Регистрация




12 ПЕРИОДОВ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Последнее сообщение Медея
18 дек 2023, 13:38

БУЛЛИНГ : ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЕСЛИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ ТРАВЯТ
Последнее сообщение Медея
17 сен 2023, 12:26

ЛЮДИ МАСКИ
Последнее сообщение Медея
10 июл 2023, 12:56

РОДИТЕЛЬСКОЕ ПРЕДПИСАНИЕ «НЕ ЖИВИ»
Последнее сообщение Медея
29 июн 2023, 21:10

КРОВНИКИ – ВАМПИРЫ
Последнее сообщение Медея
29 июн 2023, 21:00

ЧТО НУЖНО МУЖЧИНЕ, А ЧТО ЖЕНЩИНЕ
Последнее сообщение Медея
25 июн 2023, 14:32

ТЕНЬ
Последнее сообщение Медея
14 мар 2023, 15:31

ИМЕННО ЭТОТ МУЖЧИНА ПРИШЁЛ В ВАШУ ЖИЗНЬ НЕСПРОСТА.
Последнее сообщение Медея
01 мар 2023, 11:24

ИНТУИЦИЯ И ИНСТИНКТ
Последнее сообщение Медея
20 фев 2023, 11:22

КАК МЕНЯЕТСЯ ЧЕЛОВЕК С ПОЯВЛЕНИЕМ ОСОЗНАННОСТИ
Последнее сообщение Медея
20 фев 2023, 10:58




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!

МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Чем принципиально отличается насилие от агрессии? Наталия Ша

Искусство общения и сила слова. Путь к себе (статьи по самосовершенствованию).
Психологические тренинги и практики.
Юнгианство.
МАГИСТР
Аватар пользователя
Сообщений: 4897
Зарегистрирован: 13 окт 2014, 17:35
Откуда: ISRAEL

Чем принципиально отличается насилие от агрессии? Наталия Ша

Сообщение HERMES HERMESIN » 08 апр 2018, 18:28

Чем принципиально отличается насилие от агрессии? Наталия Шашкова,

"Семантически выделяя понятие "насилие" из других сопряженных понятий нужно отметить, что "агрессия" с одной стороны и "жестокость" - с другой очень четко ограничивает "насилие". Животный организм, будь то хищник, пресмыкающееся, одноклеточное, не способен ни в индивидуальной, ни в коллективной форме на какое-либо насилие. Понятно, что страдания и разрушения, которые приносят человечеству силы природы, также нельзя охарактеризовать этим словом.

Невозможно отнести насилие в своем поведенческом выражении к немотивированному подсознательному действию или какому-либо иному иррациональному психическому феномену.

И здесь нужно понимать определенную разницу между насилием и агрессией. Известно, что агрессия носит прежде всего биологическое значение и связана с инстинктивным стремлением к самосохранению.
Мы имеем в виду тот вид разрушительных и маломотивированных поступков, которые сопровождаются яркой эмоциональной окраской в виде ярости и неистовства. Приближаясь в плотную к крепелиновской "склонности к разрушению", агрессия в ее первичном интуитивно-побудительном выражении может выражаться как в приносящем физическое страдание любому одушевленному объекту действии, так и направляться на неодушевленный предмет.

В коротком отступлении отметим, что агрессия, как и аутоагрессия, хорошо известна в психиатрической практике. Больные с психическими расстройствами используют аутоагрессию как некую защиту от мучительных душевных переживаний. Известно, что аутоагрессия возникает при депрессивных расстройствах и является влечением к физическому самоуничтожению. Или же аутоагрессия может существовать в качестве компенсации, как избавление от душевного страдания. Физическая боль, причиняемая психопатизированной личностью самой себе, оказывается менее мучительной, чем душевная. Она служит в первом случае понятным и более адекватным для самого больного выражением болезненного состояния, а во втором - является неким отвлекающим от болезненного переживания фактором.

Насилие, так же как и агрессия, может иметь защитный характер, но лишь только в том случае, когда это является способом разрешения социального или межличностного напряжения. Отличительной особенностью в данном случае является появление мотива, обосновывающего насильственное действие.

Это в основном касается военного насилия или насилия группы лиц, охраняющих свои интересы. В более широком смысле современная судебно-исполнительная система - это результат цивилизованного коллективного насилия, ритуал, заменивший суд старейшин и более древний институт жертвоприношения. Основным мотивом в данном случае является мотив справедливого возмездия.

Следует отметить, что понятие "жестокость" также не сопоставимо с сутью насилия. Несмотря на то, что жестокость - еще более выраженный результат "работы" человеческой психики, чем само насилие, что в случае жестокости мы сталкиваемся с такими понятиями, как "мораль", "достоинство", "унижение". Эти последние понятия никоим образом не могут касаться животного мира, агрессии и аутоагрессии, но их неразрывная связь с жестокостью также ставит ее особняком и от насилия.

Жестокость - это всегда причинение морального унижения достоинству физическим или же каким-либо другим способом, осуждаемое общественным мнением, в то время как некоторые формы насилия общество принимает как наиболее адекватные меры справедливости (имеются в виду насильственные меры в отношении преступников).

Несмотря на вышесказанное, насилие может носить черты агрессивности и жестокости, оно также может быть направленно как на отдельную жертву, мужчину или женщину, так и на группу лиц, но суть этого феномена в том, что само насилие всегда неразрывно связанно с чувством удовлетворения у лица, производящего насилие, и отвращения у лица, его испытывающего.

Считается, что насилие совершается с определенной долей принуждения, направленного на возможное сопротивление жертвы.

...понятие "насилие" как в обыденном, так и в научном понимании обозначает действие осознанное, совершаемое против намерения лица, над которым производится.

Работа с травмой требует огромного мужества от человека: необходимы большие внутренние ресурсы, чтобы увидеть факты реальности, минуя свои психзащиты, а потом потребуются большие усилия, для переработки гнева, обиды печали и принятия своей уязвимости, своих человеческих ограничений и устройства мира.

Для того, чтобы справиться с психологической травмой, необходимо найти математически точные описания того, что произошло на самом деле - требуется точный понятийный аппарат. Поэтому я посчитала очень важным, найденное в указанной книге различие агрессии, жестокости и насилия.

Мои мысли по тексту следующие:

1. Если в межличностных отношениях человек испытывает хроническую эмоциональную и/или физическую боль, то имеет место насилие. Вспышки агрессии и жестокости травмируют, но не заставляют страдать хронически. Надо понимать, что насилие всегда осознанно и имеет мотив у лица, его причиняющего, т.е. человек знает, о том, что его действия причиняют страдания (боль) в межличностном общении и продолжает это делать. Таким образом, если вы своему партнеру по межличностным отношениям сообщаете, что какие-либо его действия причиняют вам боль, но человек продолжает - это отношения с насилием. Не ждите, что партнер осознает, увидит ваши страдания и изменится, т.к. он осознанно заставляет вас страдать. Мотив вы поймете только оказавшись за пределами этих отношений. Там может быть все что угодно: от повышение самооценки за ваш счет, до желания сжить вас со свету из-за имущества (это просто примеры)

2. Я считаю, что агрессию надо подразделить на два вида: 1) реакция на агрессию в ваш адрес; 2) не способность справляться с жизненной ситуаций (пример, родитель кричит на ребенка, потому что устал, недостаток педагогических навыков, нехватка знаний об этапах развития ребенка, отсутствие навыков к самоуспокоению и т.п.). Обе эти реакции имеют биологическое начало - по факту мозг человека захватили нейромедиаторы (например, адреналин). В чем отличие от насилия? После выплеска агрессии, есть стыд за случившееся, производится поиск альтернативных способов реагирования, следует поиск информации, совладающих стратегий, работа над собой, что приводит (с большим трудом) к изменению поведенческих паттернов.

3. При нахождении в токсических отношениях, окрашенных газлайтом, у того, кто является жертвой, часто возникает аутоагрессия. Непонимание происходящего (а многие ли знают, как проявляется насилие, кроме физической формы?), невозможность противостоять насилию, уход от реальности через психические защиты приводит к возникновению психосоматических симптомов. Это может быть табакокурение, алкоголизм, трудоголизм и болезни (гастрит, экзема, астма, эндокринные заболевания, онкологические болезни и др.).

4. Поведенческие паттерны самосохранения, выражаемые через агрессию и аутоагрессию являются извращенными, так как проявляются в том, что человек, не обладая адаптивными стратегиями совладания с собой и жизнью, разрушает либо себя, либо других людей. "Ноги" подобного поведения находятся в детстве.

5. Насилие, применяемое к другому человеку ради реализации своих "хочу", самоутверждения или повышения собственной самооценки(самоценности) не является легитимной защитой своих интересов, так как нарушает нормы общечеловеческой морали. Это просто жестокость к Другому, реализация своей жизни за счет других людей.

6. Насилие - это всегда про власть одного человека (группы людей) над другими (другими). Насилие всегда осознанно, всегда имеет мотив, и всегда сопровождается чувством удовольствия. Но я не соглашусь, что у жертвы насилие всегда вызывает отвращение: чтобы выжить в ситуации насилия запускаются специфические механизмы психики - идентификация с агрессором и Стокгольмский синдром. Отвращение жертва испытывает всегда, когда ситуация насилия прекращена. ("Как я могла позволить поступать так с собой? - это как раз про отвращение).

7. Жертва способна проявить сопротивление только в случае, когда осознает, что действия над ней носят насильственный характер и имеет ресурсы и возможность сопротивляться. Ребенок не может осознавать инцестуозность поведения взрослого, так как у него не сформирован понятийный аппарат о сексуальности. Отсутствие знаний о таких явлениях, как эмоциональное насилие, манипулирование, проявления психопатологии и др. делает сопротивление жертвы невозможным.

8. Человек, совершающий насилие, всегда осознает, что он поступает против самой жизни другого. Не стоит думать, что насильник что-то не осознавал или не понимает, что причиняет боль. Не стоит пытаться объяснить - абьюзер все и понимает, просто он не считает нужным менять существующий порядок. Ругаться, выяснять отношения. объяснять что-либо в надежде на изменения в поведении - бесполезно. Просто физически покиньте того, кто совершает насилие (любая форма) над вами.

Берегите себя!

По материалам книги Д.Ю. Шигашов "Реабилитация детей и подростков, пострадавших от сексуального насилия"

Наталия Шашкова,

Вернуться в ПСИХОЛОГИЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


@Mail.ru