Регистрация




КНИГА ДУШ
Последнее сообщение МАРИТА
01 июн 2021, 17:02

Законы Яхве и демиургия как застывший в мир плач
Последнее сообщение МАРИТА
11 ноя 2019, 23:20

ОФИТЫ
Последнее сообщение МАРИТА
14 авг 2019, 11:25

«ГНОСТИЦИЗМ» В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Последнее сообщение МАРИТА
01 дек 2018, 10:11

ПОПЫТКА ИСТОЛКОВАНИЯ «СЕМИ НАСТАВЛЕНИЙ МЕРТВЫМ» К.-Г. ЮНГА
Последнее сообщение МАРИТА
01 дек 2018, 02:47

КАРХАЙНЦ ШТОКХАУЗЕН И ГНОСТИЦИЗМ
Последнее сообщение МАРИТА
01 дек 2018, 02:37

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГНОСТИЦИЗМА
Последнее сообщение МАРИТА
01 дек 2018, 02:22

ГНОСТИЦИЗМ – ЗНАНИЕ ВОПРЕКИ
Последнее сообщение МАРИТА
01 дек 2018, 02:19

ОСОБЕННОСТИ ГНОСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Последнее сообщение МАРИТА
01 дек 2018, 02:12

ДЕМИУРГ И ЯЛДАВАОФ, ОШИБОЧНОЕ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ
Последнее сообщение МАРИТА
01 дек 2018, 02:09




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!
Поздравляем
Марушка
Марушка
СИЛЬФ
СИЛЬФ
ivanenokEl
ivanenokEl


МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


БОГОМИЛЬСТВО В КИЕВСКОЙ РУСИ

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

БОГОМИЛЬСТВО В КИЕВСКОЙ РУСИ

Сообщение МАРИТА » 30 ноя 2018, 23:16

Академик Димитр Ангелов.



Наряду с влиянием богомильства в Западной Европе оно начало распространяться с XI века и в Киевской Руси. Важной предпосылкой для этого стало этническое и языковое родство между болгарами и русскими, создававшее условия для общения между ними. Это общение стало особенно частым с начала Х века, когда Киевская Русь вступила в экономические отношения с Византией и средневековой Болгарией, и через болгарские земли начали проходить русские торговцы[1]. Так усиливалось духовное общение между двумя народами и создавались благоприятные условия для обмена разнообразными взглядами и идеями.

Очень существенный толчок укреплению связей между болгарами и русскими дало крещение Киевской Руси в 988 году. После этого акта, совершенного по византийскому обряду, Киевская держава прочно вошла в лоно восточно-православной культуры, к которой уже давно была приобщена средневековая Болгария. Этим были созданы благоприятные условия для распространения и в русском народе славянской письменности и просвещения, главным центром которых была Первая Болгарская держава. Из болгарской земли начался постоянный приток книг религиозного и светского содержания, которые проникали в образованные слои русского общества и находили там почву для распространения[2]. Среди этих книг были не только произведения официальной литературы, предназначенные для нужд церкви и феодальной прослойки, но и сочинения народного характера, с апокрифическим и даже еретическим содержанием, возникавшие в Болгарии прежде всего в связи с учением богомилов. Сочинения такого рода в Киевской Руси находили спрос преимущественно среди низшего клира и среди широких слоев населения. Они были написаны на понятном языке, и это создавало условия для сильного воздействия на народное сознание.

Апокрифическая и еретическая литература обязана своим влиянием не только тому обстоятельству, что была написана на понятном для местного населения языке, но и тому, что в X-XI веках в киевском обществе были налицо внутренние предпосылки для восприятия и популяризации такого рода литературы. Хорошо известно, что в это время на Руси уже установились феодальные отношения. Возникли и все более обострялись противоречия между сельским населением (смердами), с одной стороны, и боярской прослойкой с другой[3]. Как во всякой православной державе, и здесь важную роль в утверждении феодального строя начала играть созданная в 988 году церковь.

Социальные противоречия, усиливавшиеся в Киевской державе с первой четверти XI века, находили своё выражение в частых волнениях в городах и сельской местности (в 1024, 1066-1068, 1071, 1088 годах). Эти волнения, как свидетельствуют данные источников, прежде всего русских летописей, были связаны с языческой реакцией, с антицерковными настроениями[4]. Недавно окрещенный, русский народ всё ещё не мог забыть своих старых верований. Ему был чужд и неприемлем христианский монотеизм, ставивший на место многих богов одного Бога. Отрицательно относились русы к появлению церковного сословия, одаренного привилегиями и отличавшегося по образу жизни от остального народа. В языческое время подобного сословия не существовало. Ненависть к православной церкви и прежде всего к её высшим представителям усиливалась ещё и тем обстоятельством, что высший клир проповедовал, что всякая власть от Бога, и оправдывал этим социальное угнетение.

Наряду с языческой реакцией, нашедшей своё выражение в волнениях и бунтах XI века, недовольство населения начало проявляться и в форме дуалистических взглядов. Пример этого мы находим в проповеди двух так называемых "волхвов", то есть колдунов, чародеев, стоявших во главе крестьянского восстания в Ростовской области в 1071 году. В споре с подавителем восстания, княжеским слугой Янем Вышатичем, волхвы отвергли высказанную им мысль, что Бог сотворил человека. "Вот как был создан человек, – возразили они ему, – Бог мылся в бане и вспотел, отёрся ветошкой и бросил её с небес на землю. И заспорил сатана с Богом, кому из неё сотворить человека. И сотворил дьявол человека, а Бог душу в него вложил. Вот почему, если умрёт человек, – в землю идёт тело, а душа к Богу". Янь им сказал: "Воистину, вас прельстил бес. В какого бога веруете?" – А те ответили: "В антихриста." – Он им сказал: "Где он?" – Они ответили: "Сидит в бездне…"[5] Этот кратко переданный в русской летописи фрагмент о верованиях волхвов ясно свидетельствует о господствовавшем в их среде дуалистическом мировоззрении. Церковный взгляд на Бога как создателя человека отрицался, и было воспринято представление, что человеческое тело сотворено сатаной и только душа приходит от Бога. Это представление имеет несомненный богомильский характер и отражает проникновение богомильских взглядов и их уже значительное влияние в русском народе. При этом, как мы видим, эти взгляды находили прием прежде всего среди сельского населения и его неформальных руководителей ("волхвов"). Это не случайное обстоятельство. Оно связано с социальным и антифеодальным характером богомильского учения, находившего приём как в Болгарии, так и на Руси прежде всего среди сельского населения.

О распространении дуалистических взглядов в русском обществе есть и другие свидетельства источников. Характерным примером является разговор между жителем Новгорода и "волхвом". В этом разговоре видно господствовавшее в определенной среде убеждение, что во вселенной два вида божеств – добрые и злые, одни из которых живут на небе, а другие в дольнем мире. "Ваши боги, – говорил волхв – на небе. Если умрёт некто из вас, вознесётся на небо, а если умрёт некто из наших, отходит к нашим богам в бездну"[6]. Дуалистический характер этих верований очевиден. Интересно также, что здесь речь идёт о большом числе божеств, а не только о двух – Боге и сатане, как в богомильстве. Такие представления характерны для всё ещё не изжитых языческих верований, господствовавших в русском обществе в X-XI веках. Вообще неправославные, дуалистические взгляды переплетались с языческими, и это смешение было характерным для мировоззрения известной части населения Руси в рассматриваемый период.

Представителям церкви, разоблачавшим взгляды еретиков-дуалистов в XI-XII веках, было ясно, что эти взгляды связаны с непосредственным влиянием болгарского богомильства. Поэтому как в Италии и Франции, так и на Руси имя "болгары" стало появляться в произведениях отдельных авторов в смысле "еретики", народ, проповедующий неправославные представления. Пример этого находим в одном полемическом сочинении (сохранившемся в списке XV века), отражающем борьбу между приверженцами монотеизма и дуализма. В этом сочинении критика направлена против тех, кто считает, что Бог не является единственным и бессмертным творцом и что создателем людей был языческий Род (языческое божество, в данном случае играющее роль сатаны). Подобные неправославные, дуалистические представления, по словам автора, тамошние еретики распространяли "согласно сарацинским книгам или словам проклятых болгар"[7]. Упоминается, следовательно, участие болгар, как носителей дуалистического богомильского мировоззрения, которое, смешавшись со старыми языческими верованиями, нашло себе путь в определенные слои русского общества.

Получить представление о роли болгар, как распространителей ереси на Руси, позволяет так называемое "Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере", составленное, вероятно, в XI веке. В этом произведении содержатся нападки на "плохих христиан", всё ещё живших своими языческими обычаями и не соблюдавших требований церкви. По словам автора, эти люди были хуже и еретиков, и евреев. А в одном дополнении добавлено "и болгар"[8]. Так имя "болгары" все больше становилось символом еретиков, приносивших на Русь смущение духа и распространявших неправославный, дуалистический взгляд на мир.

Проникновение в русский народ богомильского влияния было связано с распространением и популяризацией ряда произведений, шедших из болгарской земли. Среди важнейших сочинений такого рода могут быть упомянуты Видение Исайи, Енох, Варух, Житие Адама и Евы (с апокрифическим эпизодом об адамовой записи), апокрифический Апокалипсис Иоанна, Евангелие Фомы (Евангелие детства), Прение Христа с дьяволом, Хождение Богородицы по мукам и др.[9] Произведения попа Иеремии проникали на Русь и находили там распространение. Кроме того, среди русских ходили и некоторые созданные под влиянием богомильства дуалистические рассказы, среди которых важное место занимала уже упоминавшаяся легенда о Тивериадском море. Эта легенда была особенно популярна в ряде областей на Руси, как свидетельствуют несколько её вариантов, сохранившиеся в русской редакции. С течением времени эти дуалистические рассказы, известные под характерным названием "болгарские басни", претерпевали некоторые изменения, результат индивидуального творчества их распространителей. Ими были восприняты и доработаны отдельные мотивы, на основе которых постепенно появлялись новые, значительно отличающиеся от первоначальных произведения[10]. В этих произведениях смешивались богомильские и православные взгляды, как это происходило с такими же дуалистическими произведениями в средневековой Болгарии. Подобно болгарским, и русские рассказы, созданные на дуалистическо-богомильской основе, передавались из поколения в поколение в течение столетий.

Распространение богомильских взглядов в русском обществе XI-XII века вызвало острую реакцию со стороны официальной церкви. Эта реакция нашла своё выражение в составлении произведений, чьей главной целью было возразить еретикам. Одним из этих произведений явилось уже упоминавшееся "Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере", которое вошло в число популярнейших антиеретических произведений рассматриваемого периода. Антиеретической направленностью обладало и так называемое "Слово Иоанна Златоустого"[11]. Борьба с ересями того времени отражена и в канонической литературе и особенно в русском Номоканоне ("Кормчей книге"). Особое внимание церковь уделяла отреченным (апокрифическим) писаниям, которые были собраны в специальные списки (индексы). Первый индекс такого содержания был распространён уже в XI веке. Он был помещён в известный "Святославов сборник" 1073 года как перевод соответствующего греческого индекса[12]. В XIV веке был выработан уже особый русский индекс, возникший на местной почве, который был составлен на основе греческих и болгарских индексов запрещённых книг[13]. В XV и XVI веках появились новые русские индексы, в которые было включено ещё большее число произведений, объявленных церковью вредными и неподходящими для чтения.

В борьбе против еретиков-дуалистов большую помощь духовенству на Руси оказала Беседа Козьмы пресвитера против богомилов[14]. Поэтому она получила широкую популярность и использовалась представителями русской церкви как целиком, так и в выдержках. Есть основания утверждать, что это полемическое сочинение было известно русскому обществу уже в конце шестидесятых – начале семидесятых годов XI века.

Наряду с беседой Козьмы Пресвитера значительное распространение на Руси в последующий период получило и житие упорного борца против богомилов и павликиан Иллариона Мгленского. Таким образом, с помощью завоевавших авторитет антиеретических сочинений, составленных в средневековой Болгарии, русское духовенство вооружалось на борьбу против местных дуалистов и противников официальной церкви.

Стригольники в России

Если мы вновь обратим взор к русской земле, где в XI и XII веках влияние богомильства было достаточно сильно, мы увидим, что и в позднейшую эпоху еретическая мысль продолжала удерживать там свои позиции. Это нашло своё выражение в учении так называемых "стригольников", которое вызывало серьезную смуту в церковной среде в течение полутора веков[15]. Предполагается, что стригольничество возникло около середины XIV века в Новгороде. Первые гонения против этой ереси были предприняты в 1375 году тамошним архиепископом Арсением. Главный её распространитель дьякон Карп был сброшен вместе со своим приверженцем Никитой с большого городского моста в реку Волхов. Будучи разгромлено в Новгороде, стригольничество нашло себе почву в начале XV века в городе Пскове. Представления, разделявшиеся стригольниками, начали распространяться в конце XIV века и в Москве. Это можно обозначить уже как вторую фазу антицерковного движения. Одним из деятельнейших представителей московских стригольников был Федор Курицын, неоднократно упомянутый в полемических сочинениях, составленных в то время.

При анализе источников видно, что дуалистическое мировоззрение было не чуждо стригольникам, хотя они, в отличие от богомилов и катаров, и не разработали целостной системы, включавшей космогонические, христологические и эсхатологические представления. Сильнейшее впечатление в их проповеди производили острые нападки на духовенство. Подобно богомилам стригольники отрицали институт церкви и считали церковное сословие излишним[16]. Они проповедовали, что священникам вообще не подобает приобретать имущества и богатства, и утверждали, что, если священнослужитель дурной и порочный человек, совершаемые им обряды ничего не стоят. И в этом их взгляды показывают сходство с богомильскими. Они скептически относились к учению о воскресении мертвых и сомневались даже в евангельском рассказе о воскресении Христа. В одном из полемических сочинений, известном под заголовком "Сказание о новопоявившейся ереси", против них направлено обвинение, что они считали Христа не Богом, а обычным человеком[17]. В случае, если это обвинение соответствует истине, их взгляды отличны от докетических представлений богомилов и катаров и очень радикальны по своему характеру.

Сходным с богомильским было их понимание церковных обрядов и символов. Они не признавали причастия, в котором не находили ничего святого; отвергали культ икон; считали излишним посещать церкви, так как там обитала злая сила, – утверждение вполне в духе их дуалистических представлений[18]. Верующий, говорили они, может молиться, где пожелает[19].

Подобно богомилам, стригольники считали, что основой истинного христианства являются новозаветные писания и особенно четыре евангелия, которые они знали очень хорошо. Но почитание евангельского текста носило совершенно иной характер по сравнению "с тем почитанием книг, которое проповедовалось православной церковью"[20]. Стригольники читали Евангелие не слепо и без рассуждения, а размышляли о нём, чтобы иметь возможность обосновать и убедительно подтвердить своё понимание. Подобный критический взгляд на "святые книги" считался опасным отклонением и свободомыслием. Раздражённый проповедью стригольников в этом направлении, один из главных их противников, богослов Стефан Пермский, бросает им укоризненные слова: "Не того деля дал Христос Еуаггелие в мир, чтобы почитая его, смотрити того слова, чим бы кого укорити"[21].

Сходство между взглядами стригольников и богомилов не могло остаться незамеченным современниками "новоявившейся ереси". Заслуживает внимания одно послание новгородского архиепископа Геннадия (Гонзова), составленное в 1489 году, то есть в то время, когда опасность еретической проповеди была особенно сильна. В этом послании русский архиерей характеризует стригольничество как "маркианскую и мессалианскую ересь" (маръкинаския глаголю месалианския)[22]. Геннадий допрашивает своих собратьев, к которым было направлено это послание, нет ли у них каких-нибудь антиеретических сочинений, которые могли бы послужить ему в борьбе с еретиками. Среди других упомянута и Беседа Козьмы пресвитера против богомилов ("да слово Козмы пресвитера на новоявльшуюся ерес на богомилю"). Очевидно, новгородский архиепископ видел в учении стригольников такие представления, которые сближали его с болгарским богомильством. На это указывает и называние еретиков "маркионитами" и "мессалианами" и необходимость для борьбы с ними сочинений вроде Беседы Козьмы Пресвитера. Вообще Беседа, получившая распространение в русской земле ещё в XI-XII веках, становилась все более популярной. С неё продолжали изготавливаться всё новые и новые списки, помещённые в ряде русских сборников XV-XVII веков. Наряду с такими списками, которые передают содержание Беседы целиком, продолжали списываться и отдельные выдержки из важнейших отрывков, направленных против богомильства. Это, конечно, не случайно. Это результат того обстоятельства, что между еретическими учениями, распространенными в русской земле в тот период, и учением богомилов, описанным Козьмой Пресвитером, существовало несомненное сходство. В этом смысле полемическое сочинение, написанное темпераментным и осведомлённым болгарским клириком, стало для русской церкви полезнейшим оружием в борьбе с её противниками.



© Перевод выполнен Дм. Алексеевым по изданию:

Академик Димитър Ангелов. Богомилството. София, 1993.

© Thelema.RU





[1] Краткий обзор в связи с политическими и хозяйственными отношениями между Болгарией и Киевской Русью в рассматриваемый период с указанием литературы см. в статье Б. Примова, За икономическата и политическата роля на Първата Българска държава в международните отношения на средновековна Европа, Исторически преглед, XVII, 1961, кн. 2, стр. 46 сл.

[2] Ср. И. Снегаров, Духовно-културни върезки между България и Русия през средните векове (X-XV в.), София 1950, стр. 19 сл.; История на България, т.1, 1961, стр. 120.

[3] Ср. История СССР, I, 1966, стр. 75 сл.

[4] См. по этому вопросу Н.А. Казакова, Към въпроса за богомилската ерес в Древна Русия през XI век, исторически преглед XIII, 1957, кн. 4, стр. 59 сл., где дана обширная литература. В статье обрисована подробно и убедительно общая обстановка в русской земле в XI веке, порождавшая языческие и дуалистические представления и этим создававшая благоприятную почву для влияния богомильского учения. Ср. Д. Ангелов, Богомилството в историята на славянските народи, Славянска филология, V, 1963, стр. 173 сл.

[5] Ср. Повесть временных лет, I, Москва, 1950, стр. 118; Й. Иванов, Богомилски книги и легенди, София, 1925, стр. 39; Н. А. Казакова, op. cit., стр. 72. Миф о сатане, низверженном Богом, был известен и среди представителей церкви, но без использования в связи с дуалистической верой о происхождении мира и человека. Он был использован и упоминавшимся Янем в его споре с волхвами (Повесть временных лет, стр. 118), где Янь говорит, что антихрист "сихъ бо ангелъ сверженъ бысть, его же вы глаголета антихрест". Этот миф был известен и византийскому философу, который в 986 году излагал перед князем Владимиром основные положения православной религии (ср. Повесть временных лет, I, стр. 62). Там злой дух назван Сатанаилом.

[6] Ср. Повесть временных лет, I, стр. 119 (этот эпизод относится к 1071 году); ср. Н. А. Казакова, op. cit., стр. 73.

[7] Н. А. Казакова, op. cit., стр. 74.

[8] Там же, стр. 65.

[9] О распространении апокрифических книг в средневековой Руси есть ряд исследований прежде всего русских ученых, ср от старой литературы книгу А. Н. Пыпина История русской литературы, СПб., 1902, стр. 410-484. Хорошая библиография по отдельным апокрифам, с которых были сделаны русские списки, у Й. Иванова, Богомилские книги, и у Е. Георгиева, Литература на изострине борби в средновековно България, София, 1966, passim. О важнейших изданиях текстов русской апокрифической литературы ср библиографические указания в книге Н.К. Гудзия История древней русской литературы, Москва, 1966, стр. 31, прим. 1. В этой книге дано краткое изложение истории проникновения апокрифической литературы на Русь начиная с XI века, при этом обоснованно подчеркнута важная роль богомильства.

[10] Интересные наблюдения по этому вопросу есть в статье Я. Полякова Материалы о развитии дуалистических народных сказок у славян, Slavia, XXIV, 1965, ses/3, стр. 457. Особенно там прослежено развитие мотива адамовой записи в рассказе с новым содержанием, сохраняющем основные линии смысла, вложенные в его старый, значительно измененный прообраз. Ср. и статью Я. Полякова Nektere ohlasy bogomilstvi ve stare ruské literatuře a ustni slovesnosti, Sbornik praci filosofcké fakulty brnenske university, D 10, 1963, стр. 81-98.

[11] Ср. Н.А. Казакова. op. cit., стр. 62 сл.

[12] Ср. Н.К. Гудзий, История древней русской литературы, стр. 32.

[13] Там же.

[14] Ср. Ю.К. Бегунов, Козьма пресвитер в славянских литературах, стр33. Первый отзвук Беседы он открывает в так называемой "Заповеди" киевского митрополита Георгия Грека, составленной во второй половине XI века. Сам по себе этот факт уже окончательно разрешает спор о том, что Беседа Козьмы пресвитера никак не может происходить из XIII века.

[15] Новейшая литература: Н.А. Казакова, Я.С. Лурье. Антифеодальные еретические движения в России начала XIV – начала XVI в., Москва, 1955; E. Hoesch. Orthodoxie und Haeresie in alten Russland, Wissbaden, 1975; А.И.Клибанов. Реформационные движения в России XIV – первой половины XVI в., Москва, 1960; Б.А. Рыбаков. антицерковное движение стригольников, Вопросы истории, 1974, кн.3, стр. 135, 160; Ю.К. Бегунов. Болгарские богомилы и русские стригольники, Byzantinobulgarica, 6, 1980, стр. 63 сл.; Д. Ангелов. Българското богомилство и руското стриголничество, "Из средновековното българско минало", стр. 337-355.

[16] Н.А. Казакова, Я.С. Лурье, Антифеодальные движения, стр. 48 сл.

[17] Д. Ангелов, Богомили и стригольници, стр. 149.

[18] Боломилы верили, что до распятия Христа демон Сатанаил, князь мира сего, обитал в святая святых иерусалимского храма. Немедленно после Своей смерти на кресте Спаситель вошел в святая святых и изгнал его оттуда, причем завеса святилища разорвалась сверху донизу (Мк. 15:38 (Мф. 27:51/Лк. 23:45)). Как и подобает изгнанному нечистому духу, Сатанаил много лет скитался по местам безводным и пустынным (Мф. 12:43-45/Лк. 11:24-26). Когда во время освящения известного своим великолепием храма Св. Софии в Константинополе одержимый тщеславием византийский император Юстиниан Великий воскликнул: "Я превзошел тебя, Соломон!" – Сатанаил с радостью водворился в своём новом обиталище, прихватив с собою "семь злейших" (Мф. 12:45/Лк. 11:26). – прим. пер.

[19] Д. Ангелов, Богомили и стригольници, стр. 343.

[20] Н.А. Казакова, Я.С. Лурье, Антифеодальные движения, стр. 47.

[21] Там же, стр. 48.

[22] Там же, стр. 316, ср. и Ю.К. Бегунов, Козма, стр. 84; Д. Ангелов, Богомили и стригольници, стр. 355.
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

Вернуться в ГНОСТИЦИЗМ

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


@Mail.ru