Регистрация




Космы, волосы
Последнее сообщение МАРИТА
08 янв 2017, 15:11

Что такое ГОЙ ЕСИ
Последнее сообщение МАРИТА
18 дек 2016, 15:35

КАМНИ В СЛАВЯНСКОЙ ТРАДИЦИИ.
Последнее сообщение ведьма
28 ноя 2016, 09:21

Кто такие славяне?
Последнее сообщение МАРИТА
05 ноя 2016, 12:12

Боги по принципу действия
Последнее сообщение МАРИТА
05 ноя 2016, 12:11

Символика Воды у славян
Последнее сообщение МАРИТА
20 сен 2016, 00:46

Алатырь-камень
Последнее сообщение МАРИТА
19 сен 2016, 22:36

Мировое древо
Последнее сообщение МАРИТА
19 сен 2016, 22:31

О явлении умерших во снах
Последнее сообщение МАРИТА
05 авг 2016, 02:50

Луна, месяц - солнце мёртвых
Последнее сообщение МАРИТА
05 авг 2016, 02:08




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!

МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Ирий,Вырий

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Ирий,Вырий

Сообщение МАРИТА » 29 ноя 2015, 16:52

Ирий, сад Вырий

Ирий

В славянском язычестве, славянской мифологии, помимо таких терминов, как Явь, Навь и Правь, обозначающих три мира, существует и такой термин, как Ирий или Вырий. Ирий - это, если можно так выразиться, славянский рай. Особый мир, который отличается красотой, блаженством, беззаботностью и всеми другими качествами, которые обычно приписываются такому месту. Местоположение Ирия может отличаться в зависимости от различных версий поверий в ирийский сад. По одним представлениям, Ирий находится на небе или на небесной тверди; по другой версии, Ирий находится в ветвях мирового древа; по третьей версии - это очень далекий мир или некая параллельная реальность, где живут души, достигшие особого развития, добившиеся особых заслуг и так далее.

Вырий или, как его ещё называют, Сад Вырий - прообраз рая. Древние славяне верили, что именно в Ирий улетают на всю зиму птицы и уползают змеи. В этот цветущий рай уходит на ночь Солнце, прячется на всю зиму тепло, дожди, туда же уходят предки. Ирий можно связать с одной из форм Нави, то есть иным миром. О том, что Ирий находится в кроне мирового древа, рассказывают различные мифы и сказки, в которых говорится, как какой-нибудь герой находит высокое дерево, стебель растения, взбирается по нему наверх и обнаруживает там прекрасный сад, где живут невиданные животные, существа, предки и Боги. Такие сказания присутствуют у многих народов мира.

Стоит отметить, что Ирий (Ирей, Вирий, Вырой) присутствует во многих верованиях славян, расселившихся по всей Европе, а также у народов восточных и азиатских стран. Его называют сказочной страной, страной, которая находится далеко на юге, небесной страной, подземной страной. В Чехии этот рай называют - Irij, в Польше - Wyraj. Первое письменное упоминание этого термина на Руси найдено в «Поучении» Владимира Мономаха.


С Ирием связано множество разнообразных и крайне интересных поверий. Например, первой в Ирий на зимовку улетает кукушка. Происходит это по той причине, что у кукушки хранятся ключи от Ирия. Она отпирает врата, и тогда следом пускаются все остальные птицы, насекомые, змеи и так далее. Также кукушка прилетает первой с наступлением весны и по звуку первого весеннего кукования люди понимают, что врата Ирия отперты и вскоре к людям вернутся птицы, насекомые, весенние боги, тепло, радость, счастье и души предков, которые по этим же поверьям возвращаются в мир людей либо в виде птиц, либо на крыльях птиц и насекомых. Считается, что птицы и змеи отправляются в Ирий 14 сентября (праздничный или особый день, который также называют - Закрытие Сварги), возвращаются на 26 марта. Также с открытием Ирия или Сварги, открываются врата для дождей и для небесных коров-туч, которые выходят пастись на небесных лугах и орошают землю своим животворным молоком (дождём). В связи с отлетом птиц в Ирий, у славян существуют особые ритуалы, одним из которых является погребение птичьего крыла в начале осени.

По другому поверию, ключи от Ирия хранятся не у кукушки, а у жаворонка. Миф гласит, что на заре времён ключи хранились у вороны, но та прогневала Богов, те отняли ключи у вороны и отдали их жаворонку. С тех пор жаворонок заведует вратами райской страны. Есть миф о том, как ключи от Ирия получила не кукушка и не жаворонок, а ласточка. Он повествует о том, что у ворона изначально было два ключа от Ирия. За то, что ворон громко каркал и тревожил души, Боги повелели отдать ключи ласточке. Ворон отдал один ключ, а второй оставил себе. Ласточка стала стыдить его, и тогда ворон со злости вырвал клок из хвоста ласточки, и с тех пор ласточка имеет раздвоенный хвост. Второй ключ ворон всё же оставил себе и пользуется им, когда ему нужно добыть в Ирие живую или мёртвую воду.

Путь в Ирий может лежать либо через дерево, на вершине которого и можно обнаружить дивный сад, либо через землю (именно так туда попадают змеи), либо через воду (омуты, трясины, водовороты). Исследователь Ф. Безлай выдвинул точку зрения, что само понятие и происхождение слово Ирий связано с водой. Судя по этой версии, слово «вырий» восходит к и.-е. *uir* «водоем, море» (ср. лит. jura «море»). Эту версию поддержал другой исследователь О. Н. Трубачев. Это могут подтверждать и различные гидронимы - Вырья, Вырец, а слово водоворот ранее звучало как - «вир». Некоторые другие понятия могут опровергнуть эту версию, например, в белорусском и украинском языках о перелётных птицах по осени говорят «ляцяць у вырай» и «летіти у вирій», что, мягко говоря, никак не соотносится с водной стихией.

С Ирием связаны многие сказки и мифы. В Ирие растёт дерево с молодильными яблоками. Есть такое поверие, что здесь текут три реки - из мёда, молока и пива или из меди, серебра и золота. В Ирие есть мёртвая и живая вода, там души пребывают в блаженстве, благоухают цветы и поют ирийские птицы. Именно в Ирие обитают всем известные мифологические птицы - Сирин, Алконост, Гамаюн, Стратим и другие. Иногда Ирий находится на вершине мирового древа, иногда наоборот - мировое древо растёт в Ирие и на ветвях этого древа живут души умерших и ещё не родившихся людей. Птицы (вспомните историю про аиста, который приносит детей, и о котором известно всем с детства) приносят души в этот мир именно из Ирия. При помощи птиц души покидают Ирий и приходят в Явь для того, чтобы повидаться с родственниками, помочь живым или же возродиться в новом теле. Здесь мы можем увидеть, как древнее представление о душах, покидающих Навь на птицах для нового рождения, со временем превратилось в шуточную байку об аисте, который в клюве приносит младенцев.

Вообще образ Ирия или Вырия - это и есть Навь, только в самом лучшем своём воплощении или виде. Ирий - это благодатная Навь без признаков какого-либо негатива. Ирий можно считать той же Навью, однако не будет ошибочным и толкование, что Ирий - это отдельная часть Нави. Если Навь подразумевается нами, как обширное и бесконечное пространство или потусторонняя реальность с множеством миров и уровней, то Ирий больше представляется как некая обособленная страна или обособленный мир, где вечность царят красота, блаженство и безмятежность.
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Re: Ирий,Вырий

Сообщение МАРИТА » 29 ноя 2015, 16:55

Река Смородина и Калинов мост

Река Смородина и Калинов мост
Река Смородина является практически одним из главных символов в славяно-языческой мифологии. Огненная река, которую пересекает Калинов мост, является предметом бесконечных обсуждений. Смородину искали среди настоящих рек и даже находили некоторые соответствия; ей приписывают исключительно сказочное происхождение; её считают рекой вокруг мира мёртвых; реку Смородину считают трансцендентным, мистическим проявлением и так далее. Но обо всё по порядку.
Река Смородина - это Огненная река. Само название "Смородина" имеет древнее толкование. Смородина - красный или огненный цвет. Есть и ещё одна трактовка этимологии слова "Смородина". Существует предположение, что произошло оно от древнерусского слова "смород", который обозначал сильный и резкий запах, иногда вонь, смрад, а иногда очень приятный сильный запах, к примеру "смородом" назывались даже благовония. Даль в своих записях называет ягоду смородину - ягодой поречкой, то есть растущей по берегам рек. То же самое относится и к Калиновому мосту. Калина - ярко-красный цвет, огненный, раскалённый. И калина (ягода, кустарник) и Калинов мост имеют одинаковое происхождение и относятся к слову "калить", "накалять", "раскалять", т.е. нечто очень горячее и раскалённое до красна. Таким образом, мост может называться так и потому что он раскалён до красна, и потому что он калёный, и потому что перекинут через раскалённую или красную реку. Кроме того, в заговорах мост через реку называют и медным.
Академик Борис Рыбаков выдвинул другую точку зрения. По его мнению Калинов мост назывался таковым вовсе не из-за того, что был калёным, раскаленным или красным, а потому что был выполнен из веток калины. Эту версию Рыбаков обосновал древностью мифа, которая относится к тем временам, когда люди охотились на мамонтов и ставили ловушки-ямы, покрывая их тонкими слоем веток. Мамонт не видел угрозы и падал вниз, оказываясь в ловушке. Мамонт же, или другое большое животное, также стал прототипом и для мифологического чудовища, который всегда присутствует возле Калинова моста. Здесь же Борис Рыбаков обосновал и Огненную реку, ведь мамонтов загоняли в ловушки при помощи огненной цепи, которая устраивалась загонщиками из травы или кустарников.
Стикс, Харон
Река Смородина отделяет мир живых от мира мёртвых. Преодолеть её возможно только перейдя по мосту, который называют Калиновым. Стоит сказать, что река мёртвых существует и в других древних верованиях. Например, в древнегреческом язычестве существовала река Стикс (река, по которой переправляются души в царство Аида), которую мёртвые пересекали не по мосту, а в лодке перевозчика Харона, а также Лето (река забвения) и Ахерон (река скорби). По своей сути, река, что называют огненной - препятствие на пути души, которую она должна преодолеть, чтобы покинуть границу мира живых и вступить в мир мёртвых, оделённых друг от друга непреодолимой стеной огня.
Упоминаний о реке Смородине и Калиновом мосту сохранилось очень много. Эти названия фигурируют в сказках, былинах, заговорах. «Как через реку огненную перекинут мост каленый, так пойду я по тому мосту, поведу за руку хворь-болезнь, отправлю хворь-болезнь на берег темный, распрощаюсь с нею словами сильными: ты уйди, болезнь, из тела (имя больного), убирайся, хворь, на берег темный свой. ». В этих древнерусских сказаниях и магических заговорах эту же реку часто именуют Пучай-рекой, то есть бурлящей и вспучивающейся от жара.
Как уже говорилось выше, Калинов мост соединяет два мира. Однако преодолеть его не так-то просто. На пути в царство Мораны сказки часто рисуют самые опасные препятствия. Одним из самых распространённых является страшный охранник - Змей. С этим змеем в сказках и былинах нередко сражаются богатыри и герои. К таким сказаниям можно отнести: «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»), «Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст усы на семь верст», «Иван-Быкович» (иначе «Иван — коровий сын»), «Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и другие. В этих народных сказках, которые являются очень древними мифами, интерпретированными на новый лад под воздействием времени и новой установившейся религии, главным противником героев является многоглавый змей, которого также называют "Чудо-Юдо", иногда "Змей-Горыныч".
В былинах и сказках часто упоминается Баба-Яга, которая как раз живёт рядом с рекой и мостом, и, вероятно, является поздней заменой Змея или Чуда-Юда. Хотя, может быть, что всё совсем наоборот, а изначально именно богиня, которую в народе принято называть Баба-Яга (некий сказочный вариант Мораны), охраняет Калинов мост или помогает пройти душе из мира живых в мир мёртвых.
Калинов мост символизирует собой не только физическую смерть, как переход из земной жизни в загробную, но и символическую смерть. Например, Калинов мост часто употреблялся в обрядовых свадебных песнях: невеста символически умирала, оставляя прежнюю жизнь позади, переходила символический Калинов мост и вступала в новую жизнь, как бы перерождаясь, преодолев Огненную реку.
Существовали традиции, связанные с рекой Смородиной, и в погребальных обрядах древних славян. Совершая особые погребальные ритуалы, люди символически переходили через Калинов мост. Кроме того, вокруг погребального костра зажигали кругом ещё один костёр, который охватывал центральную краду. Именно этот охватывающий костёр, исследователи относят к поверьям в реку Смородину и её важность в жизни после смерти. К пересечению по смерти загробной реки относится и древняя традиция сжигать умерших в лодках и ладьях.
Река "Сестра"
Многие исследователи пытались и пытаются до сих пор найти в реке Смородине и Калиновом мосту не просто мифологический образ, но реальный гидроним, то есть реально-существующую реку, которая и послужила основой для создания мифов. Так, например, есть предположение, что Река-Смородина относится к одной из рек в окрестностях Санкт-Петербурга, которая носит название - река "Сестра". Дело в том, что изначальное название реки является Систерйоке, что в переводе с финского - река Смородина, Систер - смородина, йоке - река. Подтверждает это предположение и сообщение из легенд, что река Смородина бурливая, а вокруг неё топкие болота, что мы можем наблюдать на реке Сестре. Ещё одной версией реального прототипа легендарной реки является Река Почайна в Нижнем Новгороде и Киеве. Исследователи пришли к выводу об их тождественности потому, что во многих былинах и мифах Смородина именуется не иначе, как - Пучай-река, что очень близко по схожести с Почайной. Существуют также мнения, что реальная Смородина: река Кызыл-су в Приэльбрусье на берегах которой даже существует Калинов мост; река Смородинная в Брянской области у селения Девять Дубов; Снепород (левый приток Днепра); Москва-река (в записи Кирши Данилова (XVIII в.) герой песни “Молодой солдат утонул в Москве-реке, Смородине”) и так далее. Как бы то ни было, ни одно из этих предположений не смогло занять прочного положения и до сих пор они существуют только лишь в виде версий.

© Денис Блинцов
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

Вернуться в МИРОПОНИМАНИЕ

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


@Mail.ru