Регистрация




Шаманизм - это уважение ко всему, что тебя окружает.
Последнее сообщение Borga
23 авг 2019, 10:10

Нахождение фигур при помощи бубна
Последнее сообщение Roksolana
15 авг 2019, 12:36

О фетчах, проводниках и стихии Жизни автор Kavvira
Последнее сообщение HERMES HERMESIN
25 дек 2017, 23:14

Шаманские ритуальные предметы
Последнее сообщение МАРИТА
25 окт 2017, 16:53

Шаманизм в двух словах.
Последнее сообщение Вэрийамо
13 апр 2017, 17:29

Путешествие в нижний мир
Последнее сообщение МАРИТА
19 сен 2016, 21:44

Символика шаманской одежды
Последнее сообщение HERMES HERMESIN
19 дек 2015, 00:48

Реликвии шаманов
Последнее сообщение HERMES HERMESIN
07 дек 2015, 19:39

Шаманское колесо
Последнее сообщение HERMES HERMESIN
22 сен 2015, 11:21

Неошаманизм
Последнее сообщение Волчица
01 сен 2015, 09:45




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!

МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Шаманский бубен как модель вселенной

ВЕРХОВНАЯ ЖРИЦА
Аватар пользователя
Сообщений: 6921
Зарегистрирован: 13 окт 2014, 12:56

Шаманский бубен как модель вселенной

Сообщение вэрвиндла » 14 фев 2015, 15:50

Шаманский бубен как модель вселенной


Несмотря на то, что статья рассматривает явление на примере верований коренных народов Сибири, думаю, материал может помочь разобраться в общих принципах нанесения изображений на бубен.

Конструкция бубна

Традиционные представления народов Сибири о пространстве и времени наиболее полно воплощены в шаманском бубне. Бубен — это не только музыкальный инструмент, но и универсальное выражение модели мира, карта мироздания. Особое значение придавалось и бубну в целом, и каждой его детали, будь то рисунок, подвеска, элемент конструкции или материал, из которого изготовлены отдельные его части.

Фото №1.

Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


(Схема бубна : а — наружная сторона бубна; б — бубен сбоку; в — внутренняя сторона бубна. 1 — шкура, натянутая на обечайку; 2 — обечайка; 3 —“шишки”; 4 — место прикрепления шкуры; 5 — свободная кромка шкуры; 6 — железные скобы с подвесками; 7 — крестовина (рукоять бубна); 8 — резонаторные щели в обечайке)

Композиция рисунков

Значение бубна как модели вселенной ярче всего проявляется в тех случаях, когда на внутреннюю или внешнюю стороны обтяжки и на обечайку нанесены рисунки.
Обычно сама композиция разрисовки воспроизводила основные членения мироздания — его деление на верхний, средний и нижний миры. Кроме трехчастного деления по вертикали встречаются бубны, разделенные на четыре зоны, а также с концентрическим или плоскостным изображением миров.

Фото №2.


Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

В каждом секторе рисунки ориентированы по вертикальной оси бубна, т.е. животные и птицы движутся снизу вверх. В левом верхнем секторе: лучистый круг — солнце, соединенное линией с лучистой звездой; луна в виде полумесяца; летящая птица; два оленя — самец (изображение с рогами) и самка (без рогов). В правом верхнем секторе изображены фигуры двух тигров — самца и самки. В левом нижнем секторе: пара оленей (самец и самка); культовое сооружение, состоящее из березовых жердей или деревьев, соединенных между собой поперечинами, и двух групп кольев по сторонам. В правом нижнем секторе нарисовано шесть летящих ос.

Фото №3.

Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Можно предположить, что первый из перечисленных секторов означает небесный мир, второй — мир горной тайги и ее обитателей, третий — мир людей, четвертый — подземный мир, из которого вылетают насекомые (хотя их изображения больше походят на птиц, в описи собирателя указано, что это «рой ос», а, согласно мифам многих сибирских народов, жалящие насекомые произошли из тела сожженной и низвергнутой в нижний мир ведьмы-людоедки).

Фото №4.

Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Правая его половина означала мир светлый (верхний, небесный, дневной), а левая — темный (нижний, подземный, ночной) миры; кроме того, в соответствии с традиционной для селькупских бубнов композицией небо занимает центральную, земля — среднюю, а подземный мир — крайнюю (примыкающую к обечайке) части поверхности бубна; на внутренней стороне обечайки селькупы также наносили рисунки.

Этим же композиционным членениям соответствуют и нанесенные в соответствующих зонах изображения: в нижней правой («светлой») части нарисованы олени, а в левой («темной») — медведи; снизу справа — обычные человеческие фигуры, а слева — обитающие в подземном мире безголовые уроды. В верхней части бубна нарисованы облака (возможно также, что это изображение щели между куполом неба и краем земли), под ними — солнце, луна и перелетные птицы (в правой части изображены еще и луки с наложенными на них стрелами). Центральную часть композиции занимает характерное для селькупских бубнов изображение ящерицы — родового духа-помощника шаманов. В нижней левой (темной, ночной и, повидимому, подводной) части бубна нарисована лодка с сидящим в ней человеком, а в правой — парная ему фигура человека на нарте, запряженной оленем. Хорей, которым ездок погоняет оленя, нарисован отдельно, позади едущего, поскольку обе руки у него заняты: в одной он держит шаманский бубен, а в другой — колотушку.
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Я Человек добрый, но память у меня хорошая...

Вернуться в Основы шаманизма

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


@Mail.ru