Регистрация




Духи славян и их разновидности
Последнее сообщение МАРИТА
08 ноя 2017, 23:40

Берегиня
Последнее сообщение МАРИТА
17 дек 2016, 19:13

Огневица
Последнее сообщение МАРИТА
29 ноя 2016, 14:48

Полуверец, полуверок
Последнее сообщение МАРИТА
21 ноя 2016, 21:00

Грифон
Последнее сообщение МАРИТА
10 ноя 2016, 16:31

Симуран
Последнее сообщение МАРИТА
10 ноя 2016, 16:20

Лизун
Последнее сообщение МАРИТА
09 ноя 2016, 15:43

Анчутка
Последнее сообщение СЕНАМИРА
08 ноя 2016, 22:14

кикимора
Последнее сообщение МАРИТА
08 ноя 2016, 03:40

Чёрт
Последнее сообщение МАРИТА
08 ноя 2016, 01:54




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!

МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Заложные покойники

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Заложные покойники

Сообщение МАРИТА » 29 ноя 2015, 15:42

Заложные покойники

Если вы интересуетесь мифологиями мира, в частности, славянской мифологией, то наверняка не раз встречали такое выражение, как «заложные покойники». Кто же это такие - заложные покойники и чем они отличаются от обычных мёртвых? Сразу стоит отметить, что смысл этого понятия исходит из самого названия «заложные», то есть те, которые находятся в «заложниках» (собственной судьбы или доли). По другой версии, заложными таких покойников называли потому, что их укладывали в могиле лицом вниз и закладывали сверху камнями и ветками.

Природа заложных покойников несправедливо очернена и одемонизирована. С некоторых пор (со времён уничтожения язычества) заложные покойники, как и многие другие понятия, духи, божества и так далее, стали представляться людьми, как нечто страшное, нечистое, опасное. И всё же это далеко не так. Удивительно, но даже многие современные люди, которые считают себя язычниками и последователями веры предков, считают, что «заложные покойники» - это опасные существа, от которых стоит защищаться. Попробуем разобрать всё по порядку.

В современном понимании заложные покойники — это нечистые покойники, злые мертвецы. К заложным покойникам чаще всего относят души умерших неестественной смертью, то есть - убитые, умершие от пьянства, утопленники, колдуны, ведьмы, неотпетые, непохороненные и так далее. Все они после смерти превращаются в заложных покойников. В своей сути это понятие сохранило представление глубокой древности. В прошлом славяне и другие народы мира представляли себе, что душа должна пройти определённый путь на земле — судьбу. Прежде, чем эта судьба (по времени или предназначению) не будет выполнена, душа не сможет покинуть земную обитель. Таким образом, умерший раньше своего срока человек превращается в заложного покойника, который не может покинуть землю и остаётся среди живых в виде призрака или какого-либо другого существа, чтобы дожить в этом виде отпущенное ему время или добиться той цели, которую он должен был достичь ещё при жизни. Кажется, всё именно так и ничего не изменилось, но всё же, после начала преследования языческой веры и культуры изменилась основная суть таких покойников.

Сегодня, в отличие от того, что было в далёком прошлом и что лежало в основе почитания предков, считается, что заложный покойник — это настоящее зло, от которого необходимо защищаться и которое нужно уничтожать. С приходом новой религии к заложным покойникам стали относиться умершие дети, которые не были крещены (!), неотпетые в церкви и непохороненные по православным обычаям, а также колдуны и ведьмы. С того самого времени началась истерия по поводу заложных покойников, которые превращаются в вампиров, пьющих кровь, в русалок, которые топят людей и так далее.

Стоит отметить, что это самое настоящее нововведение и в древности ничего подобного не существовало. В языческой культуре заложные покойники — это души, которые не просто бродят по земле после смерти, а являются обережными, то есть становятся полезными для человека, в большей степени для семьи умершего не своей смертью. Заложные покойники не нападают, не пьют кровь, не вредят и давно бы пора избавиться от этих предрассудков. Умершие не своей смертью остаются точно такими же душами, как и умершие своей смертью, с той лишь разницей, что не перевоплощаются в новом теле и не уходят в другой мир, покуда не пройдут свою судьбу по времени или предназначению, и доказательство этому — образы, которые принимали заложные покойники.

РусалкаКакие же образы принимали заложные покойники во времена языческой Руси? В глубокой языческой древности заложные покойники вовсе не представлялись славянами, как какие-нибудь вставшие из могил зомби. Как исследования историков-славянистов, так и существующие в наше время искажённые представления о заложных покойниках, говорят о том, что в древности их представляли вампирами, русалками и призраками. Например, этнограф Дмитрий Зеленин (1878-1954), после тщательного изучения фольклора, поставил знак равенства между заложными покойниками и русалками. Человек, который по современному видит этих сущностей, может по-настоящему перепугаться, ведь вампиры, русалки и призраки у современного человека ассоциируются со смертельной опасностью. Однако, и в прошлых статьях уже шла об этом речь, никого из названных сущностей славяне не представляли нечистыми или злом. Вампиры — это не кровопийцы, которых нужно протыкать деревянным колом, а одемонизированные новой религией предки. Вампиры или упыри — души предков, которые всячески защищают и помогают людям. Русалки — это не водяные монстры, которые нападают на купающихся, а одемонизированные духи, которых также называли берегинями или вилами. В древности русалки вовсе не были речными духами и стали таковыми относительно недавно, по всей вероятности, вследствие заблуждения, когда русалок-берегинь посчитали духами берега, тогда как на самом деле — это русалки оберегающие. Призраки — также стали признаны, как и всё потустороннее, опасными, хотя, если подумать, то совершенно непонятно, почему души людей, в принципе которыми все мы и являемся, выходя из тела становятся опасными...

Заложные покойники — это души, существующие на грани между Явью и Навью, между реальностью и загробным миром. Если древние называли заложных покойников именно вампирами и русалками, то под ними, без всяких сомнений, понимались именно духи обережные, берегини, духи-хранители. Существуя на грани между мирами, они способны «волшебным» образом помогать ещё живущим людям. Все злосчастья, что они приносят, являются лишь выдумками и предрассудками людей, которые повелись на агитационную ложь новых религиозных течений. Все действия против заложных покойников, которые проводились более десяти последних столетий во всём мире, как то — глумление над телами умерших, которых заподозрили в «вампиризме» или других «грехах», можно считать настоящим преступлением, как с чисто человеческой точки зрения, так и с позиции веры. По этой причине, все традиции — где и как хоронить заложных покойников, куда втыкать кол и чем от них защищаться, не считаю нужным здесь описывать, так как это уже не языческие традиции, и пускай так поступают со своими предками те, у кого хватает на это совести. То, что люди умирают не своей смертью, не могут быть похоронены или даже совершают самоубийство, не даёт никому право считать их «несчастные» души злодеями, чудовищами и монстрами, тем более, что это понятие ошибочное, появившееся в результате противостояния двух верований.
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Заложные покойники

Сообщение МАРИТА » 05 авг 2016, 02:36

«Заложные» покойники — «нечистые», особенно вредоносные умершие. По народным представлениям, к ним относились умершие насильственной и преждевременной смертью: убитые, погибшие в результате несчастного случая, самоубийцы, умершие в молодом возрасте, т. е. «не дожившие своего века»; те, кого при жизни прокляли родители; те, кто при жизни знался с нечистой силой (колдуны, ведьмы).
В отличие от умерших «своей» смертью (т. е. по причине старости), почитаемых как предки-покровители (святые Деды, родители), «заложные» покойники становились злыми духами-навиями, сближенными с нечистой силой. Их называли: «мертвяк», «упырь», «нечистик», «вешальник», просто «злой дух».
«Заложные» покойники, как и другая нечистая сила, появляются по ночам, бродят по земле, пугают и преследуют людей, заводят на бездорожье путников, проникают в дома своих близких родственников, мучают их, являются им во сне, вредят в хозяйстве, могут наслать болезни. Но главное их опасное свойство — способность управлять Природными стихиями, насылать разного рода бедствия: бурю, грозу, затяжные дожди, град, заморозки, засуху, неурожай и т. п. Так, по верованиям восточных и западных славян, вихрь или буря поднимается в момент смерти колдуна, ведьмы или в момент смерти самоубийцы. У сербов принято было при приближеии градовой тучи обращаться по имени к последнему в селе утопленнику или висельнику с просьбой отвести град подальше от границ села.
Широко распространено поверье о том, что погребение «заложного» покойника в земле в границах освящённого сельского кладбища непременно вызовет засуху, градобитие, заморозки. Исторические свидетельства об обычае выкапывать из могилы похороненных утопленников и висельников для предотвращения стихийных бедствий запечатлены в древнерусских памятниках, начиная с XIII в. По мнению русских крестьян, местами захоронения или выбрасывания «заложных» покойников должны служить пустыри, овраги, топи, в крайнем случае, места вблизи кладбища, но за пределами его ограды.
При стихийных бедствиях или моровых поветриях крестьяне, несмотря на многочисленные запреты со стороны церковных и светских властей, тайком выкапывали погребённых «нечистых» покойников (из числа недавно похороненных), относили труп за границу сельских угодий, бросали его в глухих отдалённых местах или, стараясь обезопасить себя от его вредоносного воздействия, отсекали голову или конечности, забивали в его тело осиновый кол или острые железные предметы, переворачивали труп лицом вниз, сжигали останки. Кроме того, предпринимались и профилактические меры в отношении умерших «не своей» смертью, если их приходилось хоронить в земле: их хоронили босыми или со связанными ногами, чтобы они «не ходили», подрезали сухожилия под коленями, на шею умершему клали косу или серп, делали гроб из осины или забивали в крышку гроба осиновый кол, на могилу сыпали угли из своей печи или ставили горшок с горящими углями и т. п.
Само место смерти или погребения вне кладбища «заложного» покойника считалось нечистым и опасным, его старались обходить стороной. Если же случалось проходить мимо могилы «заложного» покойника, то считалось необходимым бросить на неё палку, ветку, щепку, ком земли, камень, горсть соломы, сена. Если не выполнить этого обычая, то, по народным верованиям, «умерший будет вслед гнаться», «висельник буде пужать», «буде водити по лесу» (т. е. человек заблудится), мертвец будет преследовать, сядет на воз, начнет мучить коней и т. п.
Местом пребывания всех нечистых духов и душ «заложных» покойников считается перекрёсток. Здесь хоронят самоубийц и найденные трупы, над которыми в древности ставили Чуров, а в эпоху двоеверия — кресты и часовенки. В поминальные дни на перекрёстке рассыпают для птиц (душ умерших) зерно.
Особым временем для поминовения всех «заложных» покойников у восточных славян считались Зелёные Святки (Русальная седмица), а в эпоху двоеверия Семик — четверг на седьмой неделе после Пасхи. В XVII–XVIII вв. в этот день устраивались массовые захоронения в общей могиле всех оставленных на поверхности земли трупов «заложных» покойников. Крестьяне в Семик поминали своих безвременно скончавшихся родственников, детей, умерших некрещёными и безымянными, и дочерей, которые умерли до вступления в брак.
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Заложные покойники

Сообщение МАРИТА » 05 авг 2016, 02:36

Самоубийцы
Самоубийца — в традиционных славянских верованиях один из наиболее опасных «заложных» покойников. По народным представлениям, самоубийство является страшным грехом, души самоубийц отходят во власть духов тьмы. В эпоху двоеверия самоубийц признавали «слугами Дьявола», их дома разрушали. Дерево, на котором повесился самоубийца, срубали, иначе на нём, как верили в народе, непременно ещё кто-нибудь повесится. Место, где произошло самоубийство, считается нечистым. По славянским поверьям, самоубийца «ходит» после смерти (обычно говорят — семь лет, по другим источникам — до тех пор, пока не истечёт срок отпущенной ему жизни на земле) в своём прежнем облике, появляется в Полнолуние, в полночь на месте своего самоубийства: повесившийся — в лесу, на дереве (где он свистит, кричит, раскачивается), утопленник — в воде или около воды на берегу. Увидев человека, самоубийца-утопленник старается догнать его и затащить в реку. Самоубийцы могут заманить человека в глухое место, принудить часами блуждать по лесу. Самоубийцы становятся привидениями, упырями и вурдалаками, водяными или русалками, лешими и т. д.
Согласно народным верованиям, неупокоенные души самоубийц могут влиять на атмосферные явления, способны управлять стихиями, вызывая пожары, неурожаи, засуху, бури, град. В Прикарпатье считается, что души самоубийц приносят непогоду: они летают в тучах, держа мешки с градом, который сделали чернокнижники, и высыпают град в указанное хозяином тучи (злым духом или чернокнижником) место. Вероятность засухи возрастала, если самоубийцы были похоронены на общем кладбище, поэтому их хоронили в стороне от кладбищ, у дорог, на границах полей. Несмотря на протесты властей, могилы самоубийц, особенно во время неурожаев и стихийных бедствий, разрывались и осквернялись, а их трупы пробивали осиновым колом. При засухе также топили в воде трупы самоубийц или надгробный крест, а могилы поливали водой. По сербским представлениям, в мире Мёртвых души самоубийц страдают от сильной жажды; во избежание засухи живые должны приносить мёртвым воду. Поминая самоубийц, защищаются от града.
При погребении самоубийцу, равно как и колдуна, ведьму, упыря, волколака и других «заложных» покойников, пробивали колом, калечили труп, протыкали иглой или вбивали в рот железный гвоздь, зажимали рот монетой, у могилы сыпали мак, который самоубийца «будет считать до утра». Избавиться от поднявшегося из могилы самоубийцы можно, как и от другой нечистой силы — ударом наотмашь.
Считается, что если перед тем, как покончить жизнь самоубийством, человек произнесёт имя Кого-либо из Светлых Богов, самоубийство произойти не сможет.
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Заложные покойники

Сообщение МАРИТА » 05 авг 2016, 02:37

Некрещёные дети
Некрещёные дети — дети от рождения до крещения (кресения — огненного посвящения) и имянаречения — считающиеся в народе ритуально нечистыми, «не вполне людьми», принадлежащими ещё «тому свету», из которого они пришли в мир живых. Ребенок до крещения мог отождествляться с иноверцем: у русских он назывался «иродом», у болгар — «еврейчиком», а также именами животных, у сербов — «турком», «цыганёнком».
Обращение с некрещёными детьми определялось рядом запретов и предписаний: такого ребенка нельзя целовать, выносить за пределы дома, показывать посторонним. Восточные славяне, болгары и поляки считали, что в доме, где есть некрещёные дети, должен ночью гореть свет, чтобы нежить и злые духи (у русских — домовой, банник, леший, у западных украинцев — дикая баба, у поляков — богинка, карлики) не подменили ребёнка и не подложили своего детёныша — безобразного и крикливого (именуемого в народе «подменышем»). Дети, умершие некрещёными, наряду с мертворожденными и загубленными своими матерями причисляются к «заложным» покойникам и переходят в разряд нечистой силы. Их закапывали на краю кладбища, за его оградой, под порогом или под полом дома, в саду под плодовыми деревьями, на перекрёстках дорог, у болгар — хоронили голыми, на «чужом» кладбище и т. д.
Души некрещёных детей не попадают на небо и не знают успокоения, они летают близ своих могил или носятся в воздухе в виде вихря или птиц, особенно перед непогодой, и кричат, требуя окрестить их. Услышавший крик такой души должен бросить платок или какую-нибудь часть одежды на то место, где раздается крик, перекрестить его и произнести: «Если ты пан, то будь Иван, а если ты панна, то будь Анна». В эпоху двоеверия некрещёных детей часто нарекали Адамом или Евой. Проходя мимо места, где похоронен такой ребенок, говорили: «Крест на мне, и крест на земле, и крест на том ребёнке, что некрещёный в земле». После этого душа ребёнка считалась окрещённой и принималась на Небо.
Если в течение семи лет душа такого ребёнка не будет окрещена, то она переходит под власть злых духов и превращается в нечистую силу. Согласно общеславянским поверьям, из некрещёных детей происходит всевозможная нежить: вампир, дух-обогатитель, русалка, русские кикиморы, ичетики (мелкие духи, живущие в омутах и на мельницах в виде маленьких мохнатеньких человечков), русский игоша (домашний дух в виде безрукого и безногого урода, который проказничает по ночам) и др. На Украине духи, происходящие из некрещёных детей, называются потерчата, или стратчуки (от украинского глагола «стратити» — «утратить»). Западные славяне полагали, что души некрещёных детей становятся богинками, блуждающими огоньками, которые заводят человека в трясину и на бездорожье.
Души некрещёных детей опасны для живых людей, особенно для матерей, имеющих маленьких детей. Выйдя на крик летающего в воздухе некрещёного младенца, женщина могла заболеть или даже умереть. Согласно южнославянским поверьям, души некрещёных детей в виде птиц без перьев прилетают к дому, где есть новорождённый ребёнок, и стараются навредить ему и родильнице: отнимают молоко, вызывают родильную горячку, бессонницу. Русские считали, что на Зимние Святки души некрещёных детей выходят из Нави, забираются в те дома, где не защищают Солнечными оберегами двери, и забирают всё, что хотят.
Спасти душу некрещёного ребёнка или облегчить его участь можно поминовением во время Зелёных Святок (на Русальной седмице). В эпоху двоеверия бытовало поверье, что души некрещёных детей можно «выкрестить» в Семик — в четверг на седьмой неделе после Пасхи. Также верили, что женщина, у которой дети умирали до крещения, должна купить двенадцать крестиков и раздать их чужим детям, и за это двенадцать детских душ будет «спасено». Накануне Троицы красили яйца в красный и жёлтый цвет и раздавали их детям на помин некрещёных душ, а также угощали соседских детей варениками, пампушками и пр. Для этой же цели приносили на перекрёстки дорог сотовый мёд, веря, что ночью придут души некрещёных детей есть этот мёд, и что можно увидеть их следы на песке.
В народе полагали, что части тела некрещёных детей можно использовать в колдовстве: в России верили, что свеча из жира некрещёного младенца помогает ворам, на Украине и в Лужице для этой же цели использовали мизинец такого ребёнка. Полагали также, что из тел некрещёных детей ведьмы готовят мазь для того, чтобы летать на шабаш.
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

Вернуться в ДУХИ И МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА СЛАВЯН

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


@Mail.ru