Регистрация




ОЧЕРКИ ЕГИПЕТСКОЙ АСТРОЛОГИИ
Последнее сообщение МАРИТА
03 окт 2021, 08:22

Астрологические советы по выбору цвета одежды по дням недели
Последнее сообщение МАРИТА
24 апр 2020, 23:28

Кризис и короновирус
Последнее сообщение МАРИТА
22 апр 2020, 11:50

Выбор времени для суда
Последнее сообщение Anhel
31 мар 2020, 10:05

Брак по любви
Последнее сообщение Anhel
17 янв 2020, 06:48

Диссертация Семиры
Последнее сообщение СИЛЬФ
12 дек 2019, 17:49

Сатурн в Козероге: Время пришло!
Последнее сообщение ric
10 дек 2019, 21:05

СОЛНЕЧНОЕ ЗАТМЕНИЕ: ЧТО ДЕЛАТЬ И НЕ ДЕЛАТЬ
Последнее сообщение СИЛЬФ
12 июн 2019, 09:42

Кризис рождения
Последнее сообщение SHAMIRAM
08 май 2019, 22:53

Чем отличается Венера от II Дома? Правила финансовой ёмкости
Последнее сообщение СИЛЬФ
15 дек 2018, 21:18




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!
Поздравляем
Марушка
Марушка
СИЛЬФ
СИЛЬФ
ivanenokEl
ivanenokEl


МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


ОЧЕРКИ ЕГИПЕТСКОЙ АСТРОЛОГИИ

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

ОЧЕРКИ ЕГИПЕТСКОЙ АСТРОЛОГИИ

Сообщение МАРИТА » 03 окт 2021, 08:22

Автор: Валерия Седова 16.11.2015



Древний Египет считается идеальным образцом развития астрономических наук. Но если внимательно изучить пергаменты и манускрипты, дошедшие до нас через века, то окажется, что эта наука стала развиваться в Египте под влиянием Месопотамии и Греции. Именно с момента обмена знаниями между государствами в Египте стали вестись серьезные исследования по изучению небесных тел. Египетские жрецы сумели выделить на ночном небосклоне 36 созвездий и первыми начали составлять всевозможные календари.



Со временем эта наука стала вызывать все больший интерес. Полученные от наблюдений за звездами данные местные жители использовали в каждодневной работе. Например, все дни года были поделены на счастливые и несчастливые. Главный жрец Манефон создал огромный астрологический труд «Апотелезматика». Науке придавали в основном потребительски-бытовой смысл. Все составляемые гороскопы лишь подсказывали, что нужно, а что не нужно делать.



Неоднократно обнаруживались упоминания об астрологии древних времен. Одна из таких находок (приблизительно 6 века до н. э.) повествовала о предсказаниях астрологов прошлого времени по солнечным, а также лунным затмениям. В этом же папирусе говорилось о соответствии 12-ти месяцев древним государствам (Крит, Египет, Амора, Сирия и т. д.). Суть предсказаний заключалась во взаимосвязи затмения и месяца, в котором оно произошло. Но выяснилось, что такую схему предугадывания будущего придумали не сами египтяне, а вавилонские жрецы. Даже гороскопы в Египте стали появляться только в начале новой эры. Кроме того, большинство найденных документов было написано на древнегреческом языке. Очень редко попадались письмена с иероглифическим написанием. Все это свидетельствует об изначально слабом уровне развития астрологии в Египте.





Прежде бытовало мнение, что именно Древний Египет являлся кладезем научных знаний по астрологии. Происходило это из-за того, что ученые, которые работали в этой области, часто опирались на заимствованные астрологические трактаты. На самом деле астрология вместе с другими науками стала развиваться в Египте только с приходом эры Эллинизма. Когда величайший полководец древности Александр Македонский до нашей эры воздвиг город Александрию, этот город стал настоящим сердцем науки того времени. Именно в нем располагался музей-храм Мусейон с огромной библиотекой и обсерваторией.



В то время стали появляться первые астрологи-алхимики: Гермес Трисмегист, Петосирид и многие другие. В эту же эпоху творили величайшие ученые всех времен Гиппарх и Клавдий Птолемей, внесшие неоценимый вклад в становление астрологии. И хотя Древний Египет нельзя назвать первоисточником науки астрологии, но именно он дал миру замечательных ученых, прославленных в этом направлении.



Уже в античности были широко распространены легенды о выдающемся искусстве египетских астрологов, о том, что история астрономо-астрологических наблюдений в Древнем Египте насчитывает много столетий и даже тысячелетия. Однако беспристрастное изучение первоисточников и исторических свидетельств приводит к совершенно обратному выводу: судя по всему, в Древнем Египте оригинальных развитых астрологических техник вообще не существовало. Первый всплеск астрологических знаний в Египте произошёл только после похода Александра Македонского под влиянием месопотамской и греческой астрологии.



Действительно, уже с IV тыс. до н.э. египетскими жрецами велись астрономические наблюдения (особенно неподвижных звёзд), были выделены 36 т.наз. деканов (созвездий, восходящих вместе с тем или иным участком эклиптики), составлялись календари. Астральная символика играла огромную роль в религиозных представлениях египтян, в ряде папирусов приведены деления дней месяца на счастливые и несчастливые... - однако развитой астрологической теории (как в Китае) или фундаментальной базы астрологических расчётов (как в Месопотамии) в Египте не существовало (или, по крайней мере, не сохранилось). Древнейший серьёзный труд по астрологии, написанный в Египте, - «Апотелезматика» верховного жреца в Гелиополисе Манефона (конец IV - 1-я пол. III в. до н.э.) - содержит описание техники предсказаний вавилонских астрологов. Кроме того, многие исследователи склоняются к мнению, что «Апотелезматика» на самом деле была написана не Манефоном, а неким астрологом I - II вв. н.э., взявшим в качестве псевдонима его имя.



Даже в позднеегипетский период астрология была довольно примитивна, она требовала мало астрономических знаний. Гороскопы (понимаемые как астрономические карты на момент события) были неизвестны. Понять, что собой представляла египетская астрология до греко-вавилонского влияния, помогает папирус, относящийся к 19-й или 20-й династии (за 1200 лет до н.э.), который заключает в себе астрологическое расписание счастливых и несчастных дней, а также правила о том, что следует и чего не следует делать в эти дни. Расписание это простирается на 3/4 года. Вот отрывок наиболее характерных правил:



«Тот (сентябрь): 21 - не убивать быков; 22 - не есть и не солить рыбы. Паофи (октябрь): 13 - не есть никаких овощей; 22 - не купаться; 26 - не начинать постройки дома. Атир (ноябрь): 5 - не зажигать огня и не смотреть на огонь; 19 - не выезжать на Нил. Хояк (декабрь): 21 - не ходить гулять; 28 - не есть никакого водяного животного. Тоби (январь): 7 - не показываться никакой женщине; 24 - счастливый день, следует пить мёд», и т.д.



Трудно сказать, как относились египтяне ко всем этим предписаниям; вероятно, они находятся в связи с мифологией: из многих легенд о богах делали такие выводы, что в известные дни и периоды следует воздерживаться от различных действий.





Примерно VI в. до н.э. датируется папирус из Венской национальной библиотеки, посвящённый толкованию затмений. Приводящаяся в нём методика использовалась месопотамскими астрологами ещё во II тыс. до н.э. Согласно этой методике, 12 месяцев соответствуют 4 странам: 1-й месяц года - Криту, 2-й - Амору, 3-й - Египту, 4-й - Сирии, 5-й - вновь Криту, и так далее по кругу. В зависимости от того, в какой месяц произошло затмение, определяются судьбоносные последствия для соотвествующей страны.



Единственное отличие этой египетской техники от вавилонского оригинала - в том, какие конкретно страны принимаются в рассмотрение.



Таким образом, сведений о достаточно развитых оригинальных методиках в египетской астрологии у нас нет. Согласно современным данным, самые ранние гороскопы в Египте (написанные демотическим письмом либо на греческом языке) были составлены лишь около начала н.э. Почему же легенды о древности египетской астрологии получили распространение? Наиболее очевидное объяснение в том, что многие астрологи поздней античности считали, что аппелирование к древней цивилизации египтян придаст вес излагаемым концепциям, и потому возводили происхождение своих учений к астрологам Древнего Египта.



Таким образом, расцвет астрологии в Египте впервые произошёл лишь в эпоху эллинизма, зато этот расцвет был поистине значительнейшим. На рубеже н.э. Египет (и прежде всего Александрия) стал крупнейшим центром астрологии и вообще эллинистической науки. Александрия Египетская, основанная в 332 г. до н.э. Александром Македонским, во время правления династии Птолемеев была пристанищем многих выдающихся учёных античного мира. В «царском квартале» Александрии находился знаменитый Мусейон (храм муз) с обсерваторией и огромной библиотекой. На протяжении пяти веков большинство астрологов работали в Александрии. Александрия стала ещё более знаменитой благодаря неоплатонической школе, основанной в 193 г. н.э. Аммонием Сакком, учениками которого были Ориген (помимо всего прочего, имевший оригинальное мнение по поводу влияния звёзд),Плотин (систематизировавший и обогативший астрологические знания) и многие другие. Известнейшие школы гностиков также берут своё начало в Александрии.



Ключевыми фигурами эллинистической астрологии являются Нехепсон и Петосирид - греческие астрологи, работавшие в первой половине II в. до н.э. в Египте. Они использовали в качестве псевдонимов имена фараона XXVI династии (VII - VI в. до н.э.) Нехепсона и верховного жреца Петосирида (IV в. до н.э.). В основе трудов Нехепсона-Петосирида лежит месопотамская астрология предзнаменований, греческая астрономия и физика, египетские знания о звёздах и эллинистическая философия.



Ряд важнейших астрологических сочинений рубежа н.э. связаны с именем Гермеса Трисмегиста, считавшегося основателем астрологии и алхимии. От лица этого божества, отождествлявшегося с египетским богом мудрости и письма Тотом, ведётся повествование в ряде сочинений по астрологии, алхимии, магии и оккультизму, созданных в III в. до н.э. - III в. н.э. Указанные сочинения образуют особое религиозно-философское направление в поздней античности (так называемый герметизм), глубоко повлиявшее на развитие естествознания в средние века и в эпоху Возрождения.





Среди египетских учёных эпохи эллинизма, значительно усовершенствовавших техническую сторону астрологических расчётов, следует выделить Гиппарха из Никеи (ок. 190 - 125 гг. до н.э.), называемого отцом научной астрономии, и Клавдия Птолемея.



Многие астрономические и астрологические тексты египетской астрологии эпохи эллинизма написаны по-гречески, но сохранились также и некоторые папирусы, написанные демотическим письмом. Стены и потолки птолемеевских храмов заполнены астрологическими символами и изображениями Небесных Сил: знаков Зодиака, деканов, созвездий и планет. Некоторые из этих изображений обнаруживают вавилонское влияние.



Египетские астрономы рубежа эр основывались на сидерическом делении эклиптики, которое почти совпадало с вавилонским делением. Линейные методы в астрономии оставались в Египте в употреблении даже во времена Адриана. Впоследствии они были вытеснены тригонометрическими методами. Изучая и сравнивая астрономические знания разных народов, мы как бы получаем возможность посмотреть на небо их глазами. И постепенно начинаем понимать ход их мыслей, образ жизни. представления о мире и систему ценностей. Таким образом, астрономия дает нам возможность соприкоснуться с культурой давно ушедших цивилизаций.



Но все-таки, коснемся немного глубже астрологических представлений древних египтян.



Обитатели долины Нила, где нет значительных перепадов температуры в течение года, делили год на три сезона, которые зависели от поведения реки. Первый сезон –«ахет» (что в переводе с языка древних египтян означает «наводнение») - совпадал с разливом Нила. В то время, с июля по октябрь, река затопляла низины. Следующий сезон, длившийся тоже около 4х месяцев, назывался «перет» («появление суши»). Вода спадала, увлажнив землю и удобрив её илом; сезон начинался севом и заканчивался сбором урожая. В марте, когда со стороны Сахары начинали дуть иссушающие ветры, наступал последний сезон года, «тему»(«отсутствие воды»). Этот сезон длился 1,5 месяца. С изучения Нила, от которого зависела вся жизнь египтян, и началась астрономия этой древней цивилизации. «Египет - это дар Нила», - писал древнегреческий историк Геродот.





Страну пирамид зачастую называю колыбелью астрономии. К сожалению, нам не так уж много известно об астрономии древних египтян. Мы знаем, что они связывали разливы Нила с первым восхождением самой яркой звезды - Сириуса. Наблюдения за движением небесных тел - это начало астрономических знаний, которые помогли созданию календаря. Ученые предполагают, что он появился в Древнем Египте около 6 тысяч лет назад. Счет дней там шел по десятидневиям, в конце года добавлялось еще пять дней.



Нельзя с уверенностью говорить о том, что в ориентировке и пропорциях древних пирамид, Сфинкса, храмов зашифрованы различные астрономические сведения и символы. Точных научных данных об этом пока нет.Но меньше всего известно о звездных картах древних египтян, о названиях, которые они давали звездам и созвездиям. И даже сохранившиеся изображения неба мало помогают понять это.



Все дело в том, что египтяне на рисунках не пытались даже отдаленно отразить внешнее сходство с истинным расположением звезд. Они изображали созвездия в виде богов, животных, предметов, а сами звезды были лишь «астрономическим фоном». Однако долгое время бытовало представление, что именно из Египта пришли названия созвездий, использующиеся и в настоящее время. Самую известную звездную фигуру северного неба –«Большой Ковш» древние египтяне изображали в виде бычьей ноги. В созвездии Ориона египтяне видели бога Осириса, пересекающего по «небесный Нил» на священной ладье. Одно из египетских названий этого созвездия - Сэху. Для звезды Сириус у египтян было много названий. одно из них - Сопт или Септет (Сехмет), имя богини плодородия. С этой звездой и с разливами Нила связано также имя Хатхор или Хатор, другой богини плодородия, любви и веселья. Хатхор изображалась в образе коровы в лодке со звездой Сириус между рогами.



Совпадение по времени первого утреннего восхода и начало разлива Нила отражено в мифе «слезе Исиды». Богиня Исида разыскивает своего супруга, бога Осириса, убитого Сетом. Ее божественная слеза падает в Нил, творя тем самым его благостный разлив. Любопытно, что копты и эфиопы (прямые потомки древних египтян) до сих пор торжественно отмечают в ночь на 17 июня «праздник Слезы».



И, наконец, еще одно дошедшее до нас свидетельство о том, каким видели небо древние египтяне. В долине Царей археологи обнаружили гробницу фараона Сети I (XIV в. до н.э.). Там на потолке, на стенах - рисунки, изображающие людей, животных, звездные символы.Среди них уже знакомое нам созвездие «Бычья Нога» (нарисован целый бык), а рядом тоже изображение созвездий - самка гиппопотама и крокодил. Египетская богиня Таурт (Тауэрет) считалась покровительницей родов, ее изображали в виде самки гиппопотама с головой и хвостом крокодила и лапами льва. А одно из древних названий Египта «Tan-ta-rer» означает «земля гиппопотамов». Неудивительно, что гиппопотам бывший в большом почете у египтян, попал на небо.



Круглый дендерский зодиак диаметром около 1,5 м, вырезанный на плите песчанника, украшал потолок старинного египетского храма. Сейчас этот круг хранится в Лувре. На нем легко различимы фигурные изображения знаков зодиака и пяти планет в виде богов, держащих в руках посохи. Над созвездием Рака, вероятно, изображен Меркурий. Венера - между Рыбами и Водолеем, Марс - над Козерогом, Юпитер - возле Близнецов, Рака и Льва, Сатурн - между Девой и Весами.



Отметим также, что этот календарь использовался в течение 4500 лет, в то время как юлианскому календарю не больше 2000 лет. В Древней Руси юлианский календарь был известен под названиями «Миротворного круга», «Церковного круга» и «Великого индиктиона». Многолетние наблюдения гелиакических восходов Сириуса дали возможность египетским жрецам установить продолжительность года в 360 дней. В конце года добавлялось 5 праздничных дней, не входивших в состав месяцев. Эти дни, называемые эпагоменами(на греческом языке epagomenos означает «дополнительный день»), считались днями рождения богов: первый — Осириса, второй — Гора, третий — Сета, четвертый — Исиды и пятый — Нефтиды. Это время необходимо было проводить в поклонении богам, чтобы получить их защиту, и даже рекомендовалось ничего не делать и не предпринимать в эти дни.



За несколько столетий до нашей эры египетские жрецы уже знали, что их год короче действительного, но египтяне из религиозных соображений хотели, чтобы их праздники, в которые приносились жертвы богам, случались не в одно и то же время года, а проходили и освящали все месяцы года. Фараоны при вступлении на престол давали клятву не изменять длины года, то есть не прибегать к вставке дополнительного дня в каждые четыре года. Известно, что не только Гиппарх, но и Птолемей в своем «Альмагесте» пользовался «блуждающим» годом.





Долгое время считалось, что египтяне не пытались исправить свой календарь и привести его в соответствие с движением Солнца. Однако в 1866 году при раскопках одного храма в дельте Нила нашли плиту, на которой египетскими иероглифами и по-гречески была сделана надпись, имеющая важное значение для истории календаря. Это был так называемый Канопский декрет царя Птолемея III Евергета из династии Птолемеев. В декрете от 7 марта 238 года до н.э. говорится: «Так как звезда (Сириус) за каждые четыре года уходит на один день вперед, то, чтобы праздники, празднуемые летом, не пришлись бы на будущее время на зиму, как это бывает и как будет случаться, если год будет и впредь состоять из 360 и пяти добавочных дней, отныне предписывается через каждые 4 года праздновать праздник богов Евергета после пяти добавочных дней и перед новым годом. Пусть всякий знает, что прежние недостатки в счислении времен года отныне верно исправлены царем Евергетом».



Следовательно, в этом историческом документе впервые содержалось предложение о введении високосного года. Если бы этот декрет вступил в силу, то средняя продолжительность египетского года составляла 365,25 суток, то есть в точности равнялась так называемому юлианскому году, принятому двумя столетиями позже.



Таким образом, в Древнем Египте существовало два подхода к действительности мира, которые были взаимодополняющими и должны были рассматриваться и интерпретироваться под двумя различными углами. Так, календарные ритмы отражали желание античных цивилизаций организовывать мир и реальность так, как они ее себе представляли, по принципам, исходящим исключительно от временных и материальных забот. Зодиакальные ритмы сохраняли толкование абсолютной жизни, поскольку небо воспринималось как зеркало, в отражении которого события и судьба были не абстрактными мерками, а циклами и основаниями, наблюдаемые вечно. Эта разница, более заметная, чем в относительно давние времена. Существует и сейчас между современным календарем и нашими мерками времени, которые учитываются во всех астрологических параметрах, известных нам как предельно точные, и зодиаком, который кажется плодом воображения, основывающегося на ошибочных принципах.



Тем не менее можно предположить, что именно на основе зодиака, о котором нам известно, это абсолютный круг из 360 градусов, египтяне создали свой календарь. Египетский зодиак разделен на 12 отрезков по 30°, и каждый градус имеет особое значение. Мы обнаруживаем, что и в египетском календаре с удивительным постоянством повторяются три числа: 12, 30 и производное от них число 360 = 12 х 30



Список литературы:

1. Астрология для всех. Энциклопедия/ А. Ю. Саплин. - М:Гелеос 2007;

2. Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии. Государственное издательство физико-математической литературы. М., 1961 г., с. 121;

3. Куталев Д. Новая астрологическая энциклопедия;

4. Куртик Г.Е. Астрономия Древнего Египта.// Историко-астрономические исследования. Вып. XXII. - М.: Наука, 1990;

5. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней. Сост. А.Леманн;

6. Николов Н., Харалампиев В. Звездочёты древности;

7. Еремеева А., Цицин Ф. История астрономии (основные этапы развития астрономической картины мира)
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

Вернуться в Статьи, не вошедшие в другие разделы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


@Mail.ru