Регистрация




Месопотамский космос. Тайна Земли и Неба
Последнее сообщение СИЛЬФ
24 окт 2020, 19:36

Богиня в женском теле
Последнее сообщение МАРИТА
14 авг 2019, 10:46

Нингаль - Лунная телица и Прорицательница
Последнее сообщение МАРИТА
14 авг 2019, 10:32

Инанна - Посвященная небесам
Последнее сообщение МАРИТА
14 авг 2019, 10:22

Энки и Нинмах
Последнее сообщение МАРИТА
26 июн 2019, 09:03

Энки и мировой порядлк
Последнее сообщение МАРИТА
26 июн 2019, 09:01

Энки и устройство мира
Последнее сообщение СИЛЬФ
24 июн 2019, 23:06

АБЗУ
Последнее сообщение МАРИТА
24 июн 2019, 10:34

Учение халдеев
Последнее сообщение ВЕДДА
17 май 2019, 23:07

Человек нужен богам
Последнее сообщение СИЛЬФ
16 май 2019, 20:41




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!

МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Ассирийские Мифы

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Ассирийские Мифы

Сообщение МАРИТА » 14 май 2019, 18:27

Миф о потопе

К сожалению, табличка, на которой был записан миф, сохранилась не полностью, и начало мифа отбито. Мы можем восполнить смысл недостающих фрагментов по его более поздней вавилонской версии. Она вставлена, как рассказ, в эпос о Гильгамеше «О все видавшем…». Первые читаемые строки повествуют о сотворении человека, о божественном происхождении царской власти и об основании пяти старейших городов.
Далее речь идет о том, что на совете богов было принято решение наслать на землю потоп и уничтожить все человечество, но многие боги огорчены этим. Зиусудра, правитель Шуруппака, представляется набожным и богобоязненным царем, который пребывает в постоянном ожидании божественных снов и откровений. Он слышит голос бога, скорее всего Энки, сообщающий ему о намерении богов “уничтожить людское семя”.
Дальнейший текст не сохранился из-за большой трещины, но, судя по вавилонскому аналогу, в нем Зиусудра получает подробные наставления по строительству огромной лодки, чтобы спастись от неминуемого бедствия.
Текст возобновляется ярким описанием потопа. В течение семи дней и семи ночей на земле бушует буря такой силы, что даже боги боятся ее. Наконец на небе появился бог Солнца Уту, который осветил и обогрел землю. Зиусудра простерся перед ним ниц и принес в жертву волов и овец.
Последние строки мифа описывают обожествление Зиусудры. Он получил в дар “жизнь как у бога”, то есть бессмертие и вместе с супругой был перенесен в божественную райскую страну Дильмун.
Вавилонская версия мифа о потопе существует в виде самостоятельной легенды об Атрахасисе и в виде, упомянутой выше вставки в эпос о Гильгамеше. В последнем рассказе имя героя звучит как Утнапишти. Оно является почти дословным переводом на аккадский язык имени Зиусудры — шум, “нашедший жизнь долгих дней”. По-аккадски Утнапишти означает “нашел дыхание”.
Миф о потопе сохранился и в виде всем известного библейского предания о Ное, и в трудах историка Бероса, писавшего на греческом языке. Только у Бероса Зиусудра зовется Ксисутросом, а богом, предупредившим его об опасности, был Кронос.
(Библиотека Руслана Хазарзара)

Первые 37 строк разбиты.

I
“... Истребление моих человеков...
Мной сотворенное богине Нинту...
Воистину я возвращу ей.
Я верну народ к местам их обиталищ.
Да будут их грады построены, да будут их беды рассеяны.
Кирпичи во всех своих градах на места священные
Воистину пусть они поставят.
На святых местах пусть собраны будут.
Святость воды — огня гашение — да будет
В праведности установлена.
Обряды, могучие Сути совершенными воистину будут,
Землю вода да оросит, благостный мир я им дам”.
Когда Ан, Энлиль, Энки, Нинхурсаг
Черноголовый народ сотворили,
Живность в земле начала множиться буйно,
Всевозможные четвероногие твари
узором достойным покрыли долины.

Более 30 строк разрушено.

II
[...]
“Труды их усилий хочу я направить.
Строитель Страны да прокопает землю, да заложит основы”.
Когда Сути царственности с небес спустились,
Могучий венец и царственности престол с небес спустили,
Он сотворил их обряды, он могучие Сути
Совершенными сделал.
Он основал селенья и грады.
Он имена им нарек, доли им он распределил.
Первый из них — Эредуг, вождю Нудиммуду его он дал.
Второй — жрице небес — Бадтибиру он ей дал.
Третий — Лараг, Пабильсагу его он дал.
Четвертый — Сиппар, герою Уту его он дал.
Пятый — Шуруппак, Суд он его дал.
Этим градам он дал имена, он столицами их назначил.
Он не прекратил разливы, он прокопал землю,
Он принес им воду.
Малые речки он очистил, провел оросительные протоки.

40 строк разрушено.

III
В те дни Нинту [...] свои творенья [...]
Светлая Инанна за своих человеков плач заводит.
Энки сам с собою советуется.
Ан, Энлиль, Энки, Нинхурсаг,
Боги Вселенной именем Ана поклялись,
Именем Энлиля поклялись.
В те дни Зиусудра, помазанник божий [...]
Навес овальный себе построил [...]
В покорности, благоговейно, со смиренными,
Праведными словами [...]
Каждый день он стоял, склоняясь [...]
То не сон, то выход его речений [...]
Дабы заклясть небо и землю.

IV
В Киуре бога [...] стена [...]
Зиусудра, у края встав, слышит [...]
“Край стенки слева, ну-ка, послушай!
Край стенки, скажу тебе слово, прими мое слово!
Будь внимателен к моим наставленьям!
Потоп пронесется надо всем миром,
Дабы семя человечества уничтожить.
Окончательное решенье, слово божьего собрания [...]
Решение, реченное Аном, Энлилем, Нинхурсаг,
Царственность, ее прерывание [...]”

Около 40 строк разрушено.

Все злобные бури, все ураганы, все они собрались вместе.
Потоп свирепствует надо всем миром.
Семь дней. Семь ночей.
Когда потоп отбушевал над Страною,
Злобный ветер высокой волною
Отшвырял огромное судно,
Солнце взошло, осветило небо и землю,
Зиусудра в огромном своем корабле отверстие сделал,
И солнечный луч проник в огромное судно.
Царь Зиусудра
Пал ниц перед солнцем-Уту.
Царь быков заколол, много овец зарезал.

Разрушено около 40 строк.

Жизнью небес и жизнью земли они поклялись,
Ан и Энлиль жизнью небес и земли поклялись о том.
Кто укрылся,
Дабы живое из земли поднялось,
Дабы оно для них вышло.
Царь Зиусудра
Пред Аном, Энлилем смиренно простерся.
Энлиль с Зиусудрою ласково заговорили.
Когда жизнь, словно богу, ему присудили,
Жизнь долгую, словно богу, ему изрекли,
Тогда они царя Зиусудру,
Кто имя жизни сберег, человечества семя спас,
Поселили его в стране перехода, в стране Дильмун, там,
Где солнце-Уту восходит [...]
“Ты [...]”

Конец разрушен.

Перевод В. К. Афанасьевой
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Ассирийские Мифы

Сообщение МАРИТА » 14 май 2019, 18:28

Зиусудра и бог Энки
Миф об Атрахасисе

Миф известен в нескольких версиях. Основной является старовавилонская, записанная младшим писцом Ку-Айей в середине XVII в. до н. э. Сохранились также два средневавилонских фрагмента, найденных в Ниппуре и Угарите и относящиеся к концу II тыс. до н.э. Кроме того, две таблицы этого мифа обнаружены в библиотеке Ашшурбанапала (VII в.до н.э.). К этому же времени можно отнести и два фрагмента нововавилонской версии. Миф является продолжение развития месопотамской темы потопа (см. Миф о потопе и "О все видавшем...").
Таблица I начинается с описания незапамятных времен, когда ануннаки поделили мир между собой, а игиги вынуждены были копать реки и каналы, строить дворцы и обиталища. Так продолжалось долгие годы, пока однажды игиги не возмутились и не начали восстание. Предводитель иггигов повел их к Экуру, дворцу Энлиля. Верховный бог тут же созвал совет, на котором Ану предложил создать людей, чтобы на них возложить бремя тяжкого труда. Праматерь, великая Нинту (Мами) согласилась взяться за это дело вместе с Эйей. Для сотворения пришлось убить одного из богов, возможно зачинщика восстания. Из крови убитого бога Ве-Ила (разум божий), глины Апсу и слюны игигов были созданы люди - 7 мужчин и 7 женщин. Отныне боги были свободны от тяжелых работ.
Шло время, через 12 веков люди расплодились, перестали чтить богов и стали досаждать Энлилю своим гомоном. Верховный бог приказал Намтару наслать на человечество чуму, которая стала свирепствовать на земле. Жил тогда среди людей некий Атрахасис, мудрейший из всех. В его городе все поклонялись Энлилю, но Атрахасис превыше всех ставил премудрого Эйю. Он стал молить своего бога помочь людям, и добрый Эйа посоветовал принести жертву Намтару. Атрахасис послушался совета, и довольный вниманием Намтар отвел от человечества чуму.

Таблица I

1. Когда боги, подобно людям,
Бремя несли, таскали корзины,
Корзины богов огромны были,
Тяжек труд, велики невзгоды.
5. Семь великих богов Ануннаков
Возложили бремя труда на Игигов.
Был Ану, отец их, вышним владыкой.
Их советником - воитель Энлиль.
Их управляющим был Нинурта,
10. Их надсмотрщиком был Эннуги.
Тогда по рукам ударили боги,
Бросили жребий, поделили уделы.
Ану получил во владение небо,
Власти Энлиля подчинили землю.
15. Засовы вод, врата Океана,
Государю Энки они поручили.
На небо свое Ану поднялся,
Энки спустился в свои глубины.
Они, небесные Ануннаки,
20. Тяжкий труд преложили Игигам.
Начали боги выкапывать реки -
Жизнь страны, - каналы прорыли;
Игиги стали выкапывать реки,
Жизнь страны, - каналы прорыли;
25. Реку Тигр они прокопали,
Реку Евфрат прокопали также.
Они трудились в водных глубинах.
Жилище для Энки они возводили.
Они возвели Апсу для Энки,
________________________________________

30………(фрагмент из Ассирийской версии)……
…..они вознесли его на вершину.
Десять лет они тяжко трудились.
Двадцать лет они тяжко трудились.
Тридцать лет они тяжко трудились.
Годы и годы тяжко трудились.
________________________________________

34. Годы труда они подсчитали
Годы труда в болотах и топях
Годы труда они подсчитали
Две с половиной тысячи лет
Они тяжко трудятся днем и ночью.
Они кричали, наполняясь злобой,
40. Они шумели в своих котлованах:
"Хотим управляющего видеть!
Пусть он отменит труд наш тяжелый!
Он, советник богов, воитель!
Пойдем, разыщем его жилище!
45. Энлиль, советник богов, воитель!
Пойдем, разыщем его жилище!"
Их предводитель открыл уста
И так говорит богам, своим братьям:
"Все управители древних времен
________________________________________

50 …… (фрагмент из Ассирийской версии) …..
Неправедно был назначен Энлиль!
Его заменим, другого назначим!
________________________________________

57. Он, советник богов, воитель!
Пойдем, разыщем его жилище!
Энлиль, советник богов, воитель!
60. Пойдем, разыщем его жилище!
Ныне ему объявляем войну!
Сраженье да столкнется с битвой!"
Боги вняли его речам.
Они спалили свои орудья,
65 .Они сожгли свои лопаты,
Предали пламени свои корзины.
За руки взявшись, они пошли
К святым вратам воителя Энлиля.
70. В средину стражи, в самую полночь
Был храм окружен, но бог не ведал.
В средину стражи, в самую полночь
Был Экур окружен, но Энлиль не ведал.
Калькаль услышал и был встревожен.
75.Он открыл засов и глянул наружу.
Бог Калькаль разбудил Нуску.
Шум Игигов они услыхали.
Нуску пошел будить господина.
С ложа его поднял.
80."Господин мой, храм твой оцеплен,
Подошла битва к твоим воротам!
О, Энлиль, храм твой оцеплен,
Подошла битва к твоим воротам!"
85. Энлиль открыл свои уста.
Говорит своему советнику Нуску:
"Нуску, закрой на засов ворота!
Вооружись, предстань передо мною!"
90. Нуску закрыл на засов ворота,
Вооружился, предстал перед Энлилем.
Нуску открыл свои уста,
Так говорит воителю Энлилю:
"Господин мой, что это лик твой бледен,
Почему ты сынов своих боишься?
95.Энлиль, что это лик твой бледен,
Почему ты сынов своих боишься?
Позови, и пусть опустится Ану,
Энки предстанет перед тобою".
Он послал, и Ану к нему спустился.
100. Энки предстал перед его очи.
Воссел Ану, владыка неба,
Внимал Энки, владыка Апсу.
Великие Ануннаки воссели.
Поднялся Энлиль, изложил дело.
105. Энлиль уста свои открыл,
Так говорит богам великим:
"Что это ныне здесь случилось?
Не должен ли я устроить сраженье?
Что это очи мои узрели?
110. Подошла битва к моим воротам!"
Ану уста свои открыл,
Так говорит воителю Энлилю:
"Отчего Игиги
Врата окружили,
115. Нуску пошли узнать и разведать;
Приказ отдай своему посланцу,
Чтоб сыны твои открыли причину!"
Энлиль уста свои открыл,
Говорит своему советнику Нуску:
120."Нуску, отвори ворота!
Вооружись, предстань передо мною!
Перед собраньем всех богов
Склонись, поднимись, передай наше слово:
"Меня послал отец ваш Ану,
Ваш советник, воитель Энлиль,
Ваш управляющий Нинурта
И надсмотрщик ваш Эннуги!
Кто подстрекатель этой битвы?
Кто зачинщик этого боя?
130.Кто из вас призывал к нападенью?
Кто столкнул сраженье и битву?"
В собрании всех великих богов
Скажи, и ответ принеси Энлилю".
Нуску в собрании всех богов
135.Склонился, поднялся, объявил посланье:
"Меня послал отец ваш Ану,
Ваш советник, воитель Энлиль,
Ваш управляющий Нинурта
И надсмотрщик ваш Эннуги!
140.Кто подстрекатель этой битвы?
Кто зачинщик этого боя?
Кто из вас призывал к нападенью?
Кто столкнул сраженье и битву?"
В собрании всех великих богов
145. Так сказал я, ответ принесу Энлилю".
"Все, как один, войну объявили!
В котлованах нам
Положили трудиться!
Непосильное бремя нас убивает,
150. Тяжек труд, велики невзгоды.
Ныне мы, боги, все, как один,
Идем к Энлилю, несем наше слово!"
Нуску взял свое оружье,
Пошел, склонился, предстал пред Энлилем:
155."Господин мой, ты посылал меня,
Я ходил, передал твое слово,
Сообщил посланье богов великих,
Ответ приношу, излагаю дело:
"Все, как один,
160. Войну объявили.
В котлованах нам положили трудиться!
Непосильное бремя нас убивает,
Тяжек труд, велики невзгоды.
Ныне мы, боги, все, как один,
165. Идем к Энлилю, несем наше слово!"
Когда Энлиль услыхал их речи,
Из глаз его покатились слезы.
Энлиль его посланью внемлет,
Так говорит он воину Ану:
170."Благородный, там у себя на небе,
Закон укрепи, покажи свою силу!
Когда Ануннаки пред тобою воссядут,
Вызови бога, предай его смерти!"
Ану уста свои раскрыл,
175. Так говорит богам, своим братьям:
"За что мы к ним питаем злобу?
Их труд тяжел, велики невзгоды.
Каждый день они носят корзины,
Горьки их плачи, их стенанья мы слышим.
180. Да создаст праматерь род человеков,
Бремя богов на него возложим".
________________________________________

(Фрагмент из ассирийской версии)
Эйа открыл уста свои,
Так говорит богам, своим братьям:
"За что мы к ним питаем злобу?
Их труд тяжел, велики невзгоды.
Каждый день они носят корзины,
Горьки их плачи, их стенанья мы слышим.
Пусть Ануннаки пред тобою воссядут,
Белет-или, праматерь богов, предстанет,
Пусть она сотворит человека,
Бремя богов на него возложим.
Труд богов поручим человеку,
Пусть несет человек иго божье!
________________________________________

189. Когда Белет-или, праматерь, предстанет,
Да сотворит праматерь потомство
Корзины богов - носить человеку!"
Кликнули богиню, позвали
Повитуху богов, мудрейшую Мами.
"О, праматерь, творец человека!
195. Сотвори человека, да несет он бремя!
Да примет труды, что Энлиль назначил!
Корзины богов - носить человеку!
Нинту уста свои раскрыла,
Так говорит богам великим:
200."Я не могу сотворить в одиночку,
Только с Энки исполню работу,
Ибо только он освящает,
Пусть глины мне даст, и я исполню!"
Энки раскрыл свои уста:
205. Так говорит богам великим:
В первый же месяц, в дни седьмой и пятнадцатый,
Я совершу обряд очищения.
Один из богов да будет повергнут,
Да очистятся боги, в кровь окунувшись.
210. Из его плоти, на его крови
Да намешает Нинту глины!
Воистину божье и человечье соединятся,
Смешавшись в глине!
Чтоб вечно мы слышали стуки сердца,
215. Да живет разум во плоти бога,
Да знает живущий знак своей жизни,
Не забывал бы, что имеет разум!"
"Да!" - ответствовало собранье,
Ануннаки великие,
220. Что решают судьбы.
В первый же месяц, в дни седьмой и пятнадцатый,
Он совершил обряд очищенья.
"Премудрого"-бога, что имеет разум,
Они убили в своём собранье.
225. Из его тела, на его крови
Намесила богиня Нинту глины.
Чтоб вечно слышали стуки сердца,
Разум живёт во плоти бога,
Знает живущий знак своей жизни,
230. Не забывал бы, что имеет разум
Когда она замесила глину,
Позвала Ануннаков, богов великих.
А Игиги, великие боги,
Слюной своею смочили глину,
235. Мами раскрыла свои уста,
Так говорит богам великим:
"Вы приказали -
Я совершила.
Вы бога повергли и его разум!
240. Я вас избавила от работы,
Ваши корзины дала человеку.
Теперь вам достанется крик человека,
Я ж сняла с вас ярмо, дала вам свободу!"
Едва услыхали они эти речи,
Кинулись к ней, целовали ноги.
"Прежде мы Матушкой тебя называли,
Теперь твое имя Владычица божья!"
Они отправились к дому судеб -
250. Эйа-государь и мудрая Мами.
Богини рождения собрались,
Пред нею глины они натоптали.
Она начала говорить заклинанья,
Те, что Эйа давал ей, пред нею сидя.
Когда ж завершила она заклинанья,
Отломила четырнадцать ломтей глины.
Семь она положила направо,
Семь она положила налево.
Кирпич - посредине между ними.
________________________________________

260. ……(фрагмент из Ассирийской версии)…
"Как власы подрезают - пуповину режьте!"
Собрались в мудрости и познанье
Богини рожденья - семь и семь их.
Семь мужей они сотворили, семь они сотворили женщин.
Праматерь, создательница судеб!
Соединили их попарно,
Пред ней попарно соединили -
Участь людей начертала Мами!
"В доме рожающей во время родов
Да будет кирпич на семь дней установлен!
Владычицу божью, премудрую Мами да славят!
Повитуха да радуется в доме, где роды!
А когда разродится роженица -
Разрешится от бремени мать младенцем!
Пусть мужчина юной девице ……….
…………………………………………
________________________________________

272. Пусть растут у женщины груди,
Пусть борода растет у мужа,
Щеки юноши пусть покрывает.
Пусть отныне и вовеки
Да возлягут вместе жена и супруг ее".
Собрались богини рожденья,
Воссела Нинту, подсчитала сроки.
280. Судьбу судила на девятый месяц.
И когда пришел девятый месяц -
В назначенный срок раскрыла лоно.
С сияющим, полным от радости ликом,
С главою покрытою повиванье свершила,
Опоясала чресла, благословила,
Муки насыпала, кирпич поставила.
"Это я сотворила, мои создали руки!
290. В дом жрицы-кадишу да войдет повитуха!
А когда начнет рожать роженица,
Разрешится от бремени мать младенцем -
На девять дней кирпич да возложат!
Да будет восславлена праматерь Нинту!
Богиню Мами да призовут ее сестры!
Восславят праматерь, Кеш да восславят!
Когда супруг на ложе возляжет,
300. Да спит жена с супругом вместе!
Во время замужества и женитьбы
Пусть Иштар в доме свекра ликует!
Девять дней да продлится праздник!
Иштар да назовут Ишхарой!
В назначенный срок да свершаться судьбы!"

……………………………………………….

Человек нес свое бремя,
Чистоту жилищ блюли люди,
330. Сын отцу своему был опорой

……………………………………

336. Загрубели руки от тяжкой работы.
Киркой и лопатой строили храмы,
Сооружали большие каналы,
Для пищи людской, пропитанья божья

……………………………………………

352 Не прошло и двенадцати сотен лет,
Страна разрослась, расплодились люди.
Как дикий бык ревут земли,
355. Бог встревожен громким шумом.
Энлиль слышит людской гомон,
Богам великим молвит слово:
"Шум человека меня донимает,
Спать невозможно в таком гаме!
360. Прикажем - пусть чума нагрянет!
Пускай-ка Намтар уменьшит их гомон
Подобно буре по ним пройдутся
Мор, болезни, чума и язва!"
Они приказали - чума напала.
Владыка Намтар уменьшил их гомон.
Подобно буре по ним гуляют
Мор, болезни, чума и язва.
Некто мудрейший из всех Атрахасис, -
Наставлял Атрахасиса Энки-владыка -
Он говорил со своим богом,
И бог давал ему наставленья.
Атрахасис уста свои открыл,
Так говорит своему господину:
"Господин мой, человечество стонет!
Болезнь, что ты наслал пожирает землю!
Эйа-владыка, человечество стонет!
Божья болезнь пожирает землю!
Воистину вы, создатели наши!
Так возьмите ж болезни, чуму и язву!
370. Доколе, владыка, беда продлится?
Неужто болезни даны нам навеки?"
Энки уста открыл и молвил,
Так рабу своему отвечает:
"Собери старцев пред своими вратами,
Совет держи в доме, так скажи им:
"Прикажите и вестники пусть объявят,
Всей стране возгласят громогласно:
"Вы не чтили богов ваших!
Молитвой не славили богинь ваших!
380. Но разыщите врата Намтара,
Хлебы печеные перед ними поставьте,
Мукой сезама воздайте жертву!
Устыдится пред даром,
Удержит руку!"
Атрахасис оракулу внемлет,
Собрал старцев пред своими вратами.
Атрахасис уста открыл,
Старцам такое слово молвил:
"Старцы я вас позвал в дом мой!
390. Хочу совет держать в доме,
Прикажите и вестники пусть объявят,
Всей стране возгласят громогласно:
"Вы не чтили богов ваших!
Молитвой не славили богинь ваших!
Но разыщите врата Намтара!
Хлебы печеные перед ними поставьте,
Мукой сезама воздайте жертву!
Устыдится пред даром,
Удержит руку!"
400. Старейшие словам его вняли,
Храм Намтара
Воздвигли в граде.
Приказали, и вестники объявили
Возгласили всей стране громогласно:
Богов своих они не чтили.
Богинь не славили молитвой.
Но они разыскали врата Намтара,
Хлебы печеные возложили перед ними,
Мукой сезама воздали жертву.
410.Устыдился пред даром,
Удержал руку.
Отвел от людей чуму и язву,
Боги вернули себе приношенья

…………………………….


Таблица II
Во второй табличке говорится о том, что через некоторое время люди опять расплодились, опять перестали чтить богов, опять растревожили Энлиля. На совете богов было принято решение наслать на землю засуху. Описываются страшные бедствия человечества, черты людей исказил голод, на шестой год родители стали есть своих детей. Мудрейший Атрахасис беспрестанно молился своему богу, прося помощи. Наконец сердце доброго Эйи дрогнуло и он посоветовал Атрахасису умилостивить Адада жертвами. Так оно и вышло - Адад "устыдился пред даром" и послал на землю дождь. Энлиль был рассержен тем, что человечеству удалось выжить, он упрекает Энки, и тому приходится оправдываться. Далее текст почти не сохранился, но скорее всего, люди опять расплодились и вновь вызвали недовольство Энлиля. На совете богов было принято единогласное решение уничтожить мир при помощи потопа. Лишь один Энки отказался принести в этом клятву.

I. Не прошло и двенадцати сотен лет,
Страна разрослась, расплодились люди.
Как дикий бык ревут земли,
Бог встревожен громким шумом.
5. Энлиль слышит людской гомон,
Богам великим молвит слово.
________________________________________

из нововавилонской версии
Энлиль собрал средь богов собранье,
Так говорит богам, сынам своим:
________________________________________

7. "Шум человека меня донимает,
________________________________________

из нововавилонской версии
Людей не меньше стало, их стало больше
Гомон их меня беспокоит,
________________________________________

8. Спать невозможно в таком гаме.
Отнимем-ка у людей пропитанье.
Засушим травы, обречем на голод.
Адад наверху пусть запрет свои ливни,
Внизу перекройте подземные воды.
13. Орошенье из бездны да не проникнет!
________________________________________

из нововавилонской версии
Пусть Ану и Адад стерегут небо,
Син и Нергал - среднюю землю.
Засовы моря, врата океана
И травы его - сторожить Энки.
________________________________________

Да выйдет ветер, иссушил почву,
Нальются тучи, да не прольются ливнем!
Поля да уменьшат свои урожаи!
Пусть грудь свою отвернет Нисаба!
20. Прекратится среди людей ликованье!
Уничтожат людей лишенья и голод.
________________________________________

из нововавилонской версии
Черные нивы да будут белы,
Пусть просторное поле соль рождает!
Чрево земли на них да восстанет!
Не взрастут травы, не взойдут злаки!
Да будет мор ниспослан людям!
Сожмется матка, не родятся младенцы!"
Они забрали у людей пропитанье!
Засушили травы, обрекли на голод.
Вверху Адад дожди свои запер,
Внизу перекрыли подземные воды.
Орошенье из бездны не проникало.
Поля уменьшили урожаи.
Нисаба грудь свою отвернула.
Черные нивы стояли белы.
Просторное поле соль рождало.
Чрево земли на них восстало.
Трава не взошла, не взросли злаки.
Мор на людей они наслали.
Сжалась матка, не рождались младенцы.
________________________________________
Д
алее идет текст из ассирийской версии.
V. 10. По наступленье первого года
От голода тяжко они страдали.
По наступленье второго года
Тяжко страдали они от жажды.
По наступленье третьего года
Черты людей исказил голод.
По наступленье четвертого года
Короткими стали их длинные ноги,
Узкими стали их широкие плечи.
Вдоль улиц брели они согнувшись.
По наступленье пятого года
Дочь караулила мать в воротах,
Но мать не открыла дочери двери.
20.Следила дочь за весами матери,
Следила мать за весами дочери.
По наступленье шестого года
Дочерей своих они съели,
Сыновей употребили в пищу.

……………………………

Семьи истребляли друг друга.
25. Их лица покрылись солодом смерти.
Людям недоставало жизни.
А он, мудрейший Атрахасис,
К владыке Эйа склонял он разум.
Он говорил со своим богом
30. И бог давал ему наставленья.
Он разыскивал врата бога,
На речном берегу он поставил ложе,
На берегу пустынных потоков.

…………………………………..

III. Атрахасис молился своему богу,
Приношенья к ногам его ставил.
Каждый день он горестно плакал,
5. Вместе с зарей приносил ему жертвы.
Он заклинал бога в молитвах,
Он ждал знамения в сновиденье.
Он заклинал Энки в молитвах,
10. Искал знамения в сновиденьях.
Он приходил к храму бога,
Пред храмом бога сидел и плакал.
Пред алтарем ему жертвы ставил,
Пред храмом бога сидел и плакал.
15. Когда река была пустынна,
Ночь спокойна, близилось утро,
Он глядел на реку, узреть он жаждал,
На брегах потока воззвал он к богу:
"Да возьмет поток меня, да река схватит!
20. Да поставят пред моим богом!
Пред богом Энки меня поставят.
Да увижу Энки в своем сновиденье,
Я в ночи да узрю сновиденье".
С тех пор как он приходил к потоку,
25.К реке обратясь, сидел и плакал,
Пред потоком сидел и плакал,
На берегу реки молился,
К Апсу стремился своей душою.
Услышал Энки его молитвы.
30. Своим Лахму и Лахаму молвит:
"Человек, что в мольбах на брегах моих плачет,
Ныне возьмите его, приведите,
Ступайте, приказ мой исполните ныне".
Спросить…………………………..
…………………………………….

II. Старцев созови пред домом.
Со старцами совет держи в доме:
"Прикажите и вестники пусть объявят,
Всей стране возгласят громогласно:
"Вы не чтили богов ваших.
10. Молитвой не славили богинь ваших.
Но разыщите врата Адада,
Хлебы печеные перед ними поставьте,
Мукой сезама воздайте жертву.
Устыдится пред даром, удержит руку.
Пошлет на заре росы благодатной,
Дождь в ночи незаметно закаплет,
В полях как в тайне зерно зародится".
20. Храм Ададу воздвигли в граде.
Приказали, и вестники объявили
Возгласили всей стране громогласно.
Богов своих они не чтили,
Богинь не славили в молитвах.
Но они разыскали врата Адада,
Хлебы печеные перед ними поставили,
Мукой сезама воздали жертвы.
Устыдился пред даром, удержал руку.
30. Послал на заре росы благодатной,
Дождь в ночи незаметно закапал,
В полях как в тайне зерно зародилось.
Нужда и недоля от них отступилась.
Боги вернули себе приношенья.
конец столбца разрушен

V ………………………………….

начало столбца разрушено
Энлиль на богов исполнился гневом:
"Все мы, великие Ануннаки,
15. Все, как один, решили вместе,
Ану и Адад охраняют небо,
Я охраняю средину - землю.
Куда бы ни отправился Энки,
Облегчает он бремя, дает послабленье.
20. Он допустил изобилье людское,
Дал им дышать на земле под солнцем".
Энлиль открыл свои уста,
Говорит своему советнику Нуску:
"Ко мне да будут призваны боги!
25. Пусть все, как один, предо мною предстанут!"
Всех богов к нему призвали.
Так им сказал воитель Энлиль:
"Все мы, великие Ануннаки,
Все, как один, решили вместе,
30. Ану и Адад охраняют небо,
Я охраняю средину - землю.
Всюду, куда б ни ступил ты
________________________________________

из нововавилонской версии
Ты облегчаешь бремя, даешь послабленье.
Ты допустил процветанье людское.
Дал им дышать на земле под солнцем".
Эйа уста открыл и молвит:
"Ты приказал, чтоб Ану и Адад
Охраняли небо - верхнюю область,
Чтобы Син и Нергал охраняли средину,
Чтоб засовы вод, врата океана,
И травы его я охранял бы,
Но убежали, от меня ускользнули
Мириады рыб, мириады тварей.
Я их собрал, но они исчезли,
Половину засова они разбили.
Тогда я убил стражей моря,
Взял виновных, назначил им кару.
После того как назначил им кару,
Свершил наказанье, покарал виновных".

…………………………………………
________________________________________

VI. начало столбца разрушено
10. Посылал Адад свои ливни,
Поля насыщал своею влагой,
Тяжелые тучи покрывали небо,
Людей не насытил, не дал им хлеба".
Бога колики схватили в собранье.
Смех одолел его среди совета.
………….клевета в его руки.
………………………богов
………………Энки и Энлиль.
"Все мы, великие Ануннаки,
Все, как один, решили вместе,
25. Ану и Адад охраняют небо,
Я охраняю средину - землю.
Всюду, куда б ни ступил ты
Ты облегчаешь бремя, даешь послабленье.
Ты допустил процветанье людское.
30. Дал им дышать на земле под солнцем".
……………………………………
…………………………воительЭнлиль.
VII начало столбца разрушено…………
"Ваши корзины дала человеку.
Вы получили крик человека.
Вы бога повергли и его разум.
Вы насытились ……………
35……………………………….
Вы устанавливаете судьбы.
Да возвратит она…………………
Энки-государь нас свяжет общею клятвой!"
40. Энки уста свои открыл,
Так говорит богам, свом братьям:
"Зачем вы хотите связать меня клятвой?
Положу ли я руку на своих человеков?
Потоп, что вы мне повелели, -
45. Что такое? Мне неизвестно!
Можно ли давать рожденье потопу?
Воистину это дело Энлиля.
Да будет избран на это дело.
Пусть идут впереди Шуллат и Ханиш,
Пусть Эррагаль вырывает жерди,
Пусть Нинурта идет, рушит плотины".
VII …начало столбца разрушено…………
32. Собранье всех великих богов,
Не послушав, на злое дело решилось.
Боги решились на гибель мира.
Злое дело уготовил людям Энлиль.
Так сказал пред всем собраньем:
"Принесем вместе о потопе клятву!"
Ану первый пред ним поклялся.
Энлиль поклялся, с ним и сыны его.
Атрахасис уста открыл,
Так обратился к своему владыке.


Таблица III
В третьей табличке говорится о том, что Эйа предупреждает Атрахасиса о потопе и повелевает построить корабль с именем "спасающий жизни". Мудрый Атрахасис в точности исполнил распоряжение и в назначенное время погрузил на судно свою семью, животных и птиц. В мифе описывается бушующая семь дней и ночей стихия, ярость которой приводит в трепет даже самих богов. Праматерь Нинту укоряет ануннаков за неразумное решение уничтожить мир. Однако, когда Энлиль узнал, что Атрахасису удалось уцелеть, он стал упрекать Энки в пособничестве людям. Правда, когда уцелевшие от потопа люди принесли богам жертвы, его сердце смягчилось. В результате праматерь Нинту создала для людей "сторожей рождения", запретила жрицам иметь детей и выпустила на землю демона Пашиту. Это примирило Энлиля с существованием человечества.

I. Атрахасис уста свои открыл,
Так обратился к своему владыке:
………………………………….
________________________________________

из нововавилонской версии
"Эйа, владыка, слышу твое приближенье!
Поступь я чую, что шагам твоим подобна!"
Атрахасис склонился, простерся, поднялся.
Открыл уста свои, так он молвит:
"Владыка, я слышу твое приближенье!
Поступь я чую, что шагам твоим подобна!
Эйа, владыка, слышу твое приближенье!
Поступь я чую, что шагам твоим подобна!"

……………………………………………

Яви ж мне знаменье в сновиденье,
Дабы смысл его уловить я сумел бы".
Эйа уста свои открыл,
Так рабу своему отвечает:
"Ты говоришь:"Что я узнаю?" -
Следи же за вестью, что ныне шлю я!"
"Внемли, о стена!
Хижина слушай!
Разрушив свой труд, корабль выстрой!
Презри богатства, спасай душу!
Корабль, который ты построишь,
Шириною длине да будет равен!

……………………………………………………..
Назови его именем "Спасающий жизни"!
________________________________________

Покрой его крышей, подобно Апсу!
30. Так, чтобы солнце не проникло.
Да будет закрыт он и сверху и снизу!
Его снаряженье должно быть прочным.
Пусть густая смола укрепит его крепость.
Я же нашлю на вас ливень.
Изобилие птиц, обилие рыбы.
________________________________________

из нововавилонской версии
Следи за сроком, что сообщу я.
В корабль войди, закрой все двери.
Возьми зерна и добра, что имеешь,
Жену, семью, родных, рабочих.
Тварей степных травоядных и диких
Я пошлю к тебе, к твоим воротам".
Атрахасис уста открыл и молвит,
Так говорит владыке Эйе:
"Я никогда корабля не строил.
Чертёж на земле мне начерти ты.
Очертанья увижу, корабль построю".
На земле чертеж начертал Эйа.
"Владыка, что приказал ты исполню".
________________________________________

36. Он открыл срок и его исполненье.
Он предсказал семь дней потопа.
Атрахасис внял его предсказанью.
Он собрал старцев пред своим домом.
40. Атрахасис уста свои открыл,
Так говорит он совету старцев:
"Мой бог не согласен с вашим богом.
Друг на друга гневаются Энки и Энлиль.
Они изгоняют меня из града,
45. Оттого, что я поклоняюсь Энки,
Он сообщил мне это решенье.
Не могу я жить во граде вашем,
Не могу ступать по земле Энлиля.
Может ли смертный спорить с богами?
50. Вот что сказал мне владыка мой Энки".
II. начало столбца разрушено …
10. Старейшины словам его вняли.
Со своим топором приходит плотник,
Камень свой несёт строитель.
Даже малыш смолу таскает,
Даже бедняк несёт что может.

…………………………………

30. Все, что имел, погрузил он на судно.
Все, что имел добра, погрузил он на судно.
Светлых животных взял он с собою,
Жирных и тучных взял он с собою,
Взял с собою, на борт их поднял.
35. Птиц небесных взял он с собою,
Скот домашний, диких тварей……..
Тварей степных на борт он поднял.
40. Он созвал людей своих
На пир прощальный.
Родню и семью на борт он поднял.
Они ели яства,
Они пили напитки.
45. Он же спускался и поднимался.
Сесть он не мог, и лечь не мог он.
Разрывалось сердце, желчью рвало.
День начал менять лики.
Загремел Адад в чёрной туче.
50. Едва он рыки его услышал,
Взял смолы, замазал отверстья.
Как только он закрыл входы,
Взревел Адад в черной туче,
Взвыли ветры, его приветствуя выход.
55. Оборвал канат, сорвал судно.

……………………………….
________________________________________

из ассирийской версии
Вздымается ветер, несёт бурю,
Адад на ветрах, своих мулах, мчится -
Восточном, Западном, Северном, Южном
Ураганы и бури завыли пред ним.
Злобный вихрь взметнулся ветрам навстречу,
К нему вздымается Южный ветер,
Западный ветер трубит рядом.

…………………………………..

Колесницей богов ураган несётся,
Мчится вперед, убивает, молотит.
Идет Нинурта, открывает плотины,
Эррагаль якоря и столбы вырывает.
Анзуд разрывает когтями небо.
Разум страны, как горшок, расколот.
Поднялись воды, и потоп вышел.
________________________________________

Его мощь прошла по людям, как битва.
Один не может увидеть другого,
Узнать друг друга в уничтоженье.
15. Как дикий бык, потоп бушует.
Как ревущий осёл, завывает ветер.

……………………………………….
________________________________________

из ассирийской версии
Ану услышал голос потопа.
Шум потопа дрожать врагов заставил.
________________________________________

25.Энки! Ему помутились мысли,
Когда сыны его пред ним поверглись!
Нинту, величайшая из владычиц -
Тряслись в лихорадке ее губы!
30. Ануннаки, великие боги,
Сидели, мучимые гладом и жаждой!
Глядя на них, рыдала богиня,
Повитуха богов, мудрая Мами.
"Да померкнет день тот,
Во мрак да вернется!
Как могла я вместе со всеми богами
В совете решиться на гибель мира?
Насытился Энлиль постыдным приказом?
40. Подобно Тируру он поднял мерзость!
И я ныне по собственной воле
Над собою слышу их вопли!
Надо мной словно мухи, рожденные мною!
Я же ныне как в доме плача!
В пустоте раздаются мои вопли!
Мне ли карабкаться на небо,
50. Мне, что жила в доме сокровищ?
Где же был ану и его мудрость,
Когда боги, сыны его, речам его вняли?
Что, не подумав, потоп устроил,
Приговорил людей к истребленью!"

…………………………………

IV. Так рыдала Нинту, неслись ее вопли.
5. "Что это? Перевернули море?
Как стрекозами запрудили реки!
Как лодчонку землю перевернули,
Как лодчонку в степи вверх днищем поставили!
10. Я гляжу и над ними плачу,
Я завершила по ним причитанье!"
Так рыдала - утешала сердце,
Так стонал Нинту, испускала вопли.
Боги с ней оплакивали землю,
Скорбью насытясь, она жаждала пива,
Когда села она, и они в слезах сели.
20. Словно овцы пред кормушкой сгрудились.
В лихорадке от жажды пересохли губы,
От голода судороги сводили.
Семеро суток - ночей и дней
Бушевали потоп, ураган и ливень.
Там, где прошел потоп войною,
Все уничтожил, превратил в глину.

………………………………

разбито около 60 строк

V.………………………………..

30. На четыре ветра принёс он жертву.
Он поставил богам воскуренье,
Приготовив пищу, пред богами поставил.

………………………………….

Боги почуяли благовонный запах,
35. К приношенью, словно мухи, собрались.
Когда же они вкусили жертвы,
Поднялась Нинту, перед всеми встала:
40. "Где был Ану и его разум?
Как? И Энлиль приблизился к жертве?
Потоп устроили, не подумав,
Приговорили людей к истребленью!
Вы решились на гибель мира!
Их ясные лики потемнели ныне!"
И она подошла к амулету-мухе,
Что Ану изготовил и носил на радость.
"Мне - его скорбь! Да сужу мои судьбы!
50. Да скроется горе!
Да открою лик мой!
Воистину, темные дни не вернутся!

VI.……………………………..

Да будет этот амулет-муха
Темно-синего камня на моей шее,
Чтоб я те дни вспоминала вечно!"
5. Корабль увидел воитель Энлиль,
Гневом восполнился против Игигов.
"Все мы. Великие Ануннаки,
Все, как один, клялися вместе!
Как ускользнула душа живая
10. И человек уцелел в разрушенье?"
Ану уста свои открыл,
Так говорит он воителю Энлилю:
"Кто как не Энки сотворил такое?
Я же не разглашал приказа".
Энки уста свои открыл и молвит,
Так говорит богам великим:
"Воистину, дело мое пред вами.
За спасение жизни я в ответе.
20. Где же боги был ваш рассудок,
Что, не подумав, на потоп решились?

……………………………………

Сердце свое успокоил ты, Энлиль?
Смягчил ли ты свою ярость ныне?
25. Виновный да примет свое наказанье!
И тот, кто слова твои уничтожил!"
………………..собранье богов решило
…………………………………..
……………………..установили.
40. Я же облегчил мое сердце".
Ану уста свои открыл,
Так обращается к князю Энки:
"Давай. Позови праматерь Нинту!
Ты и она совет держите!"
Энки уста свои открыл,
Так говорит праматери Нинту:
"Ты, праматерь, творящая судьбы,
Создай сторожей рожденья людям

…………………………………..

VII. Да будет отныне иное людям:
Одни рождают, другие не будут!
Да живет средь людей Пашиту-демон,
5. Да вырвет младенца с колен роженицы!
Жрицам -укбабту, игициту, энту -
Да будет запрет им - да прервут рожденье!"

………………………………

далее текст плохо сохранился

VII………………………………

"Как мы потоп сотворили,
10. Но человек уцелел в разрушенье".
Ты, советник богов великих,
Твоим веленьем я создал битву,
Во славу твою хвалебную песню!
Да услышат Игиги, да хранят твою славу,
Я же воспел о потопе людям.
Слушай!

Перевод текста В. К. Афанасьевой
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Ассирийские Мифы

Сообщение МАРИТА » 14 май 2019, 18:29

Миф о птице Зу

Известен в двух версиях - старовавилонской и новоассирийской. Когда верховный бог снял, умываясь, свои царские регалии, Анзу[1] украл их вместе с таблицами судеб, чтобы стать могущественнее всех богов, и улетел в горы. Из-за этого нарушились все божественные законы. Ану призывает Адада[2] и посылает его в погоню, но Адад отказывается, он считает, что Анзу непобедим. Отказом отвечают также Иштар[3] и ее сын.
В другом варианте мифа Анзу крадет таблицы судеб у Энлиля[4]. Богиня-мать Дингирмах отправляет против Анзу бога войны Нинурту[5] и дает ему в дорогу семь ветров. Бог настигает Анзу и посылает вдогонку птице стрелу. Но, обладая таблицами судеб, Анзу в состоянии заклинаниями излечить рану. Бог одолевает птицу только после третьей попытки.

И веление всех богов утвердил он,
Обратился, коснулся, посылает он Зу.
И когда он окончил, подошел к нему Бел[6].
Сверкание чистой воды перед ним,
На деянья владыки глядят его очи:
На тиару господства, на божью одежду,
На божьи Книги Судьбы Зу все смотрит и смотрит;
И когда Дуранки[7] отца богов,
Жажду господства почуял он в сердце,
Зу, как увидел Дуранки, отца богов:
“Божьи книги судьбы я захвачу,
Повеленья богов все я узнаю,
Утвержу я престол, овладею законом,
Буду править я всеми, сколько есть их Игигов[8]”.
И когда возмущенье вошло в его сердце,
У замеченной двери дворца ждет он ранней зарей.
Когда Бел умылся чистой водой,
Воссел на троне, надел тиару —
Книги Судьбы тогда ухватил в свои руки,
Облекся властью, похитил законы,
Улетел тогда Зу, в горах уселся,
Пролилось молчание, раздался голос.
От отца и советника, светлого Бела,
Весь дворец наполняется ясным блеском,
И богини приходят за его повеленьем.
Ану уста открыл, говорит,
Так изрекает богам, своим детям:
“Кто из вас хочет Зу погубить,
Кто хочет по градам свое имя прославить?”
Они призывают вождя, сына Ану, Ану веленье свое ему изрекает:
Адада они призывают, вождя, сына Ану,
Ану веленье свое ему изрекает:
“Мощный, ужасный Адад, нападай неуклонно,
Зу погуби своим оружьем,
Будет имя твое величаться в сонме великих богов,
Между богов, твоих братьев, равных тебе не найдется.
Пусть построены будут божьи дворцы,
По всей вселенной построй для себя грады,
Пускай твои грады причтутся к Экуру
Будь великим среди богов, греми своей славой”.
Адад отвечает на речь,
К Ану-отцу обращает слово:
“Отец, в недоступные горы кто поспешит?
Кто сравняется с Зу меж богов, твоих чад?
Книги Судьбы ухватил он руками,
Властью облекся, похитил законы,
Улетел тогда Зу, в горах уселся,
Изрекает устами, словно боги Дуранки.
Супостатов своих он пылью считает,
Силы его [...] ужасаются боги”.
Ану Ададу повелел не ходить.
Богиню зовут они, дочерь Ану,
Ану веленье свое ей изрекает:
“Мощная, ужасная Иштар, наступай неуклонно,
Зу погуби своим оружьем,
Будет имя твое величаться в сонме великих богов,
Между богов, твоих братьев, равных тебе не найдется.
Пусть построены будут божьи дворцы,
По всей вселенной построй для себя грады,
Пускай твои грады причтутся к Экуру
Будь великой среди богов, греми своей славой”.
Иштар отвечает на речь,
К Ану-отцу обращает слово:
“Отец, в недоступные горы кто поспешит?
Кто сравняется с Зу меж богов, твоих чад?
Книги Судьбы ухватил он руками,
Властью облекся, похитил законы,
Улетел тогда Зу, в горах уселся,
Изрекает устами, словно боги Дуранки.
Супостатов своих он пылью считает,
Силы его ужасаются боги”.
Ану Иштар повелел не ходить.
Бара зовут они, сына Иштар,
“Мощный, ужасный Бара, наступай неуклонно,
Зу погуби своим оружьем,
Будет имя твое величаться в сонме великих богов,
Между богов, твоих братьев, равных тебе не найдется.
Пусть построены будут божьи дворцы,
По всей вселенной построй для себя грады,
Пускай твои грады причтутся к Экуру
Будь великим среди богов, греми своей славой”.
Бара отвечает на речь,
К Ану-отцу обращает слово:
“Отец, в недоступные горы кто поспешит?
Кто сравняется с Зу меж богов, твоих чад?
Книги Судьбы ухватил он руками,
Властью облекся, похитил законы,
Улетел тогда Зу, в горах уселся,
Изрекает устами, словно боги Дуранки.
Супостатов своих он пылью считает,
Силы его ужасаются боги”.
Ану Бара повелел не ходить.
[...]

Конец третьей колонки:

Сравняться с Зу [...]
Вот я пойду [...]
Сравняться с Зу [...]
И услышали боги вещание Эа,
Задрожали они [...]
Эа уста открыл и вещает,
К Ану он обращает слово [...]

Конец разбит.

Перевод В. К. Шилейко

________________________________________
[1] Анзу, Зу (шумер. Анзуд) — в шумеро-аккадской мифологии огромная божественная птица в виде львиноголового орла, а с середины II тыс. до н. э. — просто орла. В аккадской мифологии в старовавилонской поэме победителем Анзуда назван бог Нингирсу, а в более поздних вариантах Нинурта (см. данный миф). Анзуд часто изображался на шумерских печатях, опирающийся когтями на спины двух оленей, он был также эмблемой Нингирсу из Лагаша.
[2] Адад (Адду; арам. Хадад; соответствует шум. Ишкуру) — аккадский бог грома, молнии, дождя и бури, сын бога неба Ану. Его супруга — богиня Шала, а спутники — Шуллат и Ханиш. Адад олицетворяет как гибельные, так и плодоносные силы природы, в его ведении находится засоление почвы. Основные места почитания Адада — Энеги, возле Ура, Вавилон, Ашшур, где Адад имел общий храм с Ану. Образ бога бури связывается с быком как символом плодородия и неукротимости. Эмблемой Адада был двузубец или трезубец молнии. Адад тождественен западносемитскому Баал-Хаддаду и хеттскому Тешубу.
[3] Иштар — наиболее почитаемая аккадская богиня плодородия, плотской любви и войны, олицетворение планеты Венера, наиболее близко соответствовала Инанне, но объединила черты многих шумерских богинь. Считалась дочерью Сина. Почиталась во многих городах: Аккад, Арбела, Ниневия, Ашшyp, Ур, Урук и др. В Уруке культ Иштар был связан с оргиями, проявлениями сексуальной свободы, принесением в жертву жрицами кадишту своей девственности. Наиболее распространённые эпитеты — владычица богов, царица царей, яростная львица, Иштар-воительница. Иштар иногда изображалась со стрелами за спиной. Как богиня войны Иштар ярче всего выступает в Ассирии, где она — дочь или жена верховного бога Ашшура. Ее храм в Ниневии назывался Эмишмиш. С конца II тыс. до н. э. ее культ широко распространяется у хурритов, где она идентифицируется с местной богиней Шавушкой.
[4] Энлиль (акк. Эллиль; шум. владыка ветер) — один из главных богов шумеро-аккадского пантеона наряду с Аном и Энки, покровитель Ниппура, его главный храм в этом городе носит название Экур — дом горы. Бог плодородия и воздушных стихий. Согласно мифам был сыном Ана и богини земли Ки, отделил небо от земли и дал людям сельско-хозяйственные орудия. Считалось, что он мог насылать стихийные бедствия. В списке богов из Фары он занимает второе место после Ана, но уже в некоторых мифах того времени очевидно его первенство. Со второй половины III тыс. до н. э. Энлиль становится во главе шумерского пантеона. Супругой его была Нинлиль, сын-первенец Нанна, бог Луны, другие сыновья — бог войны Нингирсу (Нинурта), бог подземного мира Нергал и бог судьбы Намтар, рожденный от владычицы подземного мира Эрешкигаль. Символом Энлиля была рогатая тиара.
[5] Нинурта (шум. владыка земли) — в шумеро-аккадской мифологии бог войны, охоты и рыболовства, растительности и плодородия. Вместе с тем бог утреннего солнца, милостивый, исцеляющий и всепрощающий. Почитался вместе со своим отцом Энлилем в Ниппуре. Очень близок по генеалогии и функциям с Нингирсу, возможно это разные ипостаси одного бога. Со старовавилонского времени супругой Нинурты была богиня Гула. Его культ процветал в городе Кальху и в Мараде. Как бог войны он весьма почитался в Ассирии. В астрологии ему соответствовала планета Сатурн и созвездие Ориона.
[6] Бел (акк. владыка) — общее название верховного бога в аккадской религии. Вначале так называли Энлиля, а с конца старовавилонского периода — Мардука, в Ассирии — Ашшура. В западносемитской мифологии Бел почитался в Сирии с конца II тыс. до н. э. Он был верховным божеством Пальмиры. Изображения Бела в образе быка или человека с головой быка свидетельствуют о том, что он, считался носителем плодоносящей силы. В эллинистический период отождествлялся с Зевсом и Паном. Известны сказания о его борьбе с Тифоном.
[7] Дур-ан-ки (шум. связь неба и земли) — название святилища в Экуре, храме Энлиля в Вавилоне.
[8] Игиги — в шумеро-аккадской мифологии боги разделялись на две группы: игигов и ануннаков. Суть этого разделения нигде четко не объяснена, в разных мифах одни и те же боги причисляются то к игигам, то к ануннакам. При применении термина ануннаки в значении боги вообще, игиги оказываются своего рода верхушкой ануннаков. Иногда в Вавилонии выделяось семь игигов: Ану, Энлиль, Эа, Син, Шамаш, Мардук и Иштар, но эти же боги могли обозначаться и как ануннаки.

Библиотека Руслана Хазарзара
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Ассирийские Мифы

Сообщение МАРИТА » 14 май 2019, 18:30

Полет Этаны

"В великом городе Кише, ставшем после всемирного потопа столицей Шумера, долгие годы правил могучий царь Этана. Боги наделили его великой силой и безграничной смелостью, но не дали ему одного - потомства. С печалью думал Этана о том, что после смерти люди забудут о нем, и не оставит он на земле своего подобия, и никто не будет приносить ему жертвы и повторять его имя, и никто не продолжит его незавершенных деяний. И обратился Этана к богу Солнца Шамашу, и тот внял его мольбам и открыл великую тайну. Он сообщил ему, что на самом верхнем небе растет чудодейственная трава рождения, которая исцеляет бесплодных людей и дарует им бесчисленных потомков.

- Как добраться мне до верхнего неба? - спросил Этана, и Шамаш ответил ему:

- Спустись в глубокий ров и найди орла, ощипанного и истерзанного, со сломанными крыльями и с вырванными когтями. Этого орла я покарал когда-то за его злодейский поступок. Теперь кончается срок его наказания. Найди его, исцели, и он вознесет тебя на верхнее небо.

Этана сделал все по совету Шамаша. Он нашел в канаве больного, истерзанного орла и стал расспрашивать его о причине несчастья.

- Я сам погубил себя, - ответил орел. - Долгие годы жил я в гнезде, на вершине дерева, а у корней этого дерева обитала гадюка. Между нами было согласие. И мы не обижали друг друга. Но вот мое сердце замыслило зло, захотел я похитить и сожрать детенышей моего друга. Когда рассказал я о своем замысле моим орлятам, то самый маленький и самый мудрый птенчик стал меня предостерегать.

- Не ешь, отец мой, детенышей змеи, - говорил он мне. - Великий Шамаш, справедливейший из богов, не потерпит твоего коварства, он накроет тебя своей сетью и безжалостно покарает.

Я не послушал своего птенца, неодолимая жадность охватила мое сердце, я схватил детенышей змеи и унес их в свое гнездо, растерзал их и накормил своих орлят. Змея вернулась домой и увидела, что маленьких змеек нет. Поняв все, она взмолилась Шамашу, справедливому богу, карающему злодеев. И повелел Шамаш, чтобы она отправилась в горы и разыскала мертвого буйвола, а затем спряталась в его утробе. Змея послушалась и нашла безжизненную тушу буйвола в далеких горах. Она проникла в его брюхо и устроила свой дом в его внутренностях.

Вскоре слетелись на мертвое тело небесные птицы и стали клевать мертвечину. Прилетел и я, ничего не зная, и устремился жадно к ребрам истерзанного буйвола. Тогда змея выползла из его чрева и набросилась на меня. Обломала мои крылья, и ощипала мои перья, и вырвала мои когти. Я молил о пощаде, но она отвечала:

- Если я сжалюсь над тобой, то ярость Шамаша обратится на меня! И она бросила меня в ров, и я лежу здесь, изнемогая от голода и жажды.

Этана сжалился над орлом, накормил его. Напоил свежей водой из родника, перевязал его раны и вылечил его. И сказал Этана орлу:

- Помоги мне добраться до верхнего неба, до престола бога Ану, помоги мне добыть траву рождения, обрести обильное потомство и поднять высоко свое имя!

На концы моих крыльев положи свои длани.
На мои крылья положи свои руки.
На его спину кладет он грудь.
На концы его крыльев кладет он длани.
На его крылья кладет он руки.
Стала тяжелой, возросла его ноша.
Один уже час они в дороге,
И орел изрекает ему. Этане:
- Посмотри-ка, мой друг. какова там земля?
- Словно горка земли, море -словно колодец.
- Другой уже час они в дороге.
И орел изрекает ему. Этане:
- Посмотри-ка, мой друг, какова там земля?
- Стала земля, будто мельничный жернов,
А широкого моря не видать моим взорам.
Третий уж час они в дороге.
И орел изрекает ему. Этане:
- Посмотри-ка, мой друг, какова там земля?
- Сделалось море, как садовничья лейка.

Орел и Этана достигли неба Ану. Тогда Орел спрашивает Этана: - Еще выше есть другое небо - небо богини Иштар. Не хочешь ли подняться туда? Ты спас меня от гибели, могу доставить тебя туда. После некоторого колебания Этана соглашается. Все выше и выше поднимаются они:

- Посмотри-ка, мой друг, какова там земля?
- Различаю я землю не яснее пылинки,
А широкого моря не видать моим взорам.
Не хочу я. мой друг, подыматься на небо,
Удержи свой полет, опусти меня долу.

Минута сомнения и страха оказалась роковой: орел начинает падать, а Этана срывается с него и летит стремглав вниз. Наконец, оба ударяются о землю.

Так был наказан за гордыню Эгана, захотевший сравняться с богами, отказавшийся от покорности."

По изданию: Лезги и древнейшии цивилизации Передней Азии
Автор: Г.А.Абдурагимов, Д.Г.Абдурагимова
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

Вернуться в ЛЕГЕНДЫ И ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МЕЖДУРЕЧЬЯ

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


@Mail.ru