Регистрация




Петух - Царь Будимир
Последнее сообщение МАРИТА
06 апр 2018, 21:13

Волк
Последнее сообщение МАРИТА
24 дек 2016, 07:02

Сокол
Последнее сообщение МАРИТА
27 ноя 2016, 23:43

Белка
Последнее сообщение МАРИТА
27 ноя 2016, 19:23

Росомаха
Последнее сообщение МАРИТА
23 ноя 2016, 01:57

Олень
Последнее сообщение МАРИТА
22 ноя 2016, 22:36

Корова, Бык
Последнее сообщение МАРИТА
10 ноя 2016, 23:36

Конь
Последнее сообщение МАРИТА
10 ноя 2016, 22:25

Кабан, вепрь
Последнее сообщение МАРИТА
10 ноя 2016, 20:22

Заяц
Последнее сообщение МАРИТА
10 ноя 2016, 19:27




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!

МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Собака

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Собака

Сообщение МАРИТА » 10 ноя 2016, 14:25

Изображение
В русском фольклоре собака всегда положительный персонаж, нередко спасающий герою жизнь (в ряде сюжетов преданность пса сравнивается с верностью жены, всегда не в пользу последней). Образ собаки и волка часто встречается в русских сказках. В сказке "Иван-царевич и Серый волк" как раз затрагивается хтоническая сущность волка (собаки): связь его с живой и мертвой водой, оборотнические моменты, но в тоже время он помощник человека. Высоко ценили собак славянские племена.
Еще о 1560 г. некий в самаитском списке попрекал своих соплеменников "почитанием псов". Вошедшее в русский язык слово "собака", употребляющееся как ругательство, имеет татарское происхождение, что объясняет его уничижительный оттенок. Собака одной породы с волком, но с давних времен стала его лютым врагом, защищая-оберегая хозяйское добро. Недаром сложилась неизменно оправдывающаяся в жизни поговорка: "Собака - человеку верный друг!" Заслышит волк собачий лай - сторонкой норовит обойти: знает серый, что зубы-то у этих сторожей острые, а чутье - на диво. О своем верном друге-стороже насказал краснослов - пахарь немало всяких крылатых словец, и все они в один голос говорят о собачьей привязанности, о собачьем нюхе, о собачьей неприхотливости. По собачьему лаю узнает сбившийся с дороги путник, где поблизости жилье человеческое. По нему же загадывают на святки и красные девушки: "Гавкни, гавкни, собаченька, где мой суженый!" Многое множество примет связано с хорошо знакомым деревенскому человеку собачьим нравом. Если собака качается из стороны в сторону - к дороге хозяину; воет пес, опустив морду вниз, или копает под окном ямку - быть в доме покойнику; воет, подняв голову, - ждут пожара; траву ест собака - к дождю; жмется к хозяину, заглядывая ему в глаза, - к близящемуся несчастью; мало ест, много спит - к ненастной погоде; не ест ничего после больного - дни того сочтены на небесах Необходимо сказать о роли волка в славянской мифологии и его связи с собакой. Амбивалентное отношение к волку и собаке в мифологических представлениях приводило к инверсии. Поэтому коротко остановимся на этом моменте. В мифологических представлениях народов волк тесно связан с собакой. Для всех мифов о волке характерно сближение его с мифологическим псом. В представлениях германских народов два волка (Geri и Freki) сопровождали бога войны Одина в качестве его "псов". Именно для индоевропейских мифологических представлений характерно "смешивание" волка и собаки. В славянской мифологии волк также тесно связан с собакой. В славянских поверьях волки находятся в подчинении лешего, который кормит их как "своих собак". У гуцулов волки - "собаки мужских и женских лесных духов".
У славян наблюдается сходство быличек о волке-оборотне и собаке-оборотне, аналогичны обереги от волков и собак. В славянском фольклоре были распространены представления о попеременном превращении людей то в волков то в собак. Известны сказочные мотивы, в которых герой часто является "сыном собаки". У славян же используются заговоры, обращенные к лешему, к святым - повелителям волков, с тем, чтобы они уняли "своих псов". У славянских народов "волчьими пастырями" являются разные святые. У восточных славян, болгар, сербов, хорватов, словенцев, босняков - св.Георгий, который накануне Юрьева дня собирает волков и ездит на них верхом ("русский волк - Юрова собака"; "Волки на Украйне называются хортами или хартами (т.е. собаками) св. Юрия или Юровыми собаками") (Гура 1995: 103-104; Он же 1995а: 411, 413; Балушок 1996: 94-95; Фаминцын 1995: 331). С "песьеголовостью" связаны религиозно-магические комплексы - поедание женских грудей, кормление щенков женщинами, ритуальное убийство младенцев, - известные у славян или приписываемые славянам в древний период данными письменных источников. В литовской мифологии сокол, конь и собака, сожженные вместе с Швинторгом, культурным героем, по-видимому, - классификаторы трех зон космоса (небо - земля - преисподняя), которые стали доступны Швинторгу после смерти Во рту у страшного пса Ярчука из славянской мифологии находится волчий зуб, а под его нижней губой - две гадюки. Согласно русскому поверью, солнечное затмение происходит, когда небесный волк проглатывает Солнце (эта идея была знакома и многим другим народам). По словам выдающегося мифолога XIX века А.Н.Афанасьева, в украинских поверьях Большая Медведица - это запряженные кони; "черная собака каждую ночь силится перегрызть упряжь и через то разрушить весь строй мироздания, но не успевает в своем пагубном деле: перед рассветом побежит она к студенцу, чтобы утолить жажду, а тем временем упряжь снова срастается". В другом варианте этой истории говорится о псе, прикованном на железную цепь возле Малой Медведицы. Пес всячески старается перегрызть свою цепь; "когда цепь будет порвана - тогда и кончина мира".
Знаменитый греческий философ Прокл, живший в пятом веке нашей эры, писал о "Лисьей звезде", которая "постоянно пробует на зуб ремень упряжи, связывающей небо и землю"; древние германцы добавляли, что "когда лиса добьется успеха, мир погибнет". (срав. Рагнарёк) Как доказал известный российский филолог Вяч.Вс.Иванов, мотив змееборства в славянской мифологии вырос из более древнего мотива о героях-кузнецах, сковывающих цепями чудовищного Пса. Что еще существеннее - "на всей территории Евразии указанный мифологический комплекс связан одновременно с Большой Медведицей как колесницей и звездой около нее как собакой, опасной для мироздания, а также и с кузнецами...". В древнерусской традиции связь собаки с загробным миром нашла отражение в былине "Вавило и скоморохи": здесь фигурирует "инишное" царство, которым правит "царь Собака".
В славянских языках выражение "песья вера" бытует в качестве бранного, относящегося к иноверцам. Украинская поговорка: "Жид, лях и собака - все вiра однака". Представление о нечистоте пса находит отражение "нечистых" дней как "песьих". Святки, масленица, купальские дни воспринимаются как нечистое время, ознаменованное ритуальным разгулом и сквернословием. Матерная брань это "песья брань", язык псов, их речевое поведение. Матерщина широко представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения - свадебных, земледельческих, т.е. в обрядах, связанных с плодородием; является необходимым компонентом таких обрядов и носит безусловно ритуальный характер. В дохристианской Руси в Киеве действительно существовал пантеон семи славянских богов - языческих символов: Перуна, Велеса, Стрибога, Мокоша, Дажебога, Сварога и объединяющего их - Семаргла (Симаргла), о которых упоминается в "Повести временных лет".Семаргл-Семиглав-Семиглавий, он же Руевит - бог войны. Он изображался с семью мечами за поясом и восьмым - в правой руке. В таком виде его образ установлен на острове Рюген (Балтика). Сенмурв называется иранским и кавказским крылатым богом с собачьей головой. На Руси его называли Паскудью или Переплютом. Переплют упоминается в "Слове святого Григория об идолопоклонстве" в связи с танцами и ритуальными возлияниями. По мифологии изображение волка (пса) является тюркской эмблематикой. Волк (пес, собака), по преданию, является спасителем всех этнических тюрков.
Изображение
Собака одной породы с волком, но с давних времен стала его лютым врагом, зашищая-оберегая хозяйское добро.
Недаром сложилась неизменно оправдывающаяся в жизни поговорка: «Собака - человеку верный друг!» Заслышит волк собачий лай - сторонкой норовит обойти: знает серый, что зубы-то у этих сторожей острые, а чутье - на диво.
О своем верном друге-стороже насказал народ немало всяких крылатых словец, и все они в один голос говорят о собачьей привязанности, о собачьем нюхе, о собачьей неприхотливости. По собачьему лаю узнает сбившийся с дороги путник, где поблизости жилье человеческое.
По нему же загадывают на Святки и красные девушки: «Гавкни, гавкни, собаченька, где мой суженый!» Многое множество примет связано с хорошо знакомым деревенскому человеку собачьим нравом. Если собака качается из стороны в сторону - к дороге хозяину; воет пес, опустив морду вниз, или копает под окном ямку - быть в доме покойнику; воет, подняв голову, - ждут пожара; траву ест собака - к дождю; жмется к хозяину, заглядывая ему в глаза, - к близящемуся несчастью; мало ест, много спит - к ненастной погоде; не ест ничего после больного - дни того сочтены на небесах.

Как-то на Рождество грянули морозы, да такие лютые, что воробьи на лету замерзали.

Ну и пожалел хозяин собаку, впустил на ночь в хату. А хозяйка вздыбилась:

- Да где ж такое водится, чтобы псина рядом с людьми спала?! Чай, не кошка, не околеет и на дворе.

Начал хозяин ее уговаривать, а она ни в какую. Даже поругались не на шутку и спать легли отдельно.

Глубокой ночью пробудилась молодка оттого, что кто-то ее душит.

Открыла глаза и обомлела: нависло над нею косматое чудовище, горло сжимает лапами мохнатыми.

Хочет она закричать, а не может - язык уж отнялся.

И тут вдруг выскакивает из-под лавки пес, который туда забился, чтобы на глаза сердитой хозяйке не попадаться. Выскакивает да как кинется на мохнача! Сцепились они драться, только шерсть летит клочьями.

В конце концов начал одолевать пес непрошеного гостя, и тот юркнул в дверь. Собака кинулась следом, громко лая.

Тогда проснулся хозяин, зажег лампу, таращится, ничего не понимает спросонок: жена лежит насмерть перепуганная, двери настежь, клубы морозного воздуха ползут в избу.

С трудом отпоил жену квасом - она все ему и рассказала.

- Да наш-то Буян тебя от Шерстнатого спас, - хозяин говорит. - Не то задавила б нечистая сила!

С той поры в морозы хозяйка сама зазывала своего спасителя в избу. Да и не только в морозы!

Изображение


ОБИДА

Пошел как-то мужик на охоту и взял с собой любимую собаку. При возвращении настигла его темная ночь, а идти надо было мимо кладбища. Дошел - вдруг вываливается из какой-то могилы мертвец в белом саване и кидается на прохожего. Тут собака вцепилась в саван, потом и до костей добралась и ну упыря трепать почем зря! Мужик обернулся, видит такое дело - и со всех ног деру домой.

А собака до тех пор дралась с упырем, пока петухи не запели и он не рухнул обратно в могилу. Прибежала домой вся в крови да ранах - и на хозяина кинулась, злая-презлая. То из рук его ела, а тут норовит до смерти загрызть.

- Что такое? - говорит мать-старуха. - Что с собакой сделалось? И кто ее так изорвал, бедную?

Мужик возьми и расскажи, как было.

- Ой, неладно, сынок, - говорит мать. - Собака за то осердилась, что ты не подал ей помощи, только себя спасал, а она ведь за тебя билась. Гляди - не простит она тебя.

- Ничего, простит! - сказал глупый мужик. - Вот как посажу ее на цепь да перестану кормить, так еще и на брюхе ползать станет!

Как ни корила его мать, посадил он спасительницу свою на цепь.

Настала ночь, тот упырь вывалился снова из могилы и, помня обиду, пошел искать собаку, чтобы расквитаться с ней. Шатался по деревне, пока не нашел ее на цепи. Вскочил во двор, а собака усталая, силы у нее уже не те.

Непременно загрыз бы ее упырь до смерти, когда б мужик в окошко не глянул. Не спалось ему - совесть мучила, что с верным другом нехорошо обошелся. Вот видит такое дело, выскочил на крыльцо и ка-ак заорет петухом!

Упырь до чего испугался неурочного крика - саван подобрал и дал деру на кладбище. Рухнул в могилу и крышку гроба поскорей закрыл.

А хозяин перекрестился да первым делом верную собаку с цепи освободил, напоил-накормил, прощения попросил, совсем как у человека. Ну, она его тоже простила, ведь он должок вернул.

А в могилу того упыря на другой же день забили осиновый кол, так что больше его никто и не видывал.



А. РЕМИЗОВ. СОБАЧЬЯ ДОЛЯ

Собака у Белуна - Белка. Станет старик хлеб к ужину резать, Белке горбушку даст - первый кусок. И всегда он так делал: Белке первый кусок.

- Мы едим Белкину долю, - сказал как-то раз дедушка. - У человека доля собачья.

- Как так - собачья?

- Раньше все не так было, не такое. И земля была не такая. Ржаной колос с земли начинался у самого корня и был метлистый, как у овса. Ни косить, ни жать нельзя было, подрезали колосья каменным шилом, чтобы не растерять зерна. И хлеба было всем вволю.

И случилось однажды, вышел Бог странником на поле, вышел Бог посмотреть, как живут на земле его люди. А как людям жить? Известно, и хлеба по горло - сыты, так другим чем возьмутся друг друга корить - осатанели!

Идет странник по полю, радуется: зерна так много, колос полный от земли до верхушки. И весь день ходил странник до вечера, а вечером на ночлег собрался.

Туда постучит, сюда попросится - никто его не пускает.

Гонят странника.

«Еще стащит чего!» - вот у каждого что на уме: страшно за добро, хоть девать-то его некуда, добра всякого.

Вошел странник к богатым в богатый дом. Не просился он на ночлег - просит кусок хлеба - милостыню. А пекла хозяйка блины, увидала странника, разругалась на чем свет стоит, турнула за дверь. Да вгорячах схватила блин, вытерла блином грязную лавку - кошкин след дурной, кинула блин вдогонку.

Поднял странник блин, положил в котомку, пошел в поле.

«Нет уж, ничем, видно, сытого не проймешь! Ему горя нет! Осатанел человек в вольготе!»

Разгневался странник и, став посреди поля, позвал страшную тучу.

И поднялась на его зов страшная туча. Загремела гроза.

Палило огнем, било градом, смывало дождем.

УЖ не кричат, не вопят - остолбенели: ведь все хозяйство пропало, весь хлеб погиб, все колосья ощипаны. И один лишь остался маленький колос на длинной соломе.

Черно, пусто, голо на вольготной богатой земле.

- Тут-то вот Белка и вышла из конурки, - рассказывал добрый белый Белун. - Видит собака - дело плохо, с голода подохнешь, и выбежала в поле, да как завоет. «Ты чего, Белка, воешь?» - «Есть хочу!» И тронули бога собачьи слезы, снял бог грозную тучу. Засветило солнце, пригрело. И остался на земле маленький колос - собачий, что Белке за слезы ее пришлось от бога, маленький колос собачий, на длинной соломе. С той поры и едят люди долю собачью. Наша доля собачья!
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Собака

Сообщение МАРИТА » 10 ноя 2016, 14:29

Тотем собаки
Изображение
Испокон веков собака - лучший друг человека, а потому символ верности, бдительности и мужества. Собаке древние приписывали силу исцеления - греки связывали ее с Асклепием (Эскулапом). Преданность считалась главной добродетелью собаки, а по представлениям египтян и греков, верный четвероногий друг следовал за своим хозяином в загробный мир. Собака (Сириус) была священным животным вестника богов Гермеса (Меркурия) и Артемиды (Дианы) - богини охоты, а также спутницей Гекаты - покровительницы ночной нечисти и колдовства - и Ориона. Во многих культурах бытовало представление, что собаки - посредники в общении с царством мертвых, поэтому египетский бог Анубис изображается с головой шакала, а Цербер - в виде трехголовой собаки; собаки Аида олицетворяют тьму и опасность; в скандинавской мифологии пес Гарм охраняет подземный мир. Некоторые африканские племена считают мудрого пса первопредком - основателем цивилизации и подателем огня. Если собака твой тотем, задай себе вопросы: достаточно ли предан своим друзьям? Не обманывают ли друзья твоего доверия? Верен ли ты самому себе? Не следует ли тебе больше времени уделять играм и развлечениям? Изучи местность, в которой живешь. Собака знает свою территорию в мельчайших деталях, и если она стала твоим тотемом, энергия этого места будет затрагивать тебя лично. Будь бдителен и осторожен, не иди туда, куда хочется, изучай свой путь.
Изображение
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

Вернуться в ЖИВОТНЫЕ

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


@Mail.ru