Регистрация




КАК АБСОЛЮТ СОТВОРИЛ МИР. ИНВОЛЮЦИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ.
Последнее сообщение SHAMIRAM
28 мар 2019, 19:18

Сотворение мира или Дао по египетски
Последнее сообщение СИЛЬФ
26 мар 2019, 15:10

АВЕСТИЙСКИЕ ДОКТРИНЫ. КОСМОГОНИЯ. ТЕОЛОГИЯ.
Последнее сообщение ВЕДДА
22 мар 2019, 21:26

Восприятие Космоса в Зороастризме
Последнее сообщение ВЕДДА
19 мар 2019, 20:09

Зороастрийский космогенезис и эволюция мироздания
Последнее сообщение ВЕДДА
19 мар 2019, 15:03

Космогония в Зороастризме
Последнее сообщение ВЕДДА
19 мар 2019, 14:59

Сотворение Мира в зороастризме
Последнее сообщение ВЕДДА
19 мар 2019, 11:42

Быстрые и медленные Миры Вселенной
Последнее сообщение ВЕДДА
14 янв 2019, 16:19

Джамбудвипа. Обитатели варши
Последнее сообщение МАРИТА
26 ноя 2018, 22:29

Ведическая космология, строение вселенной и чакровая система
Последнее сообщение МАРИТА
24 июл 2018, 23:34




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!

МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Сотворение Мира в зороастризме

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 2112
Зарегистрирован: 10 окт 2014, 17:41

Сотворение Мира в зороастризме

Сообщение ВЕДДА » 19 мар 2019, 11:37

Сотворение мира
Предание о двух первичных духах — Добра и Зла — наиболее полно изложено в трактате IX века «Бундахишн» («Книга Первотворения»), также основанном на проповедях Заратуштры.

Хррмазд (Ахура Мазда) и Ахриман (Ангра Май- нью) — два Духа, существовавших вечно. Но между ними нет равенства. Ахура Мазда — бог всеведущий и добрый, вечно пребывающий в свете. Его мир, его религия и время были, есть и будут вечно. Он ограничен в пространстве — ему противостоит мир Ангра Майнью, но безграничен во времени, а когда Мазда победит Духа зла — станет безграничным и в пространстве.

Ангра Майнью — дух «медленный в понимании, чья воля направлена к разрушению», вечно пребывающий в глубоком мраке. Он был, есть, но не будет — то есть ограничен и в пространстве, и во времени.

Беспредельна глубина бездны Ангра Майнью, именуемая Бесконечной Тьмой, беспредельна и высота мира Ахуры Мазды, именуемая Бесконечным Светом. Однако оба этих мира имеют предел — они ограничены в отношении друг друга. На границе этих миров находится Пустота (Вайю), в которой, по некоторым зороастрийским источникам, пребывают духи, не сделавшие выбор между добром и злом.

Учение о Зерване
Здесь необходимо сделать одно отступление. В зороастризме существует учение еще об одном божестве, Зерване (Зурване), Времени, которое до сих пор вызывает споры у верующих и ученых. Согласно этому учению, кроме Зервана Дарэгхо-хва-дата — времени циклически замкнутого, времени нашего мира, которое создано Ахурой Маздой, существует Зерван Акарана — «Время безграничное», некая божественная инстанция, которая была вечно и пребудет вечно, непредставимая, непознаваемая, неописуемая никакими словами человеческого языка. Его можно назвать Изначальным Абсолютом.

Заратуштра в Гатах впрямую нигде не упоминает о нем, но говорит, что два Духа-добра и зла были «подобно близнецам в сновидении». Таким образом, не в смысле духовного родства, но по рождению Дух Добра — близнец Духа Зла. Но идея братьев хотя бы формально подразумевает идею общего отца. Зерванистский миф говорит о том, что когда Зерван бодрствует, он начинает творить Миры. Проявленная мысль Зервана, его мудрость — это сущность доброго Духа Ахуры Мазды. Если же Зерван засыпает или, по другой версии, впадает в сомнение — возникает Дух зла, результат «сна разума» или неверного выбора. Такие ученые, как М. Бойс или Р. Ч. Зенер, считают зерванизм ересью, возникшей в Сасанидскую эпоху. Есть и другая авторитетная точка зрения, согласно которой на протяжении веков существовало открытое дам всех верующих учение — и связано оно с Ахурой Маздой, но есть и скрытое, тайное учение, передававшееся от одного поколения жрецов к другому — зерванизм. Многие крупные религиозные деятели и цари зороастрийцев были зерванитами, в том числе знаменитый Кирдер, боровшийся против еретика Мани, провозгласившего равенство Добра и Зла. В любом случае, вопрос это весьма сложный и требующий дальнейшего изучения.

Эра Творения
Ахура Мазда, будучи всеведущим, знал, что его мир рано или поздно подвергнется нападению Ангра Майнью, который будет вмешиваться в его дела, стремиться смешаться с миром Добра и тем разрушить его. Но знал он и то, что если Дух зла совершит нападение, то мир Бесконечной Тьмы будет разрушен и Ахура Мазда воцарится повсюду. Поэтому Ахура Мазда добивался конца противостояния всякими средствами. Чтобы защитить себя от нападения, Ахура . Мазда создает идеальный мир Меног, который послужит «орущем» в борьбе с Ангра Майнью. На протяжении трех тысяч лет этот мир пребывал в совершенном состоянии, «без мысли, без движения, без ощущения». Это была Эра Творения, Артезишн.

В духовном мире находился сам Ахура Мазда и шесть Амеша Спэнта (Бессмертных Святых), его главных изедов, Архангелов, являющихся продолжением его самого.

Первый святой — Аша Вахишта (Наилучшая Праведность или Правда), дух и хранитель Огня. Он связан с высшей, истинной праведностью, целостностью, творческим началом, высшей справедливостью.

Второй — Кхшатра Вайръя (Шахревар, Избранная Власть, предводитель небесного воинства), связан с небом, а также с живым словом. Он рассматривался так же как владыка металлов, ибо стихия Металла родственна стихии Воздуха.

Третьей была Спэнта Армайти (Спендармат, Святое Благочестие), эта богиня отождествлялась с Землей, покровительница всего созданного на Земле, всех материальных форм. С ней связана охрана и защита чистоты и целостности воплощенного материального мира.

Четвертым — Хауреатат (Целостность) — который был связан с миром Воды, с мистическим преображением, в человеческом мире — со здоровьем, алхимией, с интуитивным знанием, а также с состраданием и катарсисом — очищением страданием.

Пятый святой —Амертат (Бессмертие) — покровитель растений. Изеды Хаурватат и Амертат рассматриваются как два брата-близнеца. Амертат связан с управлением временем, достижением бессмертия (растения связаны с вечной жизнью), а также с любовью, достижением высшего блаженства, с радостью и очищающим смехом.

Шестой — ВохуМано (Вохуман, Благая Мысль) — сообщает волю Бога и Святых воплощенным творениям, в человеческом мире с ним связаны благодать, просветление, раскрытие тайн, помощь в

затруднительных ситуациях, доброта, искренность и порядочность.

Кроме шести Амеша Спента существовало и множество изедов, самые известные из которых следующие:

Митра — хранитель закона и клятвы, позднее почитался как божество Солнца, едущее в небесной колеснице и наблюдающее за соблюдением клятв и благочестием на земле.

Хварна — абстрактная божественная сущность, харизма, олицетворение сияющего огня Ахуры Мазды — Атара, покровитель свободы и высшей благодати.

Сраоша — изед послушания, воздающий каждому по заслугам, кроме того, хранитель знаний.

Вайю — изед — хранитель пустоты, всех непро- явленных сущностей, в то же время воин, к которому взывал сам Ахура Мазда.

Рашну — хранитель справедливости, равновесия, встречает души умерших на мосту Чинват и взвешивает их грехи. Считалось, что братья Митры, Сраоша и Рашну, летят рядом с его колесницей.

АрдвисураАнахта — прекрасная богиня мистической реки Ардви Анахита, текущей с Золотой вершины Хукарьи, покровительница гармонии, любви, домашнего очага, зачатия и родов.

Даэна (другое имя — Чиста) — хранительница веры, религии.

Вертрагна — защитник и хранитель, изед праведной битвы, имеющий десять обликов: ураган, златорогий бык, белый конь с золотой уздой, кабан и т. д.

Было и множество других светлых божеств.

Дух разрушения не знал о существовании Ахуры Мазды. Когда же он восстал из бездны и приблизился к границам своего мира, он увидел Непостижимый Свет и попытался напасть на этот дивный мир, но, потерпев неудачу, унесся во тьму, где произвел множество демонов и других темных тварей. Мир этих существ — «ужасных, грязных и дурных» — не показался Ахуре Мазде благим и достойным почитания, а вот мир Мазды, мир мудрых, победоносных и праведных, показался Ангра Майнью благим и достойным почитания, а потому ненавистным, «поскольку его воля — разрушение, а сущность — зависть».

Тогда всезнающий Ахура Мазда предложил Духу разрушения: «О Дух разрушения! Окажи помощь моему творению и вознеси хвалу, и в награду ты станешь бессмертным и неразрушимым. И на то есть разумный довод, ибо, если ты не начнешь сражение, то не доведешь себя до бессилия, и нам обоим это принесет обилие благ». Но Ангра Майнью отказался: «Я не пойду, не помогу твоим творениям и не восхвалю их, и я не соглашусь с тобой относительно добрых дел. Я уничтожу твои творения навечно и навсегда и сделаю так, что все твои творения я склоню к ненависти к тебе и к любви ко мне». Злой дух не поверил Ахуре Мазде и счел его беспомощным, раз тот предложил мир.

Ахура Мазда знал, что если вечно будет длиться эта вражда, то постепенно произойдет смешение двух миров и Светлый мир начнет разрушаться. Поэтому он предложил Ангра Майнью битву в течение ограниченного времени — девяти тысяч лет и Дух разрушения по неведению согласился — и обрек себя на гибель. Благодаря всеведению, Ахура Мазда знал, что три тысячи лет пройдут в соответствии с его волей, следующие три тысячи — в смешении воли Ахуры Мазды и Ангра Майнью, и что в последней битве Дух разрушения будет обессилен и выброшен из мира.

Затем Ахура Мазда воспел «АхунаВайрья», первую, самую главную молитву, состоящую из 21 священного слова, и такова была сила этих слов, что Ангра Майнью мгновенно увидел победу Мазды, свое поражение, уничтожение демонов и окончательное избавление мира от зла. И Дух разрушения задрожал от страха, пал на колени и, наконец, пал навзничь, лишившись сознания, и сгинул во тьму, где пролежал три тысячи лет.

Ахура Мазда тем временем начал строить новый, теперь уже материальный мир, мир проявленных сущностей Гетиг. Мир духа и мир материи должны были дополнять друг друга.

В ответ Дух разрушения из материальной тьмы произвел Лживое слово и Злую мысль (Акомана), дайвов Индара, Шовара (Савула), Нангхатью, Таирика и Заирика.

Ахура Мазда творил материальный мир не просто по собственной прихоти, а как защиту от зла, как ловушку для Ангра Майнью.

Первым он сотворил небо, сияющее и ясное, в форме яйца из сверкающего металла. (Идея Мирового Яйца содержится и в мифах других народов.) Вершина его достигает Бесконечного Света, а весь мир находится внутри, подобно грозному оружию, спрятанному внутри крепости. Ширина неба равна его длине, длина — высоте, высота — глубине. На небе Ахура Мазда укрепил 12 созвездий: Овна, Тельца, Близнецов, Рака, Льва, Девы, Весов, Скорпиона, Стрельца, Козерога, Водолея и Рыб. Для помощи материальным творением было предназначено и шесть миллионов четыреста восемьдесят тысяч малых звезд. Покровителем неба стал Кхшатра Вайрья. И в помощь небу Ахура Мазда дал ему радость, чтобы мир даже в смешанном состоянии пребывал в радости.

Второй он сотворил воду из вещества неба и в помощь ей произвел ветер, дождь, туман и снег. Покровитель вод — Хауреатат.

Третьей он сотворил землю, круглую, парящую в середине неба. Часть ее твердая, как гранит, часть из песчаника, часть из мягкой глины. Она была еще без холмов и долин, длина ее была равна ширине, а ширина — глубине. И в земле он образовал минералы, металлы — медь, железо и горы, которые впоследствии вышли на поверхность. Покровительницей земли стала Спэпта Армайти.

Четвертыми он сотворил растения. Сначала они выросли на высоту ступни. Еще без веток, коры и шипов, влажные и свежие, а в помощь растениям дал огонь и воду, благодаря их силе они выросли. Покровителем их стад Амертат.

Пятым он произвел первое животное — Быка, белого и сияющего, подобно Луне, и высота его была около трех локтей. И в помощь ему дал воду и растения, ибо в смешанном состоянии он извлекает из них силу и рост. Покровителем животных стал Boxy Мано. Быка поместил он в местность, называемую Арьяна-Вайджа («арийский простор», зороастрийцами она считается легендарной родиной ариев; само название Иран этимологически восходит к этому слову. Некоторые ученые отождествляют эту легендарную местность с Южным Уралом).

Наконец, шестым Ахура Мазда сотворил Гайомарда, «Благословенного Человека, сияющего, как Солнце, высотой в четыре локтя и шириной, равной его высоте». Как видим, Первочеловек напоминал не человека, а, скорее, шар. Покровителем его стал сам Ахура Мазда.

Бык и Первочеловек поселились в Арьяна-Вайдже, на берегу реки Вех Даитик, в середине Земли, Гайомард — на левой стороне, Бык — на правой. И в помощь Гайомарду был дан сон в виде юноши пятнадцати лет, высокого и светлого. Из света и свежести неба Ахура Мазда извлек семя людей и быков и вложил их в тела Гайомарда и Быка, чтобы от них в изобилии пошло потомство.

Так создал Ахура Мазда два мира — духовный и материальный — и подготовил их к борьбе с Ангра Майнью, и каждый из этих миров был ему необходим для борьбы. Но души будущих людей, святые бессмертные Фраваши, существовали еще только в духовном мире. А он знал, что конечная победа добра над злом осуществится, только если Фраваши согласятся сойти в материальный мир и принять участие в борьбе. И собрал их на совет и сказал им Ахура Мазда: «Что кажется вам наиболее подходящим: чтобы я облек вас в материальную форму и, будучи воплощены, вы станете бороться с Ложью и уничтожите ее, и чтобы в конце мы воскресили вас и восстановили в материаль

ной форме, и чтобы навечно вы стали целостными, бессмертными, не стареющими и не имеющими врагов; или же вы предпочитаете остаться жить в духовном мире, но тогда вечно придется охранять вас от Врага?» И Фраваши людей увидели благодаря мудрости, что если воплотятся в материальном мире, им придется страдать от Лжи и Ангра Майнью, но в конце, который наступит в Последнем Теле, они будут воскрешены свободными от вражды Ангра Майнью, целостными и бессмертными, навечно и навсегда, и они согласились сойти в материальный мир.

Как видим, в объяснении причин зла, происходящего на Земле с человеком, зороастризм существенно расходится с христианством. Христианство объявляет, что причина — в первородном грехе, совершенном Адамом и Евой, вкусившими запретный плод и зато изгнанных из Рая. Это порождает трудноразрешимую проблему теодицеи — божественной справедливости: каким образом Господь, будучи всеведущим, разрешил людям допустить столь роковую ошибку и будучи добрым и всемогущим — обрек людей на страдания в столь суровом и несовершенном земном мире?

Зороастризм считает, что земные страдания и само осквернение человека — результат свободного и сознательного выбора духовных предков людей, Фравашей, решившихся во имя конечной победы Добра покинуть Высший Свет и, воплотившись на земле, подвергнуться нападению Духа разрушения. И все зло материального мира также исходит только от Духа зла, испортившего идеальное творение.

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 2112
Зарегистрирован: 10 окт 2014, 17:41

Сотворение Мира в зороастризме

Сообщение ВЕДДА » 19 мар 2019, 11:42

Эра Смешения (Гумезиши)
Ангра Манью пролежал в беспамятстве три тысячи лет. Напрасно демоны пытались вдохнуть в него силы — так он был потрясен священной молитвой «Ахуна Вайрья» и страхом перед совершенным человеком Гайомардом.

Но пришла к нему некая «Демоница блуда злой религии» и стала рисовать страшные картины вреда и осквернения, которые она принесет миру Ахуры Мазды: «Я обрушу на Праведного Человека и Быка столько злобы, что они не захотят жить. Я отберу достоинство Человека и Быка, я разволную воду, я растрясу землю, я раздразню огонь, я растревожу растения, я приведу в раздражение весь мир, который создал Ахура Мазда». И тут Дух разрушения приободрился, вскочил и поцеловал Блудницу в голову — и от этого началось в ней загрязнение (так зороастрийцы представляли себе происхождение менструаций, которыми впоследствии Блудница наградила земных женщин). Злой дух сказал ей: «Что бы ты у меня ни попросила, ядам тебе это». Сам он в этот момент походил на бревнообразную ящерицу (лягушку). Это был момент величайшей опасности. Дух разрушения действительно мог исполнить любое желание Блудницы. Но Ахура Мазда, зная это, показал ей некоего, подобного юноше пятнадцати лет и устремил ее мысли к нему. Она вскричала Духу разрушения: «Дай мне вожделение к мужчине, чтобы я могла посадить его в своем доме, как своего господина». И Злой дух исполнил ее просьбу, хотя и был в ярости: «Ты знаешь просить лишь то, что бесполезно и дурно!»

Итак, нечестивый Ангра Майнью вместе со своими демонами решился напасть на творение Ахуры Мазды. Случилось это в месяце Фраварди- не, в день Ахуры Мазды, в полдень. В виде змея набросился он на Небо и потащил его в Пустоту, лежащую между первоистоками Света и Тьмы. И небо сжалось в ужасе, как овца, на которую нападает волк.

И Дух разрушения разорвал небо и бросился внутрь. И потемнело небо вокруг земли и стало темным как ночь. И просверлил он землю, и принес осквернение всему доброму миру Ахуры Мазды. Вода сделалась соленой. На поверхности земли появились отвратительные гады, кусающиеся, ядовитые: змеи-драконы, ящерицы, черепахи и лягушки, так что на всей земле не осталось свободного места размером с острие иглы. И напал он на растения и осквернил их ядом и они стали сохнуть.

А Быку и Гайомарду он принес похоть и желание, отраву и боль, болезнь и лень. Ахура Мазда дал Быку целительный манг (индийскую коноплю), помазал ему глаза, чтобы облегчить его мучения, и Бык недолго испытывал боль: он ослабел, занемог и умер, перед смертью же сказал: «Надо сотворить скот и пусть люди праведно и добро относятся кживотным». Именно печальной душе Первобыка Ахура Мазда предсказал, что в далеком будущем на земле родится пророк Заратуштра, который явится защитником животных.

Ахура Мазда перед нападением Духа разрушения наслал на Гайомарда краткий сон. Когда же человек проснулся, он увидел, что мир объят тьмой, а на земле китттат ядовитые гады. Небесная сфера начала вращаться, Солнце и Луна пришли в движение, а земля сотрясается от грома битвы демонов с небесными божествами. Злой дух сказал: «Из всех созданий Ахуры Мазды уцелел один Гай-омард»,— и напустил на него Астовидата (Демона смерти) и еще тысячу смертоносных демонов.

И все же еще тридцать лет, до установленного ему Времени, Гайомард живет в страданиях. Согласно «Большому Бундахишну», в этот момент его, изнемогшего от мучений, соблазняет демони- ца Блуда. Возможно, это и служит причиной дальнейшего осквернения всех женщин. Хотя после смерти Гайомарда его семя попадает в землю, священную Спэнта Армайти (Спендармат), и от этого происходят земные мужчины и женщины, но в глазах зороастрийца женщина все-таки более подвержена осквернению, хотя и служит помощницей Ахуры Мазды, о чем свидетельствует следующий отрывок: «Я сотворил тебя, чья соперница — род блудниц... и соитие кажется тебе слаще даже наисладчайшей пищи во рту; ибо ты — помощница мне, так как от тебя рождается мужчина, но ты огорчаешь меня, который Хормазд. И если б я нашел другой сосуд, чтоб из него сделать мужчину, я б никогда не произвел тебя, чей противник — род блудниц. Но я искал в водах, и в земле, и среди растений и животных и в высочайших горах и глубоких долинах, но я не нашел сосуда, из которого благословенный муж мог быть произведен, кроме женщины, чья соперница — блудница».

Перед смертью Гайомард сказал: «Теперь, когда Враг пришел, люди возникнут из моего семени, и наилучшее для них — совершать добрые дела».

Затем Ангра Майнью набросился на священный огонь и осквернил его, смешав с тьмой и дымом. И Семь планет вместе с другими демонами смешались с небесной сферой для битвы с созвездиями. Здесь следует заметить, что идея об осквернении огня, рассказанная в Бундахишне, разделяется не всеми зороастрийцами, некоторые источники называют огонь единственной неоскверненной стихией, недаром он — главный элемент культа и объект поклонения в зороастризме.

Итак, Ангра Майнью торжествовал. Было осквернено все, был нарушен ход небесных светил, на Земле год стал состоять не из 360, а из 365 с небольшим дней, а месяц — не из 30, а из 28 дней. Появились ядовитые растения и животные, стала наступать зима, а в жизни человека появились пороки — гнев, похоть, зависть, стали неизбежны болезни, старость и смерть.

Важно заметить при этом, что несовершенство мира никоим образом не исходит от его доброго Творца, Ахуры Мазды, оно порождено вторжением Злого духа. Но несчастия и страдания земного мира — великая плата за то, что Дух разрушения был остановлен. Ибо когда он прорвался сквозь небо, Дух Неба сумел закрыть трещину — и Злой дух оказался в ловушке, и ему уже не выбраться из материального мира. И сказал Дух Неба Кхшатра Вайръя: «До конца времени я буду стоять над тобой, чтобы ты не пытался убежать». В средневековом персидском трактате «Сиканд Гуманик Вазар» говорится, что Бог поступил как садовник, старающийся уберечь свой сад от вредоносных тварей: «Когда тварь видит ловушку и стремится избежать ее, туг она и залавливается по незнанию устройства западни или силка... Сила и мощь, заключенные в теле зверя, сводятся на нет его собственной борьбой, и они расходуются в той мере, в какой он пытается разорвать западню... Поскольку его силы дж этого недостаточно, мощь его сопротивления слабеет и он устраняется из действия... Итак, Создатель Ахура Мазда, Спаситель своих созданий и Распорядитель творения, который устраняет принцип Зла от дел, подобен садовнику, который защищает свой сад от того, что вредит ему... Большая ловушка — это небо, куда добрые существа приходят, подобно гостям, и которым пленен Дух разрушения и его отродья. А силки и западни, которые препятствуют зловредному зверю в достижении его стремлений,— это Время, установленное для борьбы с Ангра Майнью, с его силами и оружием, известное как Время Долгого Господства (Зерван Дарэгхо — хва-дата); последнее через борьбу со зверем разрушает его мощь».

Мир, хотя и испорченный Злым духом, был спасен. Тиштар — божество звезды Сириус — принял три образа: человека, коня и быка. Он сиял тридцать дней и ночей, и в каждом образе десять дней и ночей проливал дождь (Сириус действительно наиболее ярко выступал на небе в период дождей). Каждая капля была огромна, величиной с сосуд, и от этого дождя вода на земле поднялась в человеческий рост, и вредные твари были побиты дождем и уползли в щели земли. И в образе белого коня с длинным хвостом спустился Тиштар с неба и сразился с черным короткохвостым конем — демоном Апошем. Затем дух ветра смел всю воду на край земли и образовалось море Фрахвкард. Остатки этого потопа образовали три больших моря и двадцать три малых. А на севере ветер заставил течь две реки Хетменд на восток и Верхруд на запад.

И растения были спасены. Покровитель растений Амертат размельчил высохшие стебли и смешал с водой, которую раньше захватил Тиштар, а Тиштар пролил ее дождем по всей земле и выросли повсюду растения, «как волосы на голове человека», десять тысяч видов, а из них сто двадцать тысяч видов.

Из этих же семян в море Фрахвкард выросло Древо всех семян. (Об этом говорится в трактате «Суждения духа разума». Видимо, здесь сохранилось древнейшее архетипическое представление об «Оси мира» или о Мировом древе,— важнейшем элементе космографии многих древних народов.) Согласно «Суждениям» это дерево растет в центре мира, в стране Эранведж (Арьяна Вайджа), из которой полностью изгнаны дайвы. Его называют «усердно исцеляющее» или «всеисцеляющее». Там же сотворена гора с мириадами пещер. На эту гору возложена защита вод, что текут в земли семи областей мира (кешваров) и источники вод оттуда.

Еще один архаический миф, связанный с сотворением мира, зафиксирован в Авесте (Ясна 42,4) и подробно изложен в трактатах «Суждениях духа разума» и «Бундахишн». Там же, в середине мира, в море Фрахвкард, где находится Древо всех семян, стоит Трехногий осел. «Глаз у него шесть, ртов — девять, ушей — два, рог — один, голова синяя, тело белое, пища духовная и он праведен. Два глаза на месте глаз, два на макушке, два на загривке, и силою этих глаз он подавляет и разбивает. Из девяти ртов три на голове, три на загривке, три на внутренней части тела, а каждый рот величиной с дом. Сам он величиной с гору Хунванд... что касается его ушей, то он может накрыть ими Мазендаран. Своим рогом он разбивает все старания вредных существ. Когда он опускает морду в море — все море волнуется. Когда он кричит, все самки добрых водяных тварей беременеют, а самки злых тварей выкидывают своих детенышей. Так как он питается духовной пищей, то когда он мочится в море — вода становится чище, а испражнения его — амбра».

Современные ученые высказали идею о том, что Трехногий осел связан с образом космоса: его голова — небо, туловище — воздушное пространство, а то, что у него три ноги — свидетельствует о принадлежности к «нижнему» миру, где существа

ущербны. 6 глаз и 9 ртов на голове, загривке и туловище напоминают очертания звездных скоплений созвездия Тельца — Плеяд и Гиад, в которых видно именно 6 и 9 звезд. Эти созвездия появляются на небе вместе с упомянутой в этом же тексте звездой Тиштар-Сириус в начале сезона дождей.

Из тела Быка выросли зерновые и лекарственные растения, а из семени быка, очищенного Луной, появились все животные. Из семени же Гай- омарда должны были родиться люди.

Девяносто дней и ночей шла битва светлых и темных духов. И Ангра Майнью вместе со своими демонами был сброшен в Ад, находящийся в глубинах земли. Но с тех пор в земном творении присутствует и добро и зло, взлет и падение — все это находится в смешении, потому и эра, которая протекает до сего дня, называется Эрой Смешения, Гумезишн.


Сотворение человека
Гайомард был Первочеловеком в том смысле, что от него произошло человечество, но сам он еще не имел человеческой формы, скорее, это был полубог, «круглый, сияющий как Солнце». Сам он не впадал в грех, чего нельзя сказать о его детях.

Когда Гайомард ослабел и его одолела болезнь, он пал на левый бок. «Из его головы вышел свинец, из его крови — цинк, из костного мозга — серебро, из его ног — железо, из костей — медь, из жира — хрусталь, из рук его — сталь, а из его души, когда она отошла,— золото, которое даже теперь люди отдают лишь с самой жизнью, так высока его ценность»,— говорится в «Бундахишне».

Семя умершего Гайомарда было очищено светом Солнца, две части его были сохранены Нериосангом, посланником Ахуры Мазды, а одна часть попала в землю, богине Спендармат. Через сорок лет из земли выросли люди, Машиа и Машиана, в виде растения ревеня с одним стеблем и пятнадцатью отростками, а руки их были прижаты к ушам и душа их (Хварн) летала над ними. Ибо сказано в Религии, что сначала был сотворен Хварн, а потом тело, для того, для кого он был сотворен, ведь сначала определяется предназначение человека, а уж потом для него создается тело. Затем люди развились из растения в человеческую форму.

И сказал Ахура-Мазда Машиа и Машиане: «Вы — люди, отец и мать этого мира. Так исполняйте же ваши дела в согласии с порядком праведности и с совершенным разумом. Думайте, говорите и делайте добро. И не поклоняйтесь демонам». Этот завет Бога — «Благая мысль, благое слово, благое дело» — до сих пор остается главным для зороастрийцев.

Когда люди рассмотрели друг друга, первой мыслью их было: «Я — человек». Первое их дело — они стали двигаться и заморгали глазами. А первыми словами были: «Ахура Мазда сотворил воду, землю, растения, животных, звезды, Луну, Солнце и все обилие вещей». То есть изначально они не грешили. Но Злой дух вторгся в их разум и извратил его, и они вскричали: «Дух разрушения сотворил воду, землю, растения и другие вещи». Это была первая ложь, которая их погубила, ведь произносили они ее в согласии с волей демонов. Так Дух разрушения возрадовался, и за эту ложь они оба прокляты и их души пребудут в Аду до Последнего Тела.

Тридцать дней они воздерживались от еды и одевались в траву. Затем они в пустынном месте нашли белошерстную козу и стали сосать молоко из ее вымени. И снова они согрешили, потому что

Матттиа сказал Машиане: «Мне было радостнее, когда я не пил молока, чем теперь, когда я его отведал; мое тело больно». Это было второй ложью, и демоны обрели еще большую силу от нее. И сладость пищи была у них отнята и осталась только сотая часть от нее.

Еще через тридцать дней они встретили животное оранжевого цвета с белой челюстью (овцу или корову) и убили ее. По указанию небесных богов они разожгли костер из «держи-дерева» (оливы) и самшита и раздули огонь своими ртами. Первые дрова, сожженные ими,— солома, олива, финиковая пальма и мирт. Они изжарили животное и, отделив часть мяса величиной с три горсти, кинули его в костер, говоря: «Это доля огня». А другую часть они кинули к небу, говоря: «Это дож богов». И гриф, пролетавший над ними, схватил мясо и унес прочь; что касается первого куска мяса, то его унесла собака.

В чем же прегрешение близнецов? Они солгали о Творце и творении и о пище, проявив не только ложь, но и неблагодарность. С другой стороны, в зороастризме есть мнение, что они вообще не должны были есть животную пищу и тем более убивать животное, ведь в проповедях Заратуштры жертвоприношения животных определенно осуждаются. На это, возможно, указывает и то, что жертва фактически не была принята божествами: мясо унесли гриф и собака.

Затем близнецы оделись в звериные шкуры, а позднее научились делать одежды из грубой пряжи. Они выкопали валун и нашли в нем железо, обработали его камнем и огнем и сделали из него лезвие. Они срубили им дерево и сделали из него деревянную посулу.

Но из-за неблагодарности, которую они проявили, демоны ободрились. И Матттиа и Матттиа- на стали испытывать друг к другу греховную злобу. Они стали бить друг друга, рвать волосы и царапать друг другу лица. Тогда демоны прокричали из тьмы: «Вы — люди! Так поклоняйтесь демонам, чтобы ваша злоба утихла!» И Матттиа пошел, подоил корову и плеснул молоком в направлении севера (считалось, что демоны обитали на Севере). И демоны от того стали еще более сильными, а Матттиа и Машиана стали так бессильны, что в течение пятидесяти лет у них не было желания иметь близость, а если они и имели близость, у них не рождались дети. Только к концу пятидесяти лет у них появилось желание иметь потомство, сначала у Машиа, а потом и у Машианы. Затем они завершили свое взаимное стремление и подумали: «Вот дело, которым нам следовало заниматься все последние пятьдесят лет».

У них родились близнецы, мальчик и девочка. И столь сладкими были они, что мать сожрала девочку, а отец — мальчика. Тогда Ахура Мазда отнял у них сладость детей, чтобы они могли воспитывать их и дети выживали. И родилось у них семь пар близнецов и каждый брат взял сестру в жены и все пары остались с Матттиа и Машианой. От всех пар в течение пятидесяти лет рождались дети, а Матттиа и Машиана умерли через сто лет.

От этих детей произошло пятнадцать пар, каждая из которых стала расой. Девять рас перешли

на спине быка через море Фрахвкард в другие шесть областей (кешваров), а шесть рас осталось на месте. Упоминается также и десять других рас, произошедших от семени Гайомарда, среди них такие, кто живет в земле, в воде, с ухом на груди, с глазом на груди, одноногие, те, кто имеет крылья подобно летучей мыши, и лесные, и хвостатые, и те, у кого волосатое тело.

Вернуться в КОСМОГОНИЯ

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


@Mail.ru