Регистрация




ПЛАНЕТАРНАЯ МАГИЯ
Последнее сообщение МАРИТА
26 июл 2023, 06:27

НАЧАЛО ПРАКТИКИ АСТРОЛОГИИ
Последнее сообщение МАРИТА
03 окт 2021, 08:42

АСТРОЛОГИЧЕСКАЯ МАГИЯ
Последнее сообщение МАРИТА
03 окт 2021, 08:33

Магия талисманов и астрология
Последнее сообщение МАРИТА
03 окт 2021, 08:32

Астрологический подбор времени ритуала
Последнее сообщение МАРИТА
03 окт 2021, 08:29

Планетарные духи. Планетарная магия. Каббала.
Последнее сообщение СИЛЬФ
24 окт 2020, 13:22

Семь Планет, их качества, свойства и силы
Последнее сообщение СИЛЬФ
24 окт 2020, 13:16

Соответствия планет цветам, камням, металлам, травам, дням н
Последнее сообщение МАРИТА
24 апр 2020, 23:36

Правила использования планет для магических операций
Последнее сообщение Agniya
10 дек 2019, 21:53

Камни и планеты. Связь девяти планет с минералами
Последнее сообщение МАРИТА
17 окт 2019, 23:36




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!
Поздравляем
Марушка
Марушка
СИЛЬФ
СИЛЬФ
ivanenokEl
ivanenokEl


МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Небесные гармонии: магическая космология

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Небесные гармонии: магическая космология

Сообщение МАРИТА » 05 май 2019, 21:38

Найджел Джексон
Небесная магия. Глава 3. Небесные гармонии: магическая космология
Nigel Jackson (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

Лицензия Creative Commons
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

В основе сабейской, гностической и средневековой талисманной магии лежит картина мира, базирующаяся на теории небесных гармоний — на принципах древней астрологии, согласно которым подлунный мир подчинен судьбе, или предназначению (геймармене), проявляющейся в положениях и сочетаниях небесных тел. Безраздельное господство астрального детерминизма в западной магии того времени находит выражение в образах трех мойр (парок) и богини Ананке («Необходимости»), вращающей космическую ось как веретено, на котором прядутся нити судьбы, а также в представлении о колесе времени и пространства как о «киклос Ананке» («круге Необходимости»), в котором вершится круговорот рождений, смертей и переселения душ.

Этот платонический по происхождению взгляд на устройство вселенной выражен в «Центилоквиуме» Птолемея [1]: «Все сущее в этом мире повинуется небесным прообразам». В приложении к магической практике тот же принцип получает следующее определение в «Пикатрикс»: «Все мудрецы сходятся в том, что планеты оказывают влияние на этот мир и властвуют над ним <…> из этого следует, что корни магии — в движении планет».

Важнейшее место в талисманной магии занимают теории арабского философа IX века аль-Кинди (Абу Юсуфа Якуба ибн Ишака аль-Кинди), астрологическая магия которого, в свою очередь, основывается на более древнем учении греческого теурга Синезия. Аль-Кинди разработал концепцию «лучей», испускаемых всем сущим; при этом особенно важны лучи звезд и планет, проводящие небесные влияния и вызывающие гармонические излучения в родственных им веществах. Эти представления аль-Кинди изложил в своем знаменитом трактате «Deradiis» («О лучах»). В этой работе в свете теории тонких лучей рассматриваются принципы практической талисманной магии: «Каждая проявленная фигура и вообще всякая форма, запечатленная в веществе стихий, испускает лучи, которые побуждают к тем или иным движениям другие вещи. Некоторые <…> знаки, начертанные с соблюдением должных церемоний, усиливают влияние Сатурна, иные — других планет, иные же — неподвижных звезд».

Сабейский маг Табит ибн Курра формулирует в своем трактате «Deimaginibus» («Об образах») центральную теорему талисманной магии: «Небесная гармония посредством лучей насыщает силой изображение, изготовленное таким способом».

Герметические представления об астрологии испытали сильное влияние гностических идей и в результате приобрели известную амбивалентность. С одной стороны, звезды и планеты являют нашему взору могучие гармонии, властвующие как над внешним, так и над внутренним миром; они — орудия и проводники божественных сил, которые магу надлежит привлекать себе на помощь и обуздывать: «Тем же планетам отдан во владение род людской, и в нас суть Луна, Зевс [Юпитер], Арес [Марс], Пафия [Венера], Кронос [Сатурн], Солнце, Гермес [Меркурий]. Вот почему наш удел — черпать из эфирного духа жизни слезы, смех, гнев, рождение, слово, сон, желание. Слезы — это Кронос, рождение — Зевс, слово — Гермес, гнев — Арес, Луна — сон, Афродита [Венера] — желание, а Солнце — смех…» (Стобей, «Герметические фрагменты»).

Зодиак (zodiakos) — это «круг живых существ», то есть звездных архетипов, созидающих образы «первоидей» в Божественном Уме (схожим образом в иудейской каббале небом «маслот» —неподвижными звездами — правит сфера Мудрости, Хокма). Такова «звездная мудрость» божества — источник архетипов, обусловливающих реальность.

Но, с другой стороны, те же небесные тела суть «семеро правителей», или архонтов, каждый из которых налагает свою печать на душу, спускающуюся через планетные сферы для воплощения в подлунном мире материи — сфере «астрального детерминизма». Согласно герметическому учению, душа, покинувшая тело после смерти, должна вознестись обратно и пройти через врата семи планет, последовательно сбрасывая с себя влияния и обусловливающие качества каждой, пока, наконец, не превзойдет их все и не вырвется на свободу, очистившись от всех пороков и ограничений гебдомады — царства архонтов.

Неразвитый человек пребывает во власти планетных сил, но мудрый, согласно древнему изречению, сам правит звездами. Под влиянием персидских магов гностики именовали планеты — орудия неумолимой судьбы — «семью военачальниками Аримана». В коптском трактате V века «Пистис София» демиург, творец мира, «поставил пятерых великих правителей как владык над 360 (градусами зодиакального круга) и надо всеми подчиненными правителями, коих в мире людей называют <…> Кроносом, второго — Аресом, третьего — Гермесом, четвертого — Афродитой, пятого — Зевсом…» Итак, в герметической космологии магического искусства божественные ипостаси планет неразрывно связаны с демоническими.



Тройственная вселенная
Магическая вселенная подразделяется на три части: мир материи (гиле), мир души (психе) и мир духа (пневма), царство чистого разума и света. Эта схема мироустройства восходит к трудам египетских философов Птолемеевой школы (I—II вв. н.э.), названной так в честь греко-александрийского астролога Клавдия Птолемея (ок. 100 — 160 н.э.), автора классических трактатов «Тетрабиблос» (др.-греч. «Четверокнижие») и «Альмагест» (искаж. араб. «Великая книга»).

В системе Птолемея низшее место отведено подлунному миру — царству четырех материальных стихий; далее следуют семь планетных сфер и восьмая, сфера зодиака, или неподвижных звезд, а за ними сокрыты ангельский мир и лучезарный Перводвигатель — вечный и неподвижный Ум и Абсолютное Божество. Таковы три мира — природный, небесный и божественный — составляющих картину вселенной мага эпохи Возрождения. Такова модель подразделения всего сущего на микро- и макрокосм — основа божественной «гармонии мира», состоящего из нерушимых и прозрачных концентрических сфер, вращением которых, сопровождаемым «музыкой сфер», правят ангелы — проводники Божественной Воли (телесис). Человек — магическое зеркало космоса; небеса — не только вне, но и внутри нас.

Роберт Фладд представил чертежи этих трех миров в первом томе своего трактата «Utriusque Cosmi… Historia» («История обеих миров…», Оппенгейм, 1617): Terra (Земля), занимающая, в соответствии с моделью Птолемея, центральное положение, окружена остальными тремя стихиями — Водой (Aqua), Воздухом (Aer) и Огнем (Ignis).

За сферой стихий располагаются круги, или прозрачные сферы, небесного мира: семь планетных кругов — Luna, Mercurius, Venus, Sol, Mars, Jupiterius и Saturnus, — и разделенная на 360 градусов зодиакального круга «звездная твердь» (Caelum Stellatum). Далее следует божественная иерархия ангельских чинов: ангелы, архангелы, силы, начала, власти, престолы, господства, херувимы и серафимы; и, наконец, всю систему венчает Совершенный Ум, Ens, или Первосущее, — престол Божественного Величия, каббалистический Венец (Кетер). Так «золотая цепь» бытия тянется неразрывно от наивысшего к низшему и от низшего — к наивысшему.

Интересная и характерно гностическая версия птолемеевой космологии дошла до нас в устройстве так называемой «фигуры офитов», которая описывается в трудах Цельса и Оригена и истолковывается в «Апокрифе Иоанна». Современные исследователи отождествляют «офитов», то есть змеепоклонников из числа последователей Ипполита и других гностических учителей, с приверженцами распространенного в Египте, Сирии и Палестине культа Сифа — вероучения самарянина Досифея и его ученика Симона Волхва.

С точки зрения сифиан-офитов, в центре многочисленных концентрических сфер располагаются Земля и скрытый в ее недрах Тартар (царство мертвых), в самой глубине которого заключен слоноподобный демон земной сферы — Бегемот. Землю окружают семь планетных сфер архонтов-правителей с головами животных; в «Апокрифе Иоанна» они описываются так: «…первое имя — Иалдабаоф. <…> Афоф — с обличьем овцы, <…> Элоайу — с обличьем осла, <…> Астафайос — с обличьем гиены, <…> Йао — с обличьем змея о семи головах, <…> Саваоф — с обличьем дракона, <…> Адонин — с обличьем обезьяны, <…> Саббеде — с обличьем сияющим». Это архонты падшего мира, гебдомады. Над сферой, самой дальней от Земли, сферой Сатурна, властвует Иалдаваоф, «нечестивый в гордыне своей», который отождествляется с Самаэлем, князем мира сего, а также с уроборическим мировым змеем — Левиафаном, «змеем прямо бегущим» и «змеем изгибающимся», обитателем горько-соленой бездны моря.

Великий маг XVI века Корнелий Агриппа называет Бегемота и Левиафана «двумя предводителями демонов». В «Книге Еноха» патриарх Енох, потомок Сифа, созерцает две эти исполинские, титанических сущности: «…женское чудовище, называемое Левияфа, чтобы оно жило в бездне моря над источниками вод, мужеское же называется Бегемотом, который своею грудью занимает необитаемую пустыню, называемую Дендаин».

Как владыка сферы Сатурна и демонический правитель нижнего мира Иалдабаоф-Самаэль, Дракон Пресмыкающийся, очевидно связан с каббалистическим учением о Грехопадении, согласно которому семиглавый «змей изгибающийся», Левиафан, восстал из мира клипот и обвил своими кольцами семь нижних сефирот Древа Жизни, поднявшись вплоть до Даат. Этот дракон-архонт преграждает путь в горний мир, на который его власть не распространяется. Что касается горнего мира, райского сада, не запятнанного грехом, то сифиане-офиты отождествляли его с небом зодиака, или неподвижных звезд, — восьмой сферой, огдоадой, миром бессмертных духов, который мыслился как «божественный Эдем», где растут древо жизни и древо познания добра и зла. Доподлинно выйти за круги архонтов и вступить в огдоаду, мир Светлой Матери (Барбело), «град света», — значит, превратиться в божественную звездную сущность наподобие египетской Ах, вернуться к изначальному совершенству «светлого рая». За горним Эдемом — по аналогии с тремя высшими сефирот каббалистического Древа Жизни — располагается сфера божественной полноты бытия (плеромы), которую гностики изображали в виде двух кругов: темно-синего и светло-желтого, символизирующих «Природу Софии» как «Жизни», сочетающей в себе Гнозис и Синезис (сверхъестественное Знание и Разумение). Еще выше находятся круги Сына и Отца, составляющие сферу агапе, или божественной любви. Преодолев круги стихий и планет и очистившись от их влияний, посвященный возвращался в Эдем и в ангельский мир. Как сказано в герметическом трактате «Поймандр» («Пастырь мужей»), «таково конечное благо для обладающих Гнозисом — стать Богом».

Однако, несмотря на все гностические представления о неблагом характере небесных влияний, западная магия подходит к этой проблеме прагматично: ее задача — «уловить жизнь звезд» в самых чистых ее проявлениях и обратить ее на благо человека или человечества в целом. Магия старается извлечь все самое лучшее из подчиненного звездам мироздания, в котором воплощаются человеческие души. Вместо того, чтобы фаталистически покориться силам планетных архонтов, как поступает основная масса непросвещенных, маг стремится «править звездами», призывая для этого на помощь более высокие силы — ангельские и божественные. И сейчас перед нами откроются тайные методы этой древней и почтенной науки Небесной Магии: мы стоим на пороге звездных сфер…

Перевод с английского Анны Блейз
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

Вернуться в Основы и теория

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


@Mail.ru