Регистрация




ВЫ НА КАКОМ УРОВНЕ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ?
Последнее сообщение Медея
23 янв 2023, 12:06

ПРИЧИНА И КАРМА.Механизм ПСС (причинно-следственной связи).
Последнее сообщение Медея
24 авг 2022, 14:25

КАК ОБЩАТЬСЯ С ПОДСОЗНАНИЕМ. ВХОД В АЛЬФА СОСТОЯНИЕ
Последнее сообщение Медея
11 июн 2022, 11:27

Вход во внутренний мир
Последнее сообщение МАРИТА
12 ноя 2019, 22:34

Эволюционный поток
Последнее сообщение ВЕДДА
14 янв 2019, 15:11

СЕМЬ КЛЮЧЕЙ
Последнее сообщение ВЕДДА
12 янв 2019, 11:30

СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ. СОЧУВСТВИЕ. ВАМПИРИЗМ.
Последнее сообщение МАРИТА
12 янв 2019, 11:13

Энергетика мысли.
Последнее сообщение вэрвиндла
08 окт 2017, 14:53

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПО ФОТО, ЖИВ ЧЕЛОВЕК ИЛИ НЕТ ?
Последнее сообщение Ева
28 сен 2017, 18:16

Вход в альфа-состояние
Последнее сообщение шерлис
29 апр 2017, 19:38




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!

МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Виды мышления

МАГИСТР
Аватар пользователя
Сообщений: 4897
Зарегистрирован: 13 окт 2014, 17:35
Откуда: ISRAEL

Виды мышления

Сообщение HERMES HERMESIN » 21 май 2015, 23:03

Виды мышления

Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней.

Прежде всего, весьма различным может быть их познавательное значение.

Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт, посредством которого ребенок разрешает встающие перед ним затруднения, и система мыслительных операций, посредством которой ученый разрешает научную проблему о закономерностях протекания каких-либо сложных процессов.

Можно, таким образом, различать разные уровни мысли в зависимости от того, насколько высок уровень ее обобщений, насколько глубоко вместе с тем она переходит от явления к сущности, от одного определения сущности ко все более глубокому ее определению.

Такими разными уровнями мышления являются наглядное мышление в его элементарных формах и мышление отвлеченное, теоретическое.

Вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме.

При наглядно-образном мышлении преобразование наглядных условий мыслительных действий состоит прежде всего в переводе их перцептивного содержания на «язык» семантических признаков, на язык значений.

Образное мышление представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется у животных) также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.

Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.

Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.

В психологии выделяют и исследуют теоретическую, практическую и ряд промежуточных видов деятельности, содержащих в себе и те и другие операции.

Мышление подразделяется на теоретическое и практическое. В свою очередь теоретическое может быть понятийным и образным, а практическое — наглядно-образным и наглядно-действенным.

Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает и ищет решение задачи с самого начала и до самого конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, выраженными в понятиях, суждениях, умозаключениях.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а представления и образы. Они или непосредственно формируются в ходе восприятия действительности, или извлекаются из памяти. В ходе решения задачи эти образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в новой ситуации мог непосредственно увидеть решение интересующей его задачи.

Образное мышление представляет собой такой вид умственной деятельности, который чаще всего встречается в работе писателей, художников, артистов.



Оба рассмотренных вида мышления — теоретическое понятийное и образное — в действительности сосуществуют, но выражены в разной степени. Они хорошо дополняют друг друга, так как раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия.

Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное обобщенное отражение действительности; теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное.

Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.

Отличительная особенность следующего вида мышления — наглядно-образного — состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти).

Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления широко развит у руководителей разного ранга и уровня, у людей, так называемых «операторных профессий», у всех тех, кому часто приходится принимать решения о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно с ними не взаимодействуя.

Наконец, последний из обозначенных нами видов мышления — это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс подобного мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком, с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производительным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б.М.Теплова, состоит в том, что «они по-разному связаны с практикой… Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач… тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей».

И теоретическое, и практическое мышление, в конечном счете, связано с практикой, но в случае практического мышления эта связь имеет более прямой непосредственный характер.

Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение практической задачи, и его выводы непосредственно, проверяются практикой здесь и теперь. Теоретический же ум выступает как опосредованный: он проверяется на практике лишь в конечных результатах его работы.

Все перечисленные виды мышления могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.



ВВОДНАЯ

Современный практико-психологический профессионализм немыслим, без умения специалиста работать со своим внутренним миром. Это значит, что данная способность должна быть обеспечена соответствующими процедурами обучения. Такую задачу решает практика супервизорства, который представляет собой интерактивный диалог и сотрудничество двух лиц — супервизора и терапевта по психологической ситуации.

Традиционно, цель супервизора — в повышении профессионального уровня терапевта, углубления самосознания и понимания искусства психотерапии, формировании профессиональной индивидуальности и положительной устойчивой самооценки.

Для этого супервизор помогает терапевту взглянуть на проблемы по-новому, дистанцироваться от них. Здесь и проблемы пациента, и возможности терапевта, и требования к терапии, и другие факторы, нуждающиеся в переоценке. Это достигается с помощью расширения и пересмотра арсенала средств познания, реагирования и размышления практикующего о проблемах пациентов.

В процессе супервизии супервизор и супервизируемый сотрудничают с целью выявления смысла и достижения понимания, для которых оба участника используют когнитивные, аффективные и эмпирические методы. При этом важна не столь новая информация, сколько способность реципиентов осуществлять личную информацию на основе этой информации.

Использование только клинических моделей для объяснения способов обучения оказывается недостаточным, поэтому иногда, особенно при появлении трудностей в обучении, решающее значение приобретает способ мышления самого стажера. Для анализа мыслительных стратегий на интеллектуальном уровне используются индуктивный способ мышления, ассоциативный, творческий и рефлексивный. В данной работе мы рассмотрим индуктивный и ассоциативный виды мышления и их связь с изучением психотерапии.



Индуктивное мышление

Термин впервые встречается у Сократа. Но индукция Сократа имеет мало общего с современной индукцией. Сократ под индукцией подразумевает нахождение общего определения понятия путём сравнения частных случаев и исключения ложных, слишком узких определений.

В современном понимании, индукцию можно определить как процесс умозаключения, расширяющий текущее знание в ситуации его дефицита, в условиях когнитивной неопределенности. Умозаключение представляет собой обычно более или менее сложный акт мыслительной деятельности, включающий ряд операций, подчиненных единой цели. В умозаключениях с особенной остротой выступает роль опосредования в мышлении.

Различают двоякую индукцию: полную и неполную. В первой заключение исходит от полного перечисления видов известного рода ко всему роду. При подобном способе можно получить вполне достоверное заключение, которое можно перенести на всю группу. Умозаключение по неполной индукции основывается, как правило, на привычке и дает право лишь на вероятное заключение во всей той части утверждения, которая идет далее числа случаев уже исследованных.

Индуктивный способ получения знаний представляет собой процесс от частного к общему. Для того, чтобы имело место умозаключение, необходимо, чтобы субъектом было соотнесено содержание заключения с содержанием посылок и в его сознании отразились объективные связи между ними. Пока содержание посылок и заключения дано в сознании рядоположно, умозаключения — несмотря на наличие посылок и заключения еще нет.

Развитие индуктивного мышления означает, что содержание объективной действительности перестало быть для субъекта рядоположением отдельных элементов, что межу ними раскрылись связи и образовались включения.



Ассоциативное мышление

Ассоциативное мышление характеризуется связью мыслей без непосредственного опознания цели. Грезы, поток сознания, автоматическое письмо, сновидения — некоторые его виды. Они могут служить источниками важной информации о терапевтической ситуации, привести к интуитивным открытиям. В этой связи ассоциативная стратегия может оказаться адекватным средством в ситуации порождения идей и формирования нового знания.

Ассоциации, нередко мимолетные и непроизвольные, ткут более масштабное полотно субъективного опыта из обрывков ощущений, представлений, восприятия идей. Прислушиваясь к ассоциациям, прослеживается работа ума, но часто при этом не понимается, почему поток сознания формируется именно таким образом.

Взгляды на природу ассоциативного мышления были радикально пересмотрены в работах З. Фрейда. Одно из величайших достижений психоаналитика, заключалось в том, что источник ассоциаций он видел в сфере бессознательного.

Начало этому исследованию было положено в работе «Исследование истерии», в которой Брейер и Фрейд заключили, что при анализе ассоциаций пациента обнаруживаются подавленные воспоминания и мысли, приобретшие патогенный характер в результате вытеснения и диссоциации от своего аффективного компонента.



Сущность, структура и механизмы образного мышления

Образ является одной из фундаментальных и массовых проявлений психического. Это логическое ядро определения категории «сознание», основной компонент в его структуре (А.Н. Леонтьев). Категория образа неотделима от категорий субъект, мотив, действие, переживание, интеракция, ситуация. Образ является восходящей ступенью от сигнала к миропостижению (А.В. Петровский, В.А. Петровский). Категория образа может быть конкретизирована в таких понятиях как восприятие, представление, воображение, память, мышление и др. (Л.Б. Ительсон).

Образ рассматривается как часть внешнего и внутреннего мира, культуры, языка (Е.Ф. Василюк). Целостный образ предмета или явления (мыслеобраз) отличается разнообразными характеристиками, которые выводят исследователей за рамки одной науки (психологии, физики и др.) Образы взаимодействуют с их носителем, вызывая те или иные поступки или изменения в жизни человека (К. Прибрам; Р. Сперри; В. Вульф). В процессе работы над образом проявляется неповторимое индивидуальное своеобразие каждой личности (И.С. Якиманская).

В настоящее время в науке нет единого подхода к пониманию природы, структуры, классификации, механизмов возникновения образов, научно обоснованных технологий создания образов, оперирования ими, управления образными явлениями. Сложная мозаика образов в структуре сознания показывает, насколько важной является задача целенаправленного обучения работе с образом, в результате чего обогатится психическое развитие личности.

Мышление в образах представляет собой сложный психический процесс преобразования чувственной информации. В нем представлены результаты непосредственного чувственного восприятия реального мира, их понятийная обработка и мысленное преобразование. В ходе этого процесса образы произвольно актуализируются на основе заданного наглядного материала, видоизменяются под влиянием различных условий, свободно преобразуются, создаются новые, существенно отличные от исходных.

Процесс образного мышления привлекает исследователей и ученых, Во многих: случаях мышление анализируется с точки зрения определенных психологических подходов (Л.Б. Ительсон, Н.В. Маслова, Н.В. Рождественская. И.С. Якиманская). Анализ литературы позволяет прийти к заключению, что важным аспектом мышления является его связь с эмоциональной сферой, чувствами человека, создающими благоприятные условия для развития образного мышления.

Анализ механизмов функционирования образного мышления показывает, что умение работать с образами (создавать их, оперировать ими) придает всему процессу усвоения знаний личностно значимый характер. Постоянная опора на образ делает усваиваемые знания эмоционально насыщенными, активизирует творческие стороны личности, воображение.

Образное восприятие мира отличается подвижностью, динамичностью, ассоциативностью. Чем больше каналов восприятия задействовано, чем больше связей и отношений включено в содержание образа, тем полнее образ, тем больше возможностей его использования. В психологии мало изучены разновидности образного мышления, формирующиеся под влиянием разных систем знаний, методов познания, условия развития образного мышления, роль образного мышления в формировании понятий.

В рамках данной работы образное мышление понимается как процесс работы мысли с внешними и внутренними системами человека, оперирование мысленными, динамическими знаками, моделями, образами и создание новых (знаков, моделей, образов), адресованных самому себе и окружающим с целью взаимодействия и постепенного изменения внешнего мира, а также самоизменения человека.

Л.Б, Ительсон отмечает, что механизмы образного мышления имеют трехзвенный характер:

1) определенный стимул-раздражитель (внешний, внутренний, символический);

2) рединтеграция (активизация всей системы связанных с ним в прошлом возбуждений);

3) вычленение, дезинтеграция. Вся цепь возникающих ассоциативных образов подчиняется определенному принципу.

Один из главных механизмов в работе образного мышления — ассоциативная игра (Н.В. Рождественская). По мере обретения жизненного опыта у ребенка выстраивается своя система ассоциаций по сходству, по смежности, по контрасту. Чувства, знания, культура рождают определенную систему ассоциаций, где представления и понятия сплетены в сложную живую сеть, постоянно питающую творческую мысль.

Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Вернуться в ЭВОЛЮЦИЯ ЛИЧНОСТИ И РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


@Mail.ru