Регистрация




Гребень
Последнее сообщение МАРИТА
13 мар 2017, 09:17

Посуда из дерева
Последнее сообщение МАРИТА
14 янв 2017, 20:54

На крепкое здоровье
Последнее сообщение МАРИТА
14 янв 2017, 20:15

Валенки
Последнее сообщение МАРИТА
08 янв 2017, 15:40

Печь - сердце русской избы
Последнее сообщение МАРИТА
05 янв 2017, 18:46

Исследование славянской одежды
Последнее сообщение МАРИТА
05 янв 2017, 15:37

Особые места в русской избе
Последнее сообщение МАРИТА
22 дек 2016, 22:56

Рушник
Последнее сообщение МАРИТА
22 дек 2016, 22:53

Обычаи наших предков
Последнее сообщение МАРИТА
17 дек 2016, 22:40

О славянских вышивных оберегах
Последнее сообщение МАРИТА
17 дек 2016, 19:07




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!

МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Посуда из дерева

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Посуда из дерева

Сообщение МАРИТА » 14 янв 2017, 20:54

Посуда из дерева.
С незапамятных времен дерево на Руси было самым любимым материалом. Из него строили дома, делали орудия труда, изготовляли предметы домашнего обихода. И так веками. Из поколения в поколение передавались приемы обработки дерева, умение разбираться в свойствах разных его пород.
Деревянная посуда — один из самых интересных разделов народного творчества. Русские мастера достигли такого совершенства ее форм, что изготов­ленные ими вещи с полным правом можно назвать произведениями скульптуры. А удивительные узоры и краски, покрывающие многие изделия! Обычные ве­щи становились явлением подлинного искусства, в котором сказались и неисчерпаемая фантазия рус­ского народа, и его особое понимание красоты.
Дерево недолговечно, поэтому дошедшая до нас посуда немногочисленна. Большинство изделий - XIX века, а вещей XVII — уже единицы, и встретить их можно только в больших музеях. О древнерусской посуде судить приходится по археологическим раскопкам. Иногда они бывают очень удачны. На­пример, в Новгороде ученые раскопали деревянные миски, ложки, обломки ковшей X—XII веков!
Древняя посуда и более поздняя во многом схожи. Это и понятно: народное искусство традиционно, и многие мотивы — скажем, изображение коней, птиц, солнечных розеток — живут в нем с глубокой древ­ности. В то же время, перенимая ремесло у отцов, бережно сохраняя его основу, каждое новое поколе­ние мастеров вносило и свое собственное понимание старых форм.
Посуда наших предков необыкновенно разнообраз­на. Тут долбленые ковши и точеные миски, жбаны бондарной работы и резные ложки — трудно даже перечислить все виды. Посуда из дерева служила самым разным слоям населения деревни и города, потому спрос на нее постоянно увеличивался. Росло и число мастеров, занимавшихся подобным промыс­лом. В основном это были крестьяне. Они не порывали с главным своим трудом, а выделкой посуды занима­лись чаще всего в зимнее время. Готовую продукцию скупали и развозили по всей России купцы.
Деревянную посуду делали повсюду. Но были и крупные центры — в Московской, Калужской, Твер­ской губерниях; Троице-Сергиев монастырь. Много ее производилось на севере, особенно в Кирилло-Белозерской обители.
В каждом районе преобладали свои, местные, формы посуды и способы ее украшения: тут — кра­сочная роспись, там — искусная резьба. По этим признакам исследователи народного творчества определяют, где выполнена та или иная вещь.
Уже в XVI веке деревянную посуду вывозили для продажи за русские рубежи. Там она чрезвычайно дорого ценилась, особенно в восточных странах. О высоком качестве ее говорит и то, что деревянные сосуды наряду с золотыми и серебряными жерт­вовали в церкви и монастыри. Нередко их препод­носили в дар царям, а те, в свою очередь, жаловали изделия русских мастеров чужестранным послам и монархам.
Какие породы дерева применялись для посудного дела? В богатой лесами стране выбор у мастеров был большой. Брали березу, осину, хвойные породы. Из более мягкой липы резали ложки и ковши-налив­ки, которыми разливали напитки из больших ковшей. В документах порой упоминаются «ложки прямизны» и «ковши коренные» — что это? «Прямизной» называли древесину ствола, а «коренные» сосуды выпол­нялись из мощных корневищ. Крестьянин исполь­зовал все, что давала ему природа: в ход шли дре­весные развилины, луб, кора, даже гибкие корни, удобные для плетения. Особенно прочна и красива была посуда из капа — нароста на дереве, зато она и стоила больших денег.
Многие столетия верой и правдой служила русско­му человеку деревянная посуда. Лишь в прошлом веке начала ее вытеснять более дешевая фабрич­ная — фаянсовая, фарфоровая, стеклянная. Много ли времени прошло, а уже не встретишь на нашем столе ни ковшей, ни братин, ни ендов. Увидеть их можно только в музее: красивые, ладные, необычайно естественные, вещи эти рассказывают нам об удиви­тельном искусстве наших предков. За редким исключением, мы не знаем имен мастеров — даже самые талантливые не подписывали своих работ. Просто передавали умение детям, внукам — всем последую­щим поколениям. Потому и воспринимаем мы эти изделия как творения целого народа.
Древние традиции продолжают жить и в наши дни. Современные мастера Хохломы, Городца, Архан­гельской области бережно хранят и развивают их, создавая новые изделия, украшающие быт человека.
Ковш
Ковш — самый распространенный вид праздничной посуды для напитков. В больших сосудах, вмещавших до нескольких ведер, подавали на стол мед, пиво, квас. Но пили гости из малых ковшей, которые повторяли форму больших. Вместе они составля­ли цельный ансамбль — главное укра­шение стола.
Очень выразительны ковши в виде ладьи или плывущей птицы. Ковш с двумя рукоятями, напоминающими голову и хвост утки, сделан на Север­ной Двине. Название его — скобкарь — очень древнее и сохранилось только на Севере. Обратите внимание на нарядную роспись, которой северо­двинские мастера украшали самые разные предметы крестьянского быта.
Ковш с изображением конских го­лов выполнен в Тверской губернии (ныне Калининская область). Такие сосуды там называли «конюхами». Поверхность их украшали резьбой. В самом центре — геометрическая розетка — древний символ солнца. Да и сама форма ковшей уводит нас в глубокую старину: водоплавающая птица и конь некогда были символами воды и солнца: Во, всяком случае, образец ковша-скобкаря в виде плыву­щей птицы, найденный в свое время на Урале, ученые датируют II тыся­челетием до нашей эры.

Хлебница
Самое почетное место на столе искони занимали хлеб да соль. Неда­ром ими встречали самых дорогих гостей. «Без соли, без хлеба — худая беседа»,— говорили на Руси. Тем не менее: «Хлеб-соль ешь, а правду режь!»
Хлеб хранили в специальных коробейках-хлебницах, для изготовления которых обычно использовали луб - слой между корой и сердцевиной дерева. В такой посуде хлеб не черст­вел и не плесневел. Хлебница, которую вы видите на снимке, расписана рукой талантливого крестьянско­го художника Якова Ярыгина, он жил в начале XIX века в Архангельской области. Это один из немногих народ­ных мастеров прошлого, имена кото­рых удалось установить.

Солоница-стульчик, солоница-уточка.
Соль стоила очень дорого. Потому и сосуды, где она хранилась, с особой заботливостью украшали росписью и резьбой. Известны две основные формы солоницы. Одна — стульчик с поднимающимся сиденьем-крышкой, в котором отразились очертания древ­него княжеского трона. Другая, со спинкой, что одновременно служила крышечкой, напоминала все ту же плывущую утицу.

Братина
Название, вероятно, происходит от «братчин» — праздничных засто­лий, известных по документам с XII века. Обычно у такой посудины шарообразное тулово, перехваченное вверху горлышком-венцом с отогну­тыми краями.
Перед вами одна из самых ста­рых братин, дошедших до наших дней. Она изготовлена в XVIII веке на Русском Севере. Тулово украшено расписным чешуйчатым орнаментом. Над ним — полоса, которая поначалу воспринимается как узор. Но, вглядев­шись внимательнее, мы прочтем: «Господа, гостите, пьяны не напивай­тесь, вечера не дожидайтесь».
Надписи на деревянной посуде не часты. Порой они говорят о месте создания вещи, рассказывают о ее хозяине. Большую ценность представ­ляют даты, тоже иногда встречающие­ся. Если ж их нет, то по манере написа­ния букв ученые-палеографы помога­ют приблизительно датировать пред­меты. Надписи вроде той, что мы прочли, как бы доносят до нас живое дыхание наших предков, как и мы, ценивших веселую шутку.

Ендова, кубки
Другой старинный сосуд для на­питков — ендова. Это круглая чаша, выдолбленная вручную или выточен­ная на станке. А вот носик-слив ма­стер всегда вырезал вручную, украшая его иногда резьбой. Ендовы были самые разные — от совсем маленьких до ведерных.
Ендова на иллюстрации — едва ли не красивейшая в собрании Государ­ственного Исторического музея, бога­то украшенная росписью и резьбой. Сделана она в XVIII веке на Северной Двине. Там же столетием позже изготовлены и кубки. Наряду с малы­ми ковшами, стаканами, чарками куб­ки издавна использовались на Руси во время праздничных пиров.

Два ставца, две ложки
Ставец - наиболее распространен­ная посуда для еды — вытачивался на токарном станке. Он состоял из двух глубоких чаш, одна из них служи­ла крышкой, но можно было исполь­зовать и каждую половину в отдель­ности. Такая вещь особенно удобна в дороге. В документах упоминаются ставцы разной величины; «ставы», «ставцы» и «ставчики». Поговорка же «всякий старец имей свой ставец» указывает на то, что это индивидуаль­ная посуда.

Наконец, ни праздничный, ни обыденный стол не мог обойтись без деревянной ложки. В старой России их делали до нескольких миллионов штук в год. Причем самые разные: из капа — да еще в серебряной оправе; художественной работы — с росписью или резьбой; с укорочен­ным стеблем, чтобы в дороге убирать в ставец. Но большинство составляли самые обычные ложки простой и удобной формы. Ложкарных центров было немало, но к XIX веку самыми попу­лярными стали семеновские ложки, которые изготовляли в Семеновском уезде Нижегородской губернии (те­перь Горьковская область). Отсюда их развозили по всей России и даже в другие страны.

О. СТРУГОВА
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

Вернуться в ТРАДИЦИИ В БЫТУ

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


@Mail.ru