Регистрация




Духи славян и их разновидности
Последнее сообщение МАРИТА
08 ноя 2017, 23:40

Берегиня
Последнее сообщение МАРИТА
17 дек 2016, 19:13

Огневица
Последнее сообщение МАРИТА
29 ноя 2016, 14:48

Полуверец, полуверок
Последнее сообщение МАРИТА
21 ноя 2016, 21:00

Грифон
Последнее сообщение МАРИТА
10 ноя 2016, 16:31

Симуран
Последнее сообщение МАРИТА
10 ноя 2016, 16:20

Лизун
Последнее сообщение МАРИТА
09 ноя 2016, 15:43

Анчутка
Последнее сообщение СЕНАМИРА
08 ноя 2016, 22:14

кикимора
Последнее сообщение МАРИТА
08 ноя 2016, 03:40

Чёрт
Последнее сообщение МАРИТА
08 ноя 2016, 01:54




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!

МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Славянские птицы-девы

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Славянские птицы-девы

Сообщение МАРИТА » 18 сен 2016, 20:26

"Отчего люди не летают так, как птицы?" Любому, наверное, человеку знакомо ощущение полёта, – все летали в детстве во сне. А потом всю жизнь нам не хватает этого ощущения, и потому так мы завидуем птицам. И с готовностью принимаем их, как загадочных существ, наделённых мистическими способностями, способных предсказать будущее, принести счастье или просто удачу.
- Сирин, Могол, Гамаюн, Алконост( Алконос, Алкион, Аколностъ, Алканостъ, Алконотъ, Алкуностъ, Альконостъ, Антоностъ), Финист, Стратим, Феникс, Птица-Обида,Грифон, Жар-птица, Симург, Птица-Фиюс,Рух, Куропь, Габучина, Скоп, Дребезда, Кува, Чирея, Грызея, Подкожница, птица Удавница, Лекан-птица, птица Дураль, Могут-птица, Комор-птица, Ногай-птица, Вотрогот (Вострогор), Гоностать, Гарпия.


Сирин

"...мифичеcкое и церковное название птицы совы, или филина, пугача; есть лубочные картины, изображающие райских птиц сирина и алконоста (сирена?), с женскими лицами и грудью. Будут селения сирином и селища струфионом0, Исаия."
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

В.Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"

"Темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин — женщина несравненной красоты, от пояса же — птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин, и смерть для него в этот миг — истинное блаженство!"
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Сирин - птица смерти, темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин.

Сирин и Алконост изображались и на поморских рисованных картинках, этим птицам специально не посвященных, например на листе "Сотворение человека, жизнь Адама и Евы в раю, изгнание их из рая", здесь птица сидит на одном из деревьев райского сада. На листе "Древо разума" Сирины расположились на кустах, окружающих главное Древо, на листьях-полосах которого "написаны поучения человеку по поводу нравственной жизни" (99). Текст этого поморского листа связан с писаниями... протопопа Аввакума: Сирин в его понимании "есть птица краснопеснивая", и обретается она "к востоку близ рая, во аравитских странах, в райских селениях живет и, егда излетает из рая, поет песни красныя и зело неизреченны и невместимыю человечю уму; егда же обрящет ея человек и она узрит его, тогда и паче прилагает сладость пения своего. Человек же слышавше забывает от радости вся видимая и настоящая века сего и вне бывает себя, мнози же и умирают слушавше, шествуя по ней, понеже красно и сладко пение, и есть не захочет горюн, от желания своего" (100).

В древнерусском бестиарии, согласно наблюдениям О.В.Беловой, Сирин символизировал амбивалентные понятия. С одной стороны, пение этой птицы "служит обозначением божественного слова, входящего в душу человека", с другой — это указание на "нетвердых в вере людей", а также "еретиков, вводящих... в заблуждение". Интересно, что в переводе Хроники Георгия Амартола вспоминаются птицы, "иже и сирины нарицаются, рекше вилы"; здесь сирины сравниваются с известным женским персонажем южно-славянской народной демонологии (102).

Характеризуя символику этой птицы..., следует учитывать не только тот факт, что Сирин — райская птицедева, что ее пение, как мы уже отмечали, в древнерусской книжности "служит обозначением божественного слова", но и то, что Сирин созвучен с именем сирийского святого Ефрема Сирина, которого в богословской традиции принято называть "пророком сириян" и "арфой Святого Духа" (103). Эта коннотация позволяет именовать "сиринами" и русских святых

Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове.
Аналогом и даже скорее всего предшественником русского Сирина являются греческие Сирены, которые волшебным пением увлекал и мореходов, и их корабли гибли в морской пучине. Первым человеком, кто услышал пение Сирен и остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а себя повелел привязать к мачте. Благополучно мимо острова Сирен прошли и аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых» отвлек своим пением Орфей. Согласно другому мифу Сирены — морские девы необыкновенной красоты — входили в свиту богини Деметры, которая разгневалась на них за то, что те не помогли ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами. Правда, существует еще один вариант этого мифа: Сирены сами просили дать им птичий облик, чтобы им было легче разыскать Персефону.

По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия.

Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетах-запястьях. Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке, поливном блюде, берестяных шкатулках. Рядом с Сирином зачастую славяне рисовали и другую мифическую птицу — Алконоста.

Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


... Птица Сирин мне радостно скалится, /Веселит, зазывает из гнезд, /А напротив тоскует-печалится /Травит душу чудной Алконост»...

... тогда при встрече с человеком каждая из птиц поёт ему свои песни о его судьбе...

Сирин. Полуптица. Крылья врановые. Лапы птичьи. Птица радости и печали. В славянской мифологии - птица с человеческим лицом, ее пение приносит людям забвение и потерю памяти. Сами птицы не злобливы но очень равнодушны. В пении ей нет равных, кроме алконоста. Сирин всегда одинока, не находит покоя ни в райских садах ни в загробии.Олицетворяют печаль.
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Тамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин — женщина несравненной красоты, от пояса же — птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот — истинное блаженство! Есть некоторая схожесть с Сиреной греческой. Баснословная райская птица, имеющая человеческий облик; птица радости, удачи, славы. Пленяет людей своим райским пением. Пение Сирина служит образцом божественного слова, пленяющего человека. Прекрасное пение этой птицы вызывает у человека хорошее настроение, радость; в то же время, только счастливый, радостный человек может слышать прекрасное пение этой птицы. Не всякому человеку удается видеть Сирина, ибо улетает эта птица так же быстро, как слава и удача. Сирин - Птица печали. С западных ветвей мирового дерева льет слезы в закат. Сирин - тёмная птица, инкарнация Велеса, Кащея, темная сила, посланница властелина подземного мира - Змея – то есть царя подземного мира. Баснословная райская птица, имеющая человеческий облик; птица радости, удачп, славы.
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Вслед за Вороном стаей чёрною, мрачным видением, с криком громким и жалобой горестной поднялись птицы Навью рожденные: птица-лебедь Обида с печальным лицом, вслед Грифон и Могол - птицы грозные, а за ними сладкоголосая птица Сирин, что песней печальною одурманивает и манит в царство смерти. Потемнело от птиц Солнце Красное, воронье над полями заграяло, закурлыкали черные лебеди, а сычи и совы заухали. По Земле Сырой текла реченька, а водичка в ней вся слезовая, а в той реченьке струйка малая, струйка малая вся кровавая. Подтекала речка под камень у Рипейских гор, у высоких. Поднимался с под камня росток, потянулся вверх - вырос в дерево. К небу дерево протянулось, а корнями ушло в Землю-матушку. На восточных ветвях того дерева свил гнездо Алконост, а на западных - птица Сирин. У Припяти нам русичам-чехам жилось хлебосольно, ибо языцы отошли на поддень. Но напали на нас племя костобоких. И вещали тут птицы Сирины, во множестве прилетая к нам. И галки, и вороны над едой летали, и было в степях много еды для них. Боян один из немногих, кто умеет слышать пророчества птицы Гамаюн, кому навевает сладкие сны Алконост, кто не убоится смертоносных песнопений Сирина (Славянские мифы). По преданию, когда-то давным давно, в день Купалы к Ра- реке прилетела птица смерти - Сирин. Она пела чудесные песни. Но кто слушал ее - тот забывал обо всем на свете. Он следовал за Сирином в царство Нави. Однажды Младенца Купалу по велению Повелителя Тьмы гуси-лебеди и птица Сирин унесли за тридевять земель.


Алконост

В византийских и русских средневековых легендах «чудесная птица, жительница Ирия — славянского рая. Лик у нее женский, тело — птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконост от восторга может забыть все на свете, но зла от нее нет, в отличии от Сирина. Алконост несет яйца на краю моря, но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода.»

«Образ Алконост восходит к греческому мифу об Алкионе, превращенной богами в зимородка» (2), а само слово «Алконост» объясняется как искажение древнерусского речения «алкион есть (птица)", от греческого alkyon — зимородок.
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

«Изображается на лубочных картинах полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями и девичьей головой, осененной короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райский цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью.»Райская птица, часто встречающаяся в старообрядческих настенных листах, Алконост, по облику весьма схожа с Сирином, однако, как отмечает О.В.Белова, имеет одно существенное от него отличие: она всегда изображалась с руками. Нередко в руке птицедева держит свиток с изречением о воздаянии в раю за праведную жизнь на земле. Алконост, как и Сирин, пленяет людей своим пением, причем настолько, что человек обо всем забывает. С этой птицей в древнерусской книжности связывалось также предание о днях алконостных — семи днях, когда Алконост откладывает яйца в морскую глубину и высиживает их, сидя на поверхности воды, в это время он усмиряет бури. Алконост был примером «проявления божественного промысла»

Неизменно эта птицедева со сладостным голосом упоминается в связи со словом, гнездится она в «Словесном рае»:


«Золотые дерева

Свесят гроздьями созвучья,

Алконостами слова

Порассядутся на сучья.

Будет птичница-душа

Корм блюсти, стожары пуха,

И виссонами шурша,

Стих войдет в Чертоги Духа».

Николай Клюев «Миллионам ярых ртов…»

Так же, как и Сирин, Алконост связан с плачем. Образ пьющей слезы птицы мы встречаем в скопческих стихах:

«Из очей слез реки лейте:

Птицу райскую лелейте!

Птица любит слезы пить,

И научит вас как жить…»

Материалы для истории хлыстовской и скопческой ереси,
собранные П.И.Мельниковым и им же сообщенные

Алконост у Клюева — птица светоносная, «светлая», ее «пушинки — звездные слова».

«Существует любопытная версия появления имени «Алконост«. В «Шестодневе» Иоанна Экзарха говорится: «Алкион есть морская птица». При переписке этого места была сделана орфографическая ошибка — случайно соединились вместе два слова «Алкион» и «есть». Получилось «Алкионесть морская птица». Далее странное слово «алкионесть» стали читать как «алконост». Так морская птица «алкион» превратилась в райского «Алконоста«. Впрочем, это лишь версия.»

Алконост - птица вечной тоски и любви,услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет.

Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Алконост — птица Зари, которая управляет ветрами и погодой, в русской традиции ее связывают с солнечным богом Хорсом. Считается, что на Коляду (в зимнее солнцестояние) Алконост рождает детей на «краю моря», и тогда семь дней стоит безветренная погода. Самое раннее изображение Алконоста находится среди миниатюр и заставок Юрьевского Евангелия 1120-1128 годов — одного из древнейших памятников русской письменности, которое было выполнено в Киеве по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода. Изображен Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке.

sirin alkonos2.jpg

Алконост – птица радости и любви из Небесного Мира...

... Иногда на зиму улетает в Ирий Небесный, возвращаясь оттуда по весне на землю с боже­ственными, удивительной красоты

цветами...

Счастлив человек, увидевший эту птицу, так как её легко спугнуть (как и успех, и везение), а она столь быстра, что исче­зает

мгновенно...

Алконост. Крылатый птице-человек. Райская светлая птица-дева с человеческим лицом, управляет погодой, птица бога Хорса (бог солнца в слав. Мифологии). У Алконоста есть волшебные свойства. Например, на те 7 дней, во время которых Алконост высиживает яйца, и еще неделю, пока выкармливает птенцов, устанавливается спокойная погода, бури сменяются легким ветром. Но самая главная особенность Алконоста - его чудесное, завораживающее пение. Алконост считалась символом светлой печали. "Алконост близ рая пребывает, иногда и на Ефрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто в близи тогда будет тот все на свете забудет: тогда ум от него отходит и душа из тела выходит." Алконост - чудесная птица, жительница Ирия — славянского рая. Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Сирин. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода — пока не вылупятся птенцы. Славянский миф об Алконосте сходен с древнегреческим сказанием о девушке Алкионе, превращенной богами в зимородка. Алконост - сказочная райская птица, в апокрифах и сказаниях птица грусти и печали.

Изображалась эта птица на лубочных картинках с крыльями и человеческими руками, телом и лицом женщины. Алконост символизирует Божий промысел и Божье милосердие. Некоторые черты Алконоста (высиживает птенцов на море) придаются птице Страфиль в русских духовных стихах о Голубиной книге и Егории Храбром. С XVII в. в Хронографах упоминаются две антропоморфные «райские птицы» — Сирин и Алконост, пленяющие людей своим пением так, что «душа из тела исходит». В XVII-XVIII вв. появляются лубочные изображения Алконоста с человеческим лицом и короной на голове и Сирина в венце. Женоподобный Алконост кроме крыльев имеет еще пару человеческих рук, в которых держит цветущую ветвь и свиток с цитатой из Пс. 91: «Праведник, яко финикс, процветет ». Этот образ получил широкое распространение в народном искусстве (лубок, гравюра, прикладное искусство) и искусстве эпохи неоромантизма («Песни радости и печали» В.М. Васнецова). Алконост - светлая птица, инкарнация (воплощение) Хорса. Сестра других светлых птиц - Рарога, Стратима. Управляет ветрами и погодой. Алконост - зоревая птица, рассветная, - та, что яйца кладет на краю земли - в сине море у самого берега. Если птица эта вострепенётся – море синее восколышется, разгуляются ветры буйные, разойдутся великие волны. На восточных ветвях дерева свил гнездо Алконост, а на западных - птица Сирин. Дерево то с под камня у Рипейских гор к небу протянулось, а корнями ушло в Землю-матушку. Под камень тот подтекала речка сырая, а водичка в ней вся слезовая, а в той реченьке струйка малая, струйка малая вся кровавая. Боян один из немногих, кто умеет слышать пророчества птицы Гамаюн, кому навевает сладкие сны Алконост, кто не убоится смертоносных песнопений Сирина. Алконост - зоревая птица с человеческим лицом. С восточных ветвей Мирового Древа первой встречает рассвет. Райская птица.
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Славянские птицы-девы

Сообщение МАРИТА » 18 сен 2016, 22:29

Гамаюн
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

"На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облеченных,

Она вещает и поет,

Не в силах крыл поднять смятенных...

Вещает иго злых татар,

Вещает казней ряд кровавых,

И трус, и голод, и пожар,

Злодеев силу, гибель правых...

Предвечным ужасом объят,

Прекрасный лик горит любовью,

Но вещей правдою звучат

Уста, запекшиеся кровью!.."

Александр Блок, "Гамаюн, птица вещая", 23.02.1899

По славянской мифологии "вещая птица, посланник богов, их глашатай, поющий людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное.

Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоностная буря.

Гамаюн все на свете знает о происхождении земли, неба, богов и героев, людей, чудовищ, птиц и зверей."

Гамаюн - птица вещая, Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное.

Гамаюн — птица вещая, «говорящая». Ее имя происходит от слова «гам» или «кам», что означает «шум», отсюда слова — «камлать», «шаман». В белорусском языке слово «гаманiць» означает «говорить», «разговаривать». В древнерусской традиции птица Гамаюн служила Велесу, Крышню, Коляде и Дажьбогу, она же «пропела» и «Звездную Книгу Вед».

Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Гамаюн. Крылья врановые огненные. Крылья Вяхиря. Крылья чайки гипертрофированные. Вещая птица, говорун, инкарнация и посланник Велеса (Белеса), его глашатай, посланница славянских богов, их глашатай, поющая людям божественные гимны и провещающая будущее тем, кто умеет слышать тайное, она пропевает книгу "Песен". Дева-птица, поющая красивые призывные песни. Вестница лады. Вещая птица Гамаюн, пела свои песни на сензарском языке, на нем же разговаривал бог древних египтян Птах и тайный язык волхвов и магов. В старославянском фольклоре говорится, что она бывает добра как алконост, печальна как сирин и опасна как смерть.Птица Гамаюн и камень Алатырь представляют в земном мире Всевышнего. Потому прикосновение волшебного когтя птицы Гамаюн может проявить из камня Алатыря - храм и алтарь (Славянские мифы).
Гамаюн знает всё о настоящем, прошлом и будущем. Гамаюн - сказочная райская птица, упоминаемая в апокрифах и духовных стихах как «птица вещая», как сирин и каган. Летает в поднебесье, живёт в море.

Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Изображали птицу гамаюн с женским лицом и грудью; иногда просто большой птицей, взлетающей из морских глубин. Если кричит птица-гамаюн — счастье пророчит. Гамаюн прилетает на блаженный Макарийский остров, находящийся "под самым востоком солнца близ рая". Когда летит Гамаюн, с восхода солнечного приходит смертоносная буря. Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Боян один из немногих, кто умеет слышать пророчества птицы Гамаюн, кому навевает сладкие сны Алконост, кто не убоится смертоносных песнопений Сирина. Гаруда у индусов.. В старинной «Книге, глаголемой Козмография» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное».


Обида
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ЧЕРНАЯ лебедь, птица печали и горя,воплощение всего отчаяния, которое сопутствует человеку в его жизни.
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Обида Птица. Чаще Птица Лебедь, птица печали, обиды. Чёрная Лебедь. Редкая богиня. Обида - облачная дева, которая плескалась на синем море лебедиными крыльями. «.Въстала Обида в силах Дажъбога внука, вступилъ девою на землю Трояню, въплескала лебедиными крылы на синем море, у Дону плещущи» («Слово о полку Игореве»). Название Обида согласуется с теми собственными именами, какие приданы небесным воинственным девам, например, Распря, Победа и пр. Это одна из воинственных небесных дев из свиты Магуры: их имена Распря, Победа и т. п. Обида является в образе черной лебеди — птицы печали и горя, как воплощение всего отчаяния, которое сопутствует человеку в его жизни. Обида - Чёрная лебедь, птица печали и горя, воплощение всего отчаяния, которое сопутствует человеку в его жизни. Не смогли греки одолеть нас возле Хорсуни тридцать лет. Тогда стали они торговать с нами, думали, что ослабимся мы, но троянского коня не вышло у них. Дабы не встала Обида Дажьбоговым внукам. Обида всегда противостоит Орлу, Соколам - птицам верховных светлых богов. Вслед за Вороном стаей чёрною, мрачным видением, с криком громким и жалобой горестной поднялись птицы Навью рожденные: птица-лебедь Обида с печальным лицом, вслед Грифон и Могол - птицы грозные, а за ними сладкоголосая птица Сирин, что песней печальною одурманивает и манит в царство смерти. Потемнело от птиц Солнце Красное, воронье над полями заграяло, закурлыкали черные лебеди, а сычи и совы заухали.



Каган

Каган. Вещая птица, приносящая счастье. Живёт в поднебесье, поймать её невозможно, да и увидеть редко кому удаётся. А ловить-искать её и не надо — зря всё — сама она осчастливит того, кто этого заслуживает. Какая она — никто не знает. Известно лишь, что тем кто трудится в поте лица, пестует ниву свою, птица каган обязательно принесёт Счастье. Кто же видел её — молчать должен, иначе счастья ему не видать. С невыразимым презрением косит Каган глаза на своего противника, стараясь, для большей обиды, посмотреть на него как-то через плечо, сверху вниз, как будто он разглядывал его как букаилку (Достоевский).



Леснь Птица.

Мифическая птица, живет в лесу, там и гнездо вьет, а если уж начинает петь, так поет без просыпу. В заговоре от зубной боли «от зуб денной» говорится: «Леснь-птица умолкает, умолкни у раба твоего зубы ночные, полуночные, денные, полуденные » Леснь-птица — птица лесная, как леснь-добыча — лесная добыча. « Там в синем лесе, там на гиблом болоте, в красном ивняке Леснь-птица гнездо вьет» (А.М. Ремизов. «Сказки»).



Магура.
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Крылья ястребя. Дочь Перуна. Перуница. Магур. Птица Индры, его инкарнация. Упоминается в Велесовой Книге. Дочь громовержца Перуна, синеокая крылатая облачная дева, воинственная, Магура сродни скандинавской валькирии. Относит павших воинов в Славь. На поле брани Магура подбадривает сражающихся воинственными кликами, ее золотой шлем сверкает на солнце, вселяя радость и надежду в сердца.
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Ну а если воин пал от удара вражеского меча или пронзенный стрелою, Магура осенит его своими крылами, коснется охладелых уст — и даст выпить воды из золотой чаши. Отведавший живой воды Магуры отправится в Мрий, в райские чертоги, — для жизни вечной, где и средь неземного блаженства вечно помнит он последний поцелуй Магуры. Магура поёт песни свои о сече. Эта птица от Индры изошла, а Индра всегда вместе с Перуном все брани начинает. Птица Магура произошла от Индры, ибо Индра был и пребудет навеки тем самым Индрой, который вместе с Перуном все брани (начинает). И было так, и вещала она правду ярую до полуночи. И лучше нам погибнуть, нежели быть под и жертвы приносить их богам! Тогда, когда ходили мы под Набсуром, вещала она правду ярую до полуночи. И лучше нам погибнуть, нежели быть под и жертвы приносить их богам! Прошедшая испытания в пекле душа поднимается в светлый Ирий, где ждет триста лет, пока не появится для нее новое тело. Если же человек пал в бою за правое дело с оружием в руках, то Магура уносит его душу прямо в Ирий, где он может не ждать, а сразу выбрать новое тело. В «Слове о полку Игореве» содержится одно из редких упоминаний этой древнейшей богини: «Встала Обида в силах Дажьбожья внука, вступила девою на землю Троянову, всплескала лебедиными крыльями на синем море, на Дону плещется». Очевидно, это одна из воинственных небесных дев из свиты Магуры: их имена Распря, Победа и т. п.
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Обида является в образе черной лебеди — птицы печали и горя, как воплощение всего отчаяния, которое сопутствует человеку в его жизни.


Моголь птица.
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Грифон. Гриф птица. Птице собака. Ногай. Гриб птица. Грифон – птица страж Сказочный персонаж. В русской сказке она переносит Ивана-царевича к Ненаглядной Красоте. Воображению народа это существо представляется наполовину птицей (голова и крылья у него орлиные), наполовину зверем (туловище и ноги льва). Перья у этого птице зверя заострены, как стрелы; когти и клюв у него — железные. Величиною он — с гору. Гриф-птица носит в наших преданиях разные имена: Моголь, Ногай, Гриб-птица (искаженное гриф), но ясно, что этот образ пришел к нам из переводных сказок, изрядно при этом обрусев. Изредка упоминается в сказаниях также грифон — могучая птица-собака. В одном пересказе русской сказки Птица Моголь переносит Ивана-царевича к Ненаглядной Красоте. Камнем шибается к звездам птица Моголь, и счастье-перо, кипя смолою, падает счастливому.
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Могол - чудесная птица, неоднократно упоминаемая в славянских мифологических и фольклорных текстах. Главная отличительная особенность этого существа – невероятная сила (очевидно, форма «могол» происходит от корня «могу»). В частности, с Моголом связаны две легенды, которые во многом являются фундаментальными для славянского эпоса. Первая легенда повествует о том, как «могучая птица Могол» явилась на зов многомудрого Велеса и вынесла его из Нави, доставив в Правь, чтобы он мог напиться живой водой из Ирийского источника. Вторая легенда гласит, что птица Могол доставила сурицу (достаточно сложный и многоплановый образ, самое простое и распространенное его толкование – «нектар богов», дарующий эзотерическое просветление и обладающий исключительной чудотворной силой) с горы Березань (по другой версии это река), что стоит в мире Прави, братьям Перуна, дабы они могли оживить могучего бога-воина, побежденного Черным Змием.

Таким образом, птица Могол также уникальна тем, что может свободно перемещаться между мирами, отдельными пластами многомерного космоса (имеются ввиду Явь, Навь и Правь). Это исключительная функция, которая в мифологии славян свойственна лишь богам. При этом стоит делать скидку на то, что воплощение в физическом мире (в мире Яви) для славянских богов, судя по тем же мифам, является не самой простой механикой, именно поэтому в физической реальности они чаще всего проявляются в виде своих, скажем так, именных протагонистов: у Велеса это Сирин и Алконост, у Семаргла – Рарог и Финист. Возможно, Могол также является чьим-то воплощением, однако, в дошедших до нас текстах и фольклорных элементах подобных упоминаний нет. Можно предположить, что Могол – воплощение Чернобога или Вия, как минимум, несомненно, что Навь является родными миром этой птицы. И нет никакого противоречия в том, что Могол помогала Велесу и Перуну. Ведь у наших Предков не было откровенно «плохих» богов, тех, кто ассоциировался со «вселенским злом» и обладал однозначно негативными чертами. Что весьма закономерно, как в практическом, так и в эзотерическом смысле. Ведь любая сила, будь то Хаос, Порядок, Созидание или Разрушение – суть разные фазы одного процесса. Так или иначе, но образ Могола однозначен – это уникальная птица, существо, обладающее исключительными способностями, рожденное «во тьме» мира Навьего, но служащее воле богов мира Прави.
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Могол – огромная, могучая птица, обладающая невероятной силой и живущая в подземном царстве Смерти. Ее песни одурманивают человека и завлекают его в глубины Навьего мира. Птица Могол смогла унести сурицу, бывшую на горе Березань. Это она проделала для того, чтобы оживить Бога Перуна. Могол летает между двумя мирами, миром Яви и миром Нави. Однажды она помогла Мудрому Велесу, вынеся его на своей спине из глубин подземного царства Нави, и напоив его живой водою из Ирийских источников. Могучая птица Могол подчиняется только одному лишь Хозяину и Повелителю Нави, Прижизненному Испытателю и Посмертному Судье, Великому Разрушителю Пространства и Времени, Хранителю Пламени Вечности Черному Богу Чернобогу. Навья птица Могол помогает Черному Змею бороться с представителями светлых сил. Иногда случается так, что побеждают Навьи силы, но моет быть и совсем наоборот. Волшебная птица Могол больше всего на свете любит своих птенцов, и ради них она готова выполнить любое поручение любого человека или Бога, как это не раз происходило прежде. Птица Могол летает в огромной стае Навьих птиц: здесь присутствует и главная черная птица Ворон, вслед за Вороном бесконечной чередой летят: грозный Грифон с львиной головой и туловищем; прекрасная и сладкоголосая птица Сирин; вечно печальная птица-лебедь Обида и целая черная туча каркающего, неугомонного воронья. Солнце темнеет над землей, когда на свет вылетают эти подземельные птицы. И среди всех летящих птиц, заметно выделяется своими гигантскими размерами и бесконечной силой Черная Птица Могол.
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Славянские птицы-девы

Сообщение МАРИТА » 19 сен 2016, 09:28

Утица, Птица-Лебедь

Так рекла Гамаюн многомудрая: «Вы сидите да слушайте, молодцы, ничего не сокрою, что ведаю».
Как на море купалася уточка, полоскалась на морюшке серая, выходила она на крутой бережок; встрепенувшись, воскликнула уточка:
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

10. «Ой ты, морюшко, море синее! Ой ты, матушка, Мать Сыра Земля! Тяжелёшенько мне и тошнёшенько – во мне силушки две ведь упрятаны,
11. Во моих яичках схоронены: Явь и Навь, силы истины, вечные; ты прими эти силы небесные, ты избавь меня от мучения».
12. Стала уточка яички откладывать, не простые яички, волшебные: скорлупа у одних вся железная, у других из чистого золота.
13. Поднималась тогда в небо синее птица Матерь Сва – Мать небесная; вылетал из златого яйца Орёл, возносился Орёл к Солнцу Красному.
14. И порхнула за ним птица зорева, Алконост птица веща, рассветная; та, что яйца кладёт на краю земли – в синее море у самого берега.
15. Вслед за нею Стратим – птица грозная; если те вострепенуться – море синее восколышется, разгуляется ветры буйные, разойдуться волны великие.
16. А затем поднялась в небо синее Гамаюн, птица веща, премудрая; все те птицы летят словно стрелушки, над землёю крылами взмахивая.
17. Что за птицы над полем виднеются? Это соколов сизых там стаюшка, это соколы Финист, Рарог и Стратим над широкими реют равнинами.
18. Тут завыли ветра, да и гром загремел – раскололось яичко железное; явлен был из яйца силой навскою чёрный Ворон, сын Нави и уточки.
19. Там, где землю задел он краем хоть крыла – там Земля на ущелья растрескалась, там легли овраги глубокие, по краям очень острые, дикие.
21. А за ним стаей чёрною, мрачною с криком громким и жалобной горестной поднялись птицы Навью рождённые, друг за другом летели, горюнились –
22. Птица-лебедь Обида с печальным лицом, вслед Грифон и Могол – птицы грозные, а за ними сладкоголосая птица Сирин, что всех

9
одурманивает,
23. Что манит в царство смерти как пением, так и взмахом крыла да над жертвою; потемнело от птиц Солнце Красное, вороньё над полями заграяло,
24. Закурлыкали чёрные лебеди, а сычи и все совы заухали, звери дикие в норах залаяли да деревья сломались надвое.
25. Тут ударил Сварог тяжким молотом по горючему камню Алатырю, и рассыпались искорки по небу: так создал Сварог силы светлые и своё небесное воинство.
26. И тогда одна искорка малая на Сыру-Землю-матушку падала; а от искорки занялась Земля, и взметнулся пожар к небу синему.
27. И родился тотчас в вихре огненном, в очищающем, яростном пламени светозарный и ясный Семаргл-Огнебог, ярый бог, словно Солнышко Красное,
28. Озаряет Семаргл поднебесную; под Семарглом-Огнём – златогривый конь, у того коня шерсть серебряна, его знамя как дым, его конь как огонь".
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Как видно из этого отрывка, всё это пернатое семейство составляет как бы единое целое, состоящее из птиц, вылупившихся из золотых яиц Яви (Матерь Сва, Орёл, птица вещая Алконост, птица грозная Стратим, птица вещая Гамаюн и два сокола Финист и Рарог, составляющих со Стратимом тройку сизых соколов), возглавляемых Семарглом-Огнебогом, а также птиц из железных яиц Нави (Чёрный Ворон, птица-лебедь Обида, птицы грозные Грифон и Могол, а также сладкоглосая птица Сирин), возглавляемых Чёрным Змеем. Интересно, общее число противоборствующих птиц Яви, возглавляемых Семарглом-Огнебогом, и Нави, возглавляемых Чёрным Змеем, составляет двенадцать, не есть ли это память о семи месяцах солнечных и пяти месяцах полярной ночи?
Яйца были снесены утицей, и как о прародительнице миров, не смотря на неприметность этой птицы, она часто встречается в изображениях.


Стратим

Стратим - прародительница всех птиц - живет на море-океане, подобно Алконосту. Когда кричит Стратим-птица, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведет она крылом, море волнуется, колышется.
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Стратим. Страфил. Страфиль. Страхиль. Птица грозная. Страфиль. Крылья похожи на голубиные. Мифологическая птица. Птица Сильнокрылая. Праматерь птиц. Охраняет по воле Сварога вход в Ирий. Персонаж заговоров и заклинаний. Если птица эта вострепенётся – море синее восколышется, разгуляются ветры буйные, разойдутся великие волны. Эта мифологическая и легендарная птица упоминаются в Голубиной Книге. Стародавние сказания утверждают, что Стратим-птица — прародительница всех птиц — живет на море-океане, подобно Алконосту. Когда кричит Стратим-птица, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведет она крылом, море волнуется, колышется. Но уж если взлетает Стратим-птица, тут уж такие валы вздымаются, что потопляет море корабли, разверзает бездны глубочайшие и смывает с берегов города и леса. В этом смысле она подобна Морскому царю. В некоторых сказаниях она помогает герою выбраться с безлюдного острова и долететь до земли — за то, что он спасает и милует ее птенцов. Сохранилось странное и загадочное пророчество: «Когда Стратим вострепещется во втором часу после полуночи, тогда запоют все петухи по всей земле, осветится в те поры и вся земля».
В славянской народной мифологии заменяет Алконоста, воплощение Стрибога - бога ветров. Управляет погодой на море. Стрибог, обратившись в птицу Стратим или Страх-Рах, может вызвать или укротить бурю (Славянские мифы). В «Голубиной книге», старинном сборнике русских духовных стихов, о гигантской птице Стратим сказано следующее: Стратим-птица всем птицам мати. Почему она всем птицам мати? Живет Стратим-птица на океане-море И детей производит на океане-море, Держит весь белый свет под правым крылом. Топит она корабли гостиные Со товарами драгоценными. Когда Стратим вострепенется, Во втором часу после полуночи, Запоют все петухи да на всей земле. Потому Стратим-птица всем птицам мати. Видимо, об этой же гигантской птице, которую иногда называли Страфилом, повествует другая древняя рукопись: «Есть кур, головой достигающий до небес, а море ему до колена; когда солнце омывается в океане, тогда океан всколебается, и начнут волны бить кура по перьям; он же, ощутив волны, кричит „коко-реку", что значит: „Господи, яви миру свет!"» Стратим - являлась светлой птицей бога ветров, Стрибога, она управляет всеми ветрами.
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Эта птица из мифов славян во многом схожа с Алконостом. Она также обитает на берегах моря-океана, но являет собой воплощение грозной морской стихии. От крика ее непременно разыграется шторм, а стоит ей лишь махнуть крылом, как море делается неспокойным, и волны вздымаются выше человеческого роста. Полет ее способен ввергнуть в морскую пучину целые города и острова.

Хотя эта птица и связана с разрушительной силой океана, в мифах и легендах она часто выступает в качестве помощника главного героя. Например она может помочь вернуться домой с необитаемого острова в благодарность за то, что он спас ее птенцов. Также существует странное пророчество, о том, что если во втором часу по полуночи Стратим-птица начнет трепетать, то по всей земле запоют петухи, и вся земля осветится заревом.

Легенда о Стратим-птице и Ждане

Однако не всегда Стратим-птица бывает милостива. Шла как-то из Архангельска на Соловки ладья. Погода была тихая, спокойная. Вдруг внезапно налетает буря, град, ветер в клочья рвет паруса. И над волнами появляется Стратим и говорит корабельщикам: «Бросайте жребий и выбирайте мне жертву, иначе все здесь сгините». Но поморы были упрямыми и гордыми, воскричали они птице: «Не дадим мы тебе никого, лучше все вместе здесь ляжем». И поднялась в тот же миг высокая-превысокая волна, и уже начали корабельщики готовиться принять смерть. Как вдруг немой от рождения паренек Ждан прыгнул за борт, в ледяную пучину. Буря тут же утихла, а Стратим пропала.

Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Спустя несколько лет в родной Кеми внезапно объявился Ждан, статный, красивый, а главное голосом владеющий, да так умело, что заслушаться можно было. На все распросы о Стратим-птице он не отвечал, а лишь указывал перстом на небо. Стал в ту пору в Кеми Ждан главным рассказчиком, сказывал он про Алатырь-камень, про Светлый Ирий, только про Стратима никогда никому ничего не ведал.

До самой своей смерти прожил Ждан холостяком, хотя многие девушки хотели бы выйти за него. Однажды, за два года до своей кончины, нанял Ждан каменотесов, и отправился с ними на Трехгорбый остров обтесывать огромный валун. Через некоторое время явилась взору птица с прекрасным девичьим ликом. У подножья этого изваяния и похоронили Ждана после смерти, а птица эта с тех пор зовется Крылат-камень, в память о Ждане и Стратим-птице, пощадившей его в юности за жертву, принесенную добровольно ради других.
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Славянские птицы-девы

Сообщение МАРИТА » 19 сен 2016, 10:12

Ведьма-вещица

Ведьма вещица. Представления о птице - предвестнице, предсказательнице и об оборачивающейся сорокой ведьме-вещице объединены распространенным в поверьях XIX-XX вв. у славян образом вещицы, вещейки (реже вещуньи). Вещицы летают с едва заметным синим огоньком. По поверьям Томской губернии, ведьмы - вещицы проникают в дом через неблагословленные трубы. Ведьмы-вещицы опасны тем, кто ложиться спать не перекрестившись или спит без креста, без пояса, навзничь. Появляясь в избе, сорока-оборотень словно парализует беременную, которая не может пошевелиться. Вещица, птица людоедка - воплощенная судьба и смерть однотвременно (представления о смерти как о похищении, поедании - одни из древнейших).
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Ведьма птица. Предвестница, предсказательница в поверьях XIX-XX вв. В XIV в. Митрополит Алексий заклинал ведьм – сорок. "Своеобразное занятие, характеризующее сороку-вещицу (обычно бесхвостую), - похищение плода из чрева беременных женщин. Ведьмы - сороки летают ночью по домам и крадут еще неродившихся младенцев, заменяя их головнями, вениками, кусками сырой свинины. (Перм.Обл.)"голиками, лягушками, которые потом рождаются с даром слова" (Самар.обл.)".
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Ведьма сорока. В XIV в. митрополит Алексий заклинал ведьм-сорок. Заклинал их согласно народному преданию Иван Грозный. По царскому указу навезли со всех сторон в Москву ведьм и переметчиц «и рассадил их по крепостям со строгим караулом, чтобы не ушли. Тогда царь отдал приказ, чтобы всех привели на площадь. Вышел сам царь на площадь и велел обложить ведьм соломой. Когда навезли соломы и обложили кругом, он приказал запалить со всех сторон, чтобы уничтожить всякое колдовство на Руси. Охватило полымя ведьм - и они подняли визг, крик, мяуканье. Поднялся густой черный столб дыма, и полетели из него сороки, одна за другою - видимо-невидимо. Значит, все ведьмы - переметчицы обернулись в сорок и улетели обманули царя в глаза.». Обернувшись сороками, ведьмы - вещицы (чаще всего две) могут действовать как «обычные» ведьмы: выдаивать коров, портить людей (реже летать на шабаш, красть Луну). Своеобразное занятие, характеризующее сороку-вещицу (обычно бесхвостую), - похищение плода из чрева беременных женщин. Ведьмы-сороки летают ночью по домам и крадут еще не родившихся младенцев, заменяя их головнями, вениками, кусками сырой свинины (Перм.); голиками, краюшками хлеба, льдинками, головнями (Вятск., Том., Забайк., Оренб.); лягушками (Забайк.); кирпичами (Том.); «голиками или головешками, которые потом и рождаются с даром слова» Две ведьмы-сороки могут вредить беременной по большей части в отсутствие мужа. Даже мужу с трудом удается изгнать вещиц (вещеек) выстрелами из ружья — и только во время третьей беременности жены. Появляясь в избе, сорока-оборотень словно парализует беременную, которая не может пошевельнуться. В забайкальском сюжете беременная женщина видит похищающих ребенка сорок-вещиц, но не в силах шевельнуться и отогнать их: «Она могла рассказать об этом только утром, а через три дня умерла». Подложенная сороками-вещицами вместо ребенка краюшка хлеба относительно безвредна, но от голика и льда женщины мучаются, могут умереть. Похитив ребенка, вещицы иногда съедают его тут же, на печном шестке. «Делают это вещицы без злобы, — считали в Сургутском крае, — так как питаются таким образом». Очевидно, что вмешательством сорок-вещиц крестьяне объясняли отклонения в течение беременности и родов. Вещица предопределяет, «вещает» участь матери и младенца, она их персонифицированное будущее. «Вещицы являются в виде сорок — в величину лукошка, садятся где-нибудь на крыше и щекочут. Если кому случится увидеть эту щекотунью, то следует только разорвать на себе рубашку, или разломить вилы, или переломить на колено лутошку, и тогда ведьма из оборотня падает к ногам обнаженная и просит помилования — и в это время можно что угодно делать с ней» (Оренб.). Вещицы-сороки не имеют оседлого жительства во Вселенной, а странствуют из государства в государство, из края в край, и горе тому народу, который они полюбят» (Ефименко).
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Такой образ женщины-птицы отмечен еще в палеолите Евразии, а в Центральной Европе в бронзовом веке существовали специальные погребальные урны в виде грубоватых женских фигурок с крыльями (Рыбаков). У русских XIX–XX вв. подобные воззрения (возможно, оказавшие влияние на формирование образа сороки-вещицы) прослеживаются лишь осколочно. Две сороки-вещицы, пожалуй, единственный в традиции XIXв. отчетливо «парный» женский персонаж, который может быть соотнесен с двумя птицами (как и с двумя богинями) — традиционной формулой русской народной вышивки, росписи. Можно предположить, что роль такой пары птиц-женщин была многообразной и значительной, связанной с «магией жизни», где крылатое женское божество — хранительница начал бытия.
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Славянские птицы-девы

Сообщение МАРИТА » 19 сен 2016, 11:41

Глухарка
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Глухарка. Птица сна. Приходит только во сне. Её изображение помещалось на детских колыбельках.


Жар-птица
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Жар-птица - скорее всего, имеет прямого прототипа из мифологических птиц, а именно Феникса.Питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. эта волшебная птица может исполнять желания, и сила её до конца людьми не изведана.
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Крылья многоперьвые с большими перьями. Хвост как маленькое крыло с ярко выраженными перьями. В славянской мифологии огненная птица размером с павлина. Об ее оперение можно запросто обжечься. Выпавшее перо еще долгое время сохраняет свойства оперения Жар птицы. Оно светится и дает тепло. А когда потухнет перо то оно превращается в золото. Жар-Птица стережет цветок папоротника. Воплощение бога грозы, в славянских сказках чудесная птица, которая прилетает из другого (тридесятого) царства. Это царство — сказочно богатые земли, о которых мечтали в давние времена, ибо окраска Жар-птицы золотая, золотая клетка, клюв, перья. Она питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие, и по значению своему совершенно тождественными с живою водою. Эта птица — воплощение лучезарного бога солнца и в то же самое время бога грозы. Во всяком случае, она создается народным воображением из представлений о небесном огне-пламени, и сияние ее так же слепит глаза, как солнце или молния. В русской сказке Жар-птица и Василиса-царевна ее добывает герой, Жар Птица оживляет героя, убитого братьями, уносит на себе героя от яги. Жар-птица живет в тридесятом царстве или у Кощея Бессмертного, в райском саду, окружающем терем Царь-девицы. Перья жар-птицы блистают серебром и золотом, глаза светятся, а сидит она в золотой клетке. В глубокую полночь прилетает она в сад и освещает его собой так ярко, как тысяча зажженных огней; одно перо из ее хвоста, внесенное в темную комнату, может заменить самое богатое освещение; такому перу, гласят сказания, цена ни много ни мало — побольше целого царства, а самой птице и цены нет. Она питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие, а желчь ее возвращает потерянное зрение. Когда поет жар-птица, из ее раскрытого клюва сыплется скатный жемчуг. За этой птицею, приносящей великое счастье тому герою, который овладеет хоть одним ее пером, отправляются один за другим в неизведанный путь сказочные добры молодцы. Древнегреческое предание о Фениксе, который, состарившись, взмывает в солнечную высь, зажигает от молнии гнездо свое и сам в том огне сгорает, чтобы потом возродиться, имеет нечто родственное со славянскими преданиями о жар-птице. Связана она также с огневым богом Рарогом, птицей Семаргл — также символом огня. Когда поет Жар-птица, из ее раскрытого клюва сыплются перлы, т.е. вместе с торжественными звуками грома рассыпаются блестящие искры молний. Иногда в сказках Жар-птица выступает в роли похитительницы. «Вот полночною порой/ Свет разлился над горой./ Будто полдни наступают:/ Жары-птицы налетают » (П.П. Ершов. «Конек-горбунок»). В восточнославянской сказке Жар-Птица - чудесная птица, размером с павлина. Перья ее светят голубым светом, а подмышки малиновым.
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

А когда потухнет перо то оно превращается в золото. Жар-Птица стережет цветок папоротника.



Желя и Карна

Желя и Карна. Эти две скорбные девы словно черные, зловещие птицы, летят вслед за всяким войском, выступившим в поход, однако богатая пожива не приносит им ни счастья, ни довольства. Их удел — горькие слезы над убитыми, беспредельная жалость к умершим людям — не зря ведь в древности кладбище называлось "жальник". Желя и Карна летают над полем брани и оповещают, кому погибшим быть. А после боя Желя сидит над мертвыми телами, склонив голову, и оплакивает убитых. Ей вторит Карна, которая в этот миг как бы воплощает в себе всех тех, кто будет оплакивать героя у него дома.
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Славянские птицы-девы

Сообщение МАРИТА » 19 сен 2016, 13:13

Матерь Сва.
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Божественная птица. Согласно дощечкам Велеса, Вышень или Вышний (Всевышний) передает Знание (Веды), или Огонь Веры, русским людям через своего посланца Птицу Матерь Сва. Матерь Сва славу поет и эти слова исходят от Птицы Вышня, из Сварги над Русью летящей. И его же огонь даёт Матерь Сва, и Она славу приносит на крыльях своих праотцам нашим. И кличет Матерь Сва к Всевышнему, посылающему ветер лесами огонь очагам нашим, тогда Он приходит на помощь.Матерь Сва - Матерь Русская. Степь. Матерь Солнца. Птица, инкарнация Великой Матери - Лады. Покровительница Руси. В Велесовой книге образ птицы Сва совмещает образы многих фольклорных птиц, прежде всего - птицы Гамаюн. Матерь Сва бьёт крылами по бокам своим с двух сторон, как в огне вся сияя светом и бросается на врагов – готов и гуннов. И все перья Её иные: красные, синие, рыже-бурые, желтые, и серебряные, золотые, и белые. И так же сияет, как Солнце - царь, и идёт Она близ Ясуни, и так же сияет седьмой красой, завещанной от богов. И Перун, увидев Её, возгремит громами в том небе ясном


Семаргл

Семагрл. Птица-конь.
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Птица-лебедь, к которой, возможно, восходит бог огня Семаргл. Бог огня. Семаргл. Симург. Сэнмурв. Огнебог. Божество, из семи (или восьми) божеств Владимирского пантеона. Представляется священным крылатым псом (собакой), который сторожит посевы, под его опекой происходит прорастание. Инкарнацией Семаргла является птица Рарог. Он же, вполне возможно, Рарожек - сын Сварога, по чешским средневековым источникам. Есть предположения, что Семаргл - это некая "священная собака", что это "крылатый пес" Переплут, а отсюда и собако-птица, и птице-дева, и просто птица с непонятными функциями.
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку




Рухх. Птица Нуг и Ногай у русских.
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Имя Рухх арабского происхождения, но есть у неё и другие имена: Нуг и Нагай на Руси, Симург в иранской мифологии. На Востоке издавна рассказывали о гигантской птице Рухх (или Рук, Страх-рах, Ногой, Нагай). Кое-кто с ней даже встречался. Происхождение этих птиц описывается только в иранских мифах, где говорится, что Птица Симург произошла от существа по имени Сэнмурв - в иранской мифологии это крылатый морской пес, тело которого покрыто рыбьей чешуей. Птица Рухх очень известна в арабских мифах и легендах, из арабских сказое "Тысяча и одна ночь" (цикл о Синдбаде-мореходе). Знаменитые путешествия Синдбада-морехода с детства пленяли наше воображение. Этот сказочный герой пережил невероятные приключения. Дух захватывало уже только от одного его полета на гигантской птице рухх, история о которой кажется совершенно неправдоподобной. Между тем при всей своей фантастичности рассказ имеет под собой некоторые основания. Известно, что большинство сказок о Синдбаде восходят к записям, сделанным капитаном Бузургом ибн Шахрияром. Этот арабский капитан — реальный человек, живший в X веке и записывавший показавшиеся ему интересными рассказы о дальних странах путешественников, купцов и капитанов кораблей. При этом он в меру возможностей стремился отделить правду от вымысла, в его сочинениях, как правило, описываются не фантастические, а действительно существующие страны, а в качестве рассказчиков выступают знакомые ему современники. Интересно, что в записях Бузурга ибн Шахрияра повествуется о гигантских птицах, причем основная сюжетная линия рассказа полностью совпадает со сказками Синдбада о птице Рухх. Для средневекового человека существование этой птицы было делом само собой разумеющимся. Не только сказочный Синдбад-мореход, но и вполне реальный флорентийский путешественник Марко Поло, посетивший в XIII веке Персию, Индию и Китай, слышал об этой птице. Он поведал, что монгольский хан Хубилай однажды отправил на поимку птицы верных людей. Гонцы отыскали ее родину: африканский остров Мадагаскар. Самой птицы они не видели, но привезли ее перо: длиной оно было двенадцать шагов, а стержень пера в диаметре равнялся двум пальмовым стволам. Говорили, что произведенный крыльями Рухх ветер валит человека с ног, когти ее подобны бычьим рогам, а мясо возвращает молодость.
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Но попробуй поймать эту Рухх, если она может унести единорога вместе с тремя нанизанными на ее рог слонами! Знали эту чудовищную птицу и на Руси, называли Страх-рах, Ног или Ногой, придавали ей еще новые сказочные черты. «Ног-птица так сильна, что вола поднять может, по воздуху летает и четырьмя ногами по земле ходит», — повествует древнерусский «Азбуковник» XVI века. Тайну крылатого гиганта попробовал разъяснить еще знаменитый путешественник Марко Поло: «Зовут эту птицу на островах Руком, а по-нашему не называют, но то — гриф!» Толькосильно подросший в человеческом воображении. Место обитания. Живёт птица Рухх в разных местах её замечали и лесу на вершине самого высокого дерева, и в горах, настолько высоких, что откуда человек сам спуститься не может, и в под землёй так глубоко, что человек не может подняться. Но самая известная птица Рухх была замечена Синдбадом - Мореходом на острове далеко в океане (об этом. далее). Внешний вид. С виду птица напоминает орла, только размерами куда огромней; она так громадна и могуча, что лапами своими хватает слона и поднимает его в воздух. Люди, видевшие эту птицу, утверждают, что крылья ее в развороте достигают с края до края шестидесяти шагов, а перья имеют в длину восемь шагов и соответственную ширину. Окрас птицы бывает белый, пёстрый или радужный. Клюв длинный и острый. Образ жизни у этой птицы не особ отличается от других птиц. Вьёт гнёзда, откладывает яйца и высиживает их. Размер яйца добрых полсотни шагов в окружности. Высиживают яйца в одиночестве, поэтому иногда улетают от них, но, тем не менее, отличаются большой заботой о потомстве. Птицы не злобны и на людей не бросаются наоборот если в ней хорошо отнестись, то и помочь может, например, вынести из глубокой пещеры, спустить с высокой горы, или перенести с острова на сушу. Однако птица отличается прожорливостью и ест очень много поэтому во время перелёта необходимо запасти много еды, иначе это может вам стоить собственной плоти. Согласно легендам: когда у неё подрастает птенец, то она разжигает костер и бросается в огонь, а также этой птице приписывались свойства бессмертия.
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

Вернуться в ДУХИ И МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА СЛАВЯН

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


@Mail.ru