Регистрация




Шаманизм - это уважение ко всему, что тебя окружает.
Последнее сообщение Borga
23 авг 2019, 10:10

Нахождение фигур при помощи бубна
Последнее сообщение Roksolana
15 авг 2019, 12:36

О фетчах, проводниках и стихии Жизни автор Kavvira
Последнее сообщение HERMES HERMESIN
25 дек 2017, 23:14

Шаманские ритуальные предметы
Последнее сообщение МАРИТА
25 окт 2017, 16:53

Шаманизм в двух словах.
Последнее сообщение Вэрийамо
13 апр 2017, 17:29

Путешествие в нижний мир
Последнее сообщение МАРИТА
19 сен 2016, 21:44

Символика шаманской одежды
Последнее сообщение HERMES HERMESIN
19 дек 2015, 00:48

Реликвии шаманов
Последнее сообщение HERMES HERMESIN
07 дек 2015, 19:39

Шаманское колесо
Последнее сообщение HERMES HERMESIN
22 сен 2015, 11:21

Неошаманизм
Последнее сообщение Волчица
01 сен 2015, 09:45




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!

МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Символика шаманского костюма. Животное

ВЕРХОВНАЯ ЖРИЦА
Аватар пользователя
Сообщений: 6921
Зарегистрирован: 13 окт 2014, 12:56

Символика шаманского костюма. Животное

Сообщение вэрвиндла » 14 фев 2015, 15:36

Символика шаманского костюма. Животное



Путешествие шамана не всегда осмыслялось как полет к высшим небесным духам, иногда ему приходилось спускаться в мрачный нижний мир, дорога куда пролегала, как считали якуты, через “море бед и несчастий”. Поэтому в шаманском костюме часто сквозь образ птицы явственно проступает образ зверя.
Шаман верхом на медведе спускается в нижний мир. Селькупский рисунок рис 1

Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Это отражено во внешнем виде и семантике головного убора, придававшего шаману черты животного (оленя, лося, медведя), а также обуви, оформлявшейся часто как оленье копыто. Пришивавшийся сзади к кафтану повод, за который шамана держали во время камлания, также воссоздает в костюме образ ездового животного. По представлениям якутов, новый костюм требовалось сначала “объездить”, так как он “не давался” шаману и “бился как лошадь”.

Символика шаманского костюма. Модель вселенной.

Камлание, со всеми превращениями шамана из человека в птицу, из птицы в животное, являлось своеобразным описанием вселенной, способом осмысления и моделирования мира. Три шаманские ипостаси — человек, птица, животное, их отражение в костюме, обыгрывание в ритуале выражают идею мироустройства. По аналогии с пространственным членением мифологического космоса можно установить ряд соответствий между определенными космическими сферами и частями шаманского костюма, между тремя классами существ, приуроченных к трем ярусам мирового древа, и расположенными на костюме их изображениями (в виде металлических подвесок, аппликаций и т.д.).

Головной убор нганасанского шамана рис 2

Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


В этом плане были важны семантические противопоставления верхней (плечи), средней (пояс) и нижней (подол) частей. Например, шаманские костюмы селькупов делились на верхнюю “светлую” часть и нижнюю “темную”.На светлой части, оформленной мехом оленя, помещались изображения духов верхнего мира; ниже пояса находились изображения духов нижнего мира, а при оформлении использовался мех медведя. У некоторых народов были шаманы, имевшие два костюма: один, сшитый из оленьей шкуры, — для камланий в верхний мир, другой, из медвежьей шкуры, — для нижнего мира. Головной убор шамана часто украшался оленьими рогами — настоящими или их стилизованными изображениями.

Изображения рыб и змей на шаманском костюме эвенков рис 3

Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Подол кафтана сзади удлинялся, образуя мыс в виде хвоста. Иногда такой хвост имел вид утолщенных пестрых жгутов — змей. В этом случае подол был вместилищем хтонических существ, обитателей нижнего мира. На шаманских костюмах якутов на подоле нашивались металлические изображения рыб и змей, символизирующие обитателей “моря бед и несчастий”.
Им были противопоставлены изображения небесных птиц (лебедя, журавля), помещавшиеся на плечах. В других случаях — птицы верхней части костюма противопоставлялись фигурным изображениям зверей (волка, медведя), расположенным на подоле. рис 4

Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Средняя часть костюма — нагрудник — отмечалась особо: на ней были расположены изображения самых главных духов-помощников шамана. рис

Нагрудник нганасанского шамана рис 5

Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Иногда на кафтанах имелись изображения костей и внутренних органов человека. Их расположение отвечало представлениям о строении человека и соотносилось со схемой мифологического космоса: образ человека накладывался на космос и являл собой их тождество — антропоморфизированный космос. Шаманский костюм был не только вместилищем духов, но и, как и бубен, своеобразной картой вселенной, на которую были нанесены символы шаманского пути. рис 6

Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Я Человек добрый, но память у меня хорошая...

Вернуться в Основы шаманизма

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


@Mail.ru