Регистрация




Гребень
Последнее сообщение МАРИТА
13 мар 2017, 09:17

Посуда из дерева
Последнее сообщение МАРИТА
14 янв 2017, 20:54

На крепкое здоровье
Последнее сообщение МАРИТА
14 янв 2017, 20:15

Валенки
Последнее сообщение МАРИТА
08 янв 2017, 15:40

Печь - сердце русской избы
Последнее сообщение МАРИТА
05 янв 2017, 18:46

Исследование славянской одежды
Последнее сообщение МАРИТА
05 янв 2017, 15:37

Особые места в русской избе
Последнее сообщение МАРИТА
22 дек 2016, 22:56

Рушник
Последнее сообщение МАРИТА
22 дек 2016, 22:53

Обычаи наших предков
Последнее сообщение МАРИТА
17 дек 2016, 22:40

О славянских вышивных оберегах
Последнее сообщение МАРИТА
17 дек 2016, 19:07




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!

МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Печь - сердце русской избы

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Печь - сердце русской избы

Сообщение МАРИТА » 19 сен 2016, 20:05

НАРОДНОЕ ПОВЕРЬЕ: ПЕЧЬ – СЕРДЦЕ РУССКОЙ ИЗБЫ

В одной старинной загадке-притче говорится: «В теплом царстве стоит пещера каменная, а в пещере лютый змий: и как бывает в царстве том стужа, змий раскручинится, и начнет у него изо рта пламень огненный исходити и из ушей кудряв дым метатися, а из очей искры сыплются». Не трудно догадаться, что речь идет о крестьянской избе («теплое царство»), русской печи («пещера каменная») и огне («пламень огненный» изо рта змия).

В представлениях древних славян огонь относили к основным стихиям их языческого мироздания. Народная мудрость гласит: «Огонь – царь, вода – царица, земля – матушка, небо – отец, ветер – господин, дождь – кормилец, солнце – князь, луна – княгиня».

В «Слове некоего христолюбца и ревнителя правой веры» есть упоминание о поклонении огню на Руси «…огневи ся молять, зовущи его Сварожицемь». Огонь согревал и освещал жилище, на нем готовили пищу, к тому же он воспринимался как посредник между богами и человеком. Немудрено, что к нему относились со священным трепетом и поклонялись как божеству. Вместе с ним предметом поклонения было огнище, или очаг, в котором этот огонь постоянно хранили и поддерживали. Позже таким очагом на Руси была русская духовая печь, о которой в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».

Огонь, в том числе и тот, который находился постоянно в печи, представлялся славянам живым существом. Огонь не прощал тем хозяевам, которые бездумно раздавали соседям из печи горячие уголья, чтобы те разожгли от них свою печь. Вместе с угольями дом могли покинуть счастье и благополучие. В самых крайних случаях, когда у соседей было безвыходное положение, уголья все же одалживали, но с условием, чтобы их вернули сразу же после того, как они смогли разжечь свою печь. Однако в те дни, когда крестьяне выезжали в первый раз в поле на весеннюю пахоту, огонь из печи нельзя было выносить ни под каким предлогом. Считалось, что огонь домашнего очага способствует приумножению и сохранению урожая. Если в эти дни одолжить угольков соседу, то хлеб не уродится, либо будет потрава.

В день зимнего солнцеворота, когда солнце поворачивало на лето, а зима на мороз, западные славяне совершали обряд почитания огня домашнего очага. Если крестьянке в зимнее время приходилось рожать на печи, роды у нее принимала бабка- повитуха, которая была в каждой деревне. В это время родственники роженицы следили за огнем в печи и поддерживали его. Согласно поверью, огонь очага связан с человеком невидимыми нитями. По тому, как горел огонь, судили о здоровье будущего ребенка.

Связь с предками тоже осуществляется через огонь, разведенный во дворе (обряд жечь перины) с приговором: «Ты святой огонек и серенький дымок, несись на небо, поклонись моим родителям, расскажи им, как мы все здесь поживаем».

Происходит слово огонь от праслав. формы ognis, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. огнь, ст.-слав. огнь (др.-греч. πῦρ), русск. огонь, укр. вого́нь, болг. о́гън, сербохорв. о̀гањ, о̀гња, словенск. ògǝnj, чешск. oheň (род. п. ohně), словацк. оhеň, польск. ogień, в.-луж. woheń, н.-луж. hogeń. Форма ognis родств. лит. ugnìs (род. п. ugniẽs), вост.-лит. ùgnis, латышск. uguns, др.-инд. agníṣ м. «огонь», хеттск. agniš, лат. ignis из *egnis.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. – СПб.
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Печь - сердце русской избы

Сообщение МАРИТА » 05 янв 2017, 18:46

«Печка греет, печка кормит, печка лечит».

По убеждению наших предков, магическая сила пылающего в печи огня имела очистительную сил. Она уничтожала в человеке болезни. Поэтому именно перед устьем печи принимались многие оздоровительные процедуры.

Целебную силу имел не только огон, но и все, что имело отношение к печи, начиная от кирпичей и скрепляющего их раствора (опечины) и закачивая золой и древесным углем. Особыми целебными свойствами отличались не только настои и отвары, но и повседневная еда, приготовленная в русской печи.

От простудных заболеваний на печке исцелялись за один-два дня. При легкой простуде больному давали выпить порушки (отвара сухой малины с медом) и отправляли на печку с наказом прижимать пятки к горячим кирпичам так долго, «сколько терпеть можно». На другой день после такой процедуры простуду «рукой снимало».

Простуду, а также радикулит народные знахари лечили на печи с помощью «пупошников» - маленьких глиняных горшочков.

После парной бани больного клали на печь животом вниз. Затем разрезали пополам несколько картофелин и в каждую половинку втыкали по три спички или небольшие березовые лучинки. Лучинки поджигали и ставили картофелину на больное место.

Сверху картофелину накрывали «пупошником», который присасывался к коже подобно стеклянным медицинским банкам. Таким же способом ставили все остальные горшочки. Когда через несколько минут «пупошники» отваливались, картофелины убирали, больному давали выпить малинового взвара, накрывали теплым одеялом и оставляли выспаться на печи до утра.

В иных местах, перед тем как залезть на печь, больной принимал ванну из снеговой воды. В печи в больших чугунах предварительно растапливали собранный на огородах снег.
Одновременно нагревали в топливнике один или несколько песчаных камней. Снеговую воду выливали в большую бочку, поставленную у печи. Вслед за этим в бочку бросали нагретый на огне камень. Когда вода от камня нагревалась, в бочку опускался больной и сидел в воде до тех пор, пока его не прошибал пот. После этого больного обтирали, давали выпить малинового взвара и отправляли на жарко натопленную печь.

ЛЕЧЕНИЕ ПЕРЕД УСТЬЕМ ПЕЧИ
Согласно одному старинному поверью, печной огонь способствует заживлению кровоточащих ран и порезов. Например, порезал человек по неосторожности палец, и кровь продолжает сочиться сквозь ветошку или бинт.

Если в это время в доме топится печь, помочь горю считалось не таким уж трудным делом. Достаточно было кусочек окровавленной ветошки повесить на почтительном расстоянии от огня, где-нибудь над шестком так, чтобы жара сильного не было и в то же время тепло ощущалось. Считалось, что как только ветошка высохнет, так и кровь остановится, а рана затянется.
Однако если кто по неосторожности двинет ветошку слишком близко к огню, то не только не остановит кровотечение, но и накличет на себя беду. Такова, по мнению наших пращуров, сила чудесной связи человеческого организма с огнем родного очага.

Лечение печной ЗОЛОЙ
Лечение печной золой широко использовалось на Руси, благо она всегда была под рукой в каждой избе.

Например, в старинных лечебниках золой или пеплом рекомендовали лечить излом, то есть ушиб: «Аще у человека излом, еловый пепел смеси с желтком яичным прикладывай к излому...»
Другой рецепт предлагает ушиб «прививать можжевеловым пеплом с яичным белком смеся вельми добро».
Но зола золе рознь, если приходилось лечить болезни глаз, то предпочтительно было ее получать из терна: «Егда бельмо на оце, терние из лесу нажещи, пеплом посыпай, то и лакомство...»
Собранную золу тщательно перемешивали в горшке или корчаге и оставляли на шестке до поры до времени.

Лечение опечиной
Не только уголь и зола, но даже опечина, или печина (пережженная глина, находившаяся в печной кладке между кирпичами) применялась в народной лечебной практике. Опечину перетирали в мелкий порошок, ссыпали в глиняный кувшин, плотно закрывали и хранили до поры до времени. Перед употреблением ее заваривали кипятком и давали пить при лихорадке. Если у грудного ребенка появлялись опрелости, их тут же присыпали просеянной опечиной, и болезненное раздражение кожи довольно быстро исчезало.

Лечение дымом
То, что дым сжигаемых растений может оказывать лечебное воздействие не только при окуривании помещения, но и при вдыхании (ингаляции), было хорошо известно врачевателям древней Руси.
Самым простым древнейшим ингалятором, с помощью которого получали дым с определенными лечебными свойствами, был обычный печной кирпич.
На раскаленный кирпич сыпали измельченную траву, которая тут же начинала тлеть, источая густой ароматный дым. Больной наклонялся над кирпичом и втягивал в себя дым, поднимающийся от травы.
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

Вернуться в ТРАДИЦИИ В БЫТУ

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


@Mail.ru