Регистрация




Духи славян и их разновидности
Последнее сообщение МАРИТА
08 ноя 2017, 23:40

Берегиня
Последнее сообщение МАРИТА
17 дек 2016, 19:13

Огневица
Последнее сообщение МАРИТА
29 ноя 2016, 14:48

Полуверец, полуверок
Последнее сообщение МАРИТА
21 ноя 2016, 21:00

Грифон
Последнее сообщение МАРИТА
10 ноя 2016, 16:31

Симуран
Последнее сообщение МАРИТА
10 ноя 2016, 16:20

Лизун
Последнее сообщение МАРИТА
09 ноя 2016, 15:43

Анчутка
Последнее сообщение СЕНАМИРА
08 ноя 2016, 22:14

кикимора
Последнее сообщение МАРИТА
08 ноя 2016, 03:40

Чёрт
Последнее сообщение МАРИТА
08 ноя 2016, 01:54




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!

МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Полуверец, полуверок

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Полуверец, полуверок

Сообщение МАРИТА » 21 ноя 2016, 21:00

Полуверец, полуверное существо, полуверок — заклятый, проклятый, похищенный, пропавший без вести человек; ребенок, погибший некрещеным; оборотень.
Изображение
Полуверица, полуверка — существо в облике женщины, тождественное полуверцу; чертовка.
Изображение
«Полуверцы живут семьями и являются в человеческом образе» (Новг.).
Изображение
Полуверцы, полуверицы имеют человеческое обличье, но «попадают под вид нечистой силы» и считаются «чем-то средним между нечистыми духами и людьми» (Волог.). В поверьях Новгородчины полуверцами могут именоваться существа, «близкие к нечистой силе», оборотни (ср.: полуверующий — «связанный с нечистой силой» — Новг.).
Изображение
Полуверицы и полуверцы сохраняют некоторые привычки, обычаи людей, они веруют по-христиански, но как бы «наполовину»: «Полуверицы даже ходят в церковь, молятся до Херувимской песни, а потом уходят и являются к молебну, идут из церкви, пятясь задом» (Волог.) (ср. также полуверец, полуверок — «принявший другую веру» — Пск., Твер.).

Полуверцы почти неотличимы от людей, лишь застегиваются на «неправильную» сторону: мужчины — по-женски; женщины — по-мужски. В повествовании из Вологодской губернии полуверка — «баба в красном сарафане» — идет на богомолье к соловецким угодникам (но движется словно бы под землей, выходит из ямы).

Обитание под землей — существенная черта, которая может отличать полуверков, «живущих невидимо в ямах, курганах и канавах»: «Это души некрещеных младенцев и людей, проклятых и увлеченных лешими» (Новг.) <Герасимов, 1910>. Отметим, однако, что «курганы и ямы» для местообитания проклятых — по общерусским поверьям — не характерны.

В той же Вологодской губернии на полуверицу смотрели и несколько иначе: она существо, оторванное от людей, но «не принятая в сонм нечистой силы». Пока участь полуверицы не определена окончательно, она скитается, не находя покоя: «Матка выругает дочку, и она уйдет, потеряется. Вот про них говорят: полуверок. Оны все ходют и плачут, пока не приняты»; «Одна ходила коров искать, а там на мосту танцевание у чертов. А одна у них была не принята, вот женщина и видела, как плакала она. Это полуверок называется».
Изображение
Находящиеся посредине между людьми и нечистыми полуверки, как и другие проклятые, пропавшие, могут и вернуться к людям, и навсегда затеряться среди нечистых духов. Возвратить полуверка непросто: вначале необходимо найти и остановить «вечного скитальца», чтобы накинуть на него разрушающий заклятье, проклятье крест. Вернуть полуверка может и колдун, а также молитвы родных, молебны (см. Водило, Леший, Проклятые).
Изображение
Полуверное существо, упоминаемое в сообщении из Новгородской губернии, сходно с нечистым (и по описанию — преимущественно с домовым, дворовым) духом: «Случается, что на лошадь или корову садится седок — полевой, дворовый, лесной или другое невидимое „полуверное“ существо, то есть не то что злой дух, черт — нет. Это один из тех духов, которые иногда покровительствуют любимому животному, человеку, дому, входят даже в храм, где и пребывают, как известно, до пения „херувимской песни“. Такой „седок“ усаживается невидимо на крестце животного, и раз он сел, ничем другим не согнать его, как только четверговой (приготовленной в Великий четверг. — М. В.) водою» (брызгая меж ушей и вдоль спины) <Вересов, 1895>. Очевидно, что здесь полуверный — не «находящийся между нечистой силой и людьми», но «между злыми и нейтральными представителями нечистой силы». Тем не менее название «полуверные» для нечистых духов больше нигде не отмечено.
Изображение
Власова Марина
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

Вернуться в ДУХИ И МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА СЛАВЯН

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


@Mail.ru