардука начали ассоциировать с великими божествами Вавилонии. Его проявлениями были: Нергал (бог войны, смерти и недугов), Набу (бог письменности), Син (бог Луны). Но более всего вавилонские жрецы пытались включить в образ Мардука умирающего и воскресшего бога.
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

Вернуться в ШУМЕРСКИЕ БОГИ

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


@Mail.ru