Регистрация




КЛИПОТ
Последнее сообщение МАРИТА
27 фев 2020, 12:13

Определение Каббалы
Последнее сообщение МАРИТА
12 янв 2020, 16:09

Основы каббалы
Последнее сообщение МАРИТА
12 янв 2020, 16:07

10 сефирот
Последнее сообщение МАРИТА
12 янв 2020, 15:59

Схемы Древа Жизни и их описание
Последнее сообщение МАРИТА
12 янв 2020, 15:49

Сотворение мира, непроявленный Бог и природа зла
Последнее сообщение МАРИТА
12 янв 2020, 15:41

Имена Бога - объяснение и использование
Последнее сообщение МАРИТА
12 янв 2020, 15:31

Суеверия. Каббала.
Последнее сообщение МАРИТА
04 сен 2019, 09:04

Восхождение, преобразование и гнозис
Последнее сообщение МАРИТА
02 сен 2019, 17:44

Порядок нисхождения миров: миры Ацилут, Брия, Иецира
Последнее сообщение МАРИТА
02 сен 2019, 13:12




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!

МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Основы каббалы

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Основы каббалы

Сообщение МАРИТА » 12 янв 2020, 16:07

Основы Каббалы в пяти частях

В этой главе я расскажу, что такое Каббала, и вы поймете, что понять и освоить ее не так уж сложно. Часто, разделив материал на несколько основных частей, мы можем разобраться в нем гораздо быстрее, чем если пытаемся охватить сразу все целиком. Разбив эту тему на части, я объясню потом, как их объединить в единую систему.

К сожалению, эта глава самая сложная, поэтому сначала я приведу несколько определений основных понятий, а в следующих главах расскажу о них более подробно. Мне кажется, вы должны иметь четкое представление о тех понятиях, которые рассматриваются в этом курсе, чтобы лучше понимать, о чем будет идти речь в следующих главах. Поэтому я настоятельно рекомендую вам прочитать эту главу медленно и внимательно.

Еще один момент, на который следует обратить ваше внимание, прежде чем мы окунемся в мир Каббалы. Это способы, которыми я буду обозначать еврейские буквы с помощью букв английского алфавита. Иногда я просто буду записывать еврейские слова английскими буквами (в нижнем регистре), а иногда буду использовать прописные буквы, чтобы вы знали, как это слово пишется на иврите.

Я решил, что использовать знаки еврейского алфавита в этой работе будет нецелесообразно, поскольку читателям было бы затруднительно регулярно искать, как называется та или иная буква еврейского алфавита. Также я постарался, чтобы написание всех названий и терминов соответствовало их традиционному представлению в книгах о Каббале. Тем не менее существует ряд особенностей, о которых я хочу сразу сказать.

Прежде всего, в еврейском алфавите не существует гласных букв. Гласные звуки обозначаются специальными значками, расположенными над или под буквой, и используются для смыслового выделения и подчеркивания значения слова. Итак, это означает, что все двадцать две буквы еврейского алфавита на самом деле согласные.

Буква Алеф обозначает гортанную смычку (глухой гортанный взрывной согласный звук, получаемый смыканием голосовых связок, которые затем под напором воздуха резко размыкаются со взрывным звуком). Буква Аин обозначает звонкий фарингальный фрикатив (который не произносится и на письме в русском языке никак не обозначается, например Даат). Буква Тав обозначает глухой альвеолярный взрывной согласный, который произносится как звук «т».

Буква Хет обозначает глухой фарингальный фрикатив (произносится как звук «х»), а буква Вав используется для записи гласных и может обозначать либо звуки «о» или «у», либо согласный звук «в». Буква Бет обозначает твердый согласный звук «б», если употребляется в начале слова, или мягкий согласный звук «в», если стоит в середине слова, но только если она не удваивается (в еврейской письменности в середине букв ставится точка с целью изменить либо удвоить соответствующий согласный звук; эта точка называется дагеш). То же самое верно и для буквы Пе, которая также может обозначать два звука - «п» или «ф».

Буква Цади обозначает согласный звук «ц». Она относится к той небольшой группе букв, которые имеют различное написание в зависимости от положения в слове. Буква Куф, как и буква Каф, обозначает увулярный согласный звук, похожий на русский звук «к», но произносимый глубже в горле. Остальные буквы похожи на русские согласные звуки. В иврите в большинстве слов ударение, как правило, падает на последний слог.

Разобраться в Каббале будет намного проще, если вы выделите наиболее важные части, которые дают возможность рассматривать ее и как целостную структуру, и отдельно каждую часть. Вот эти пять частей:

Десять Сефирот;
Двадцать два Пути;
Сотворение мира и Три Завесы Небытия;
Четыре Мира и Четыре Тонких Тела;
Древо Жизни.

Все эти понятия были описаны в священных текстах Ветхого Завета, который называется еврейской Библией, или Танах. Но пусть происхождение этого учения не пугает вас, потому что оно, хотя и восходит к Библии, со временем претерпело значительные изменения и наполнилось новыми идеями, заимствованными из греческой философии. С самого начала Каббала представляла собой смесь различных метафизических убеждений, объединивших традиционные философские течения (еврейское, греческое и гностическое) в одну дисциплину.

Десять Сефирот, Двадцать две Буквы и теория Эманации

Во-первых, прежде чем мы перейдем к обсуждению этих пяти основных вопросов, давайте проясним значение слова «сефирот». Это множественное число существительного женского рода «сефира», что с иврита переводится как число (не сфера), хотя для обозначения слова «число» обычно употребляется другое слово.

Еврейские писатели, как правило, используют слово «миспарим», когда речь идет о числах [18, р. 23]. (В квадратных скобках даются ссылки на книги, которые автор приводит в списке рекомендованной литературы.) Оба слова, и «сефирот», и «миспарим», имеют один и тот же корень на иврите - SPhR, что означает «писать, говорить, считать, перечислять». Это касается и слова «сефер», что означает «книга». Однако в эзотерике Число называют словом «сефира». Таким образом, Десять Сефирот известны как десять особых чисел, с помощью которых была создана структура мира.

Использование числа десять в качестве мистической концепции сотворения мира, скорее всего, было заимствовано из греческой философии, в первую очередь у Пифагора, хотя существуют и другие, собственно еврейские, источники [18, р. 21]. Число десять важно просто потому, что на двух руках у человека вместе десять пальцев. Таким образом, для человека эта система нумерации является универсальной. Одна из самых ранних систем счисления основывалась на числе десять, и это число стало ассоциироваться с идеями полноты и целостности. Поэтому существование Десяти Сефирот может быть истолковано как обладание (владение) полным набором чисел, из которых происходят все остальные числа и нумерация в целом.

Помимо десяти чисел, существуют также двадцать две буквы, из которых состоит еврейский алфавит. Согласно ранним еврейским источникам («Сефер Йецира»), материальный мир был создан с помощью не только Десяти Сефирот, но и Двадцати двух Букв еврейского алфавита. Поскольку слово символизирует вещь, которую оно обозначает, то проявиться эта вещь может только посредством этого символа.

Таким образом, Бог с помощью чисел (геометрия) и букв (слова силы) сотворил материальную и духовную Вселенную. Они (числа и буквы) представляют собой неотъемлемую часть Каббалы и являются источником всего проявленного мира. Сотворение мира часто изображается как процесс, называемый эманацией (что означает «истечение, распространение»). Этот термин появился в греческой философии поздней античности. Первая эманация называлась Единство, или Монада, так как она была первой сущностью, возникшей в таинственном процессе творения.

Основной предпосылкой сотворения мира, как считается в Каббале, является Монада, которая из-за своего врожденного желания создавать вызывает серию эманаций [22, р. 61-65], а те, в свою очередь, последовательно проявляют как духовную, так и материальную Вселенную, такой метод создания, от высшего к низшему, представляет собой процесс, называемый инволюцией.

Это слово означает, что высшая форма, такая как Дух, вселяется в низшую форму (разум и тело). Соответственно восхождение физических лиц к Богу называется эволюцией. Таким образом происходит создание вначале самых абстрактных состояний бытия (Бога), а затем низших - множества духов и материальных форм, которые существуют в нашем сегодняшнем мире.

Этот процесс эманации делится на три уровня, состоящих из диалектических триад, где окончательная эманация, представляющая собой материальную Вселенную, становится десятой точкой, а также четвертым уровнем. Диалектическая триада является философской основой для определения всего, что состоит из тезиса, антитезиса и синтеза.

Рис. 1. Простая диаграмма Древа Жизни
Изображение
Гармоничный союз двух противоположных идей содержится в третьей, которая сочетает в себе две предыдущие вместе; в этом и заключается сущность сотворения мира в Каббале. Эти диалектические триады повторяются на каждом уровне Духа, Разума и Души и называются Сефирот. Десятая точка, которая представляет собой уровень материальной Вселенной, но не представлена триадой, также является одной из Сефирот. Она находится внизу, отдельно от всех. Можно сказать, что всякая вещь отражает в себе Бога, потому что самый низший уровень материального существования был создан по образцу самой Монады (рис. 1).

Эманация обладает таинственным свойством быть непрерывной, поскольку она не ограничена ни пространством, ни временем, и это означает, что она происходит везде одновременно. Но, хотя процесс сотворения мира посредством эманаций является непрерывным, существуют все же стратегические препятствия, или завесы, которые возникают между уровнями Духа и Разума.

Эти препятствия известны как Большая Бездна, которая представляет собой пропасть между Духом и Разумом, и Малая Бездна, которая выступает как стена междy Разумом и Душой.

Большая Бездна имеет большее значение, чем Малая Бездна, потому что она представляет собой более значительный разрыв между состояниями сознания. Однако эти препятствия не совсем обычные. С ними сталкиваются только те соискатели, которые восходят к высшим мирам и ищут путь к воссоединению с Богом, причем данные препятствия не наносят ущерба исходящим от Бога эманациям.

Именно по этой причине они называются кольцом непроходимости, потому что допускают прохождение эманаций, но препятствуют восхождению душ. Таким образом, они представляют собой временные барьеры, и их преодоление зависит только от индивидуального уровня развития сознания отдельного человека.

Сефирот можно рассматривать как упорядоченную последовательность чисел от 1 до 10, своего рода арифметическую прогрессию, которая простирается от Единого Бога к нашему материальному миру. Каждый новый этап представляет собой копию более низкого порядка предыдущего более высокого уровня, с его общей структурой и неотъемлемой целостностью, унаследованной от своего предшественника. Некоторые называют эту прогрессию Великой цепью бытия - одно из названий описанного процесса.

Анализируя Десять Сефирот, можно увидеть влияние неопифагорейской и стоической философии [18, р. 26]. Неопифагорейцы объединили учение Пифагора о божественности чисел с учением Платона об идеях и в результате приравняли простые числа к мыслям (идеям) Божества.

К тому же процесс эманации напоминает математический процесс, где числа как простые идеи постепенно приобретали божественные формы на основе сакральной геометрии. И только в окончательном выражении материя наполнялась значением за счет конденсации этих идей.

Таким образом, становится очевидным тот факт, что идея причастности чисел к процессу сотворения мира посредством эманаций берет свое начало в пифагорейской философии. Она включает в себя, в частности, теорию взаимодействия бинарных противоположностей и получающуюся в процессе этого взаимодействия гармоничную триаду (диалектические триады).

Последние являются результатом идеального объединения пары. Эти сизигии, производные от философского термина сизигия, обозначают пары противоположностей, которые существуют как три пары на уровнях Духа, Разума и Души. Каждая последующая триада происходит от предыдущей. Такое определение было преднамеренной адаптацией греческой математической философии.

Идея эманационизма не была новой, когда ранние каббалисты впервые использовали ее. Неоплатоники еще в III-IV веках в полной мере развили эту концепцию. Она была принята гностиками того же или более позднего периода и использовалась для создания очень сложной системы эманаций.

Гностицизм был ранней формой религиозного оккультизма, в котором практиковались техники, необходимые для постижения таинственного и божественного знания, называемого гнозисом (интуитивной мудростью).

Все это происходило за два или три века до написания первой, наиболее полной книги о Каббале, которая называлась «Сефер Йецира».

Но независимо от формы эманационизм как концепция обозначает процесс, который можно представить в виде потока воды, выливающегося из совершенного источника, который затем кружится в неистовом водовороте от высших сфер к низшим и в итоге возвращается обратно.

Еще я хотел бы обратить ваше внимание на то, что в процессе сотворения мира более высокий уровень сохраняет все свои атрибуты и не становится менее значимым при создании низшей формы. Он, по сути, остается неизменным, изолированным и целостным. Это не означает, что более высокий уровень не знает о своем «потомстве». Наоборот, он очень много знает о нем, но при этом ему не нужно вступать во взаимодействие с более низким уровнем, чтобы тот ожил и наполнился уникальным самосознанием.

Таким образом, существует Десять Сефирот, или Чисел, которые представляют переход от Единого Бога к материальному миру, и эти десять этапов можно рассматривать как атрибуты Единого Бога - так они и воспринимаются в Каббале.

Монизм и Сотворение Мира

Язычники, несомненно, скажут, что концепция Единства представляет собой своего рода монотеизм, или монизм, и что она чужда современным языческим убеждениям. Если вы являетесь ярым политеистом, то концепция Единого и Всеобщего Бога несовместима с вашими убеждениями. Тем не менее сама концепция существования Божества является действительно сложной, и в этом заключается парадокс. Что я имею в виду, когда говорю, что существование Божества парадоксально? Позвольте мне объяснить.

О Божестве можно говорить как о человеческом существе с определенным набором характеристик. Часто одной из этих характеристик является пол, поскольку Божество, как известно, может быть либо мужского, либо женского пола, либо иметь перекос в ту или иную сторону.

Божество того или иного пола можно отнести к архетипическим мужскому или женскому аспекту Божества исключительно на основе критерия пола. Дуотеизм Бога и Богини (например, в Викке (Викка - западная неоязыческая религия, основанная на почитании природы.)) в конечном счете ведет человека к мысли об их объединении, и подобный союз представляет собой высшее Божество.

Если мы признаем, что сущность Божества парадоксальна, тогда вполне возможно восприятие отдельного Бога или Богини, союза Бога и Богини или объединение всех богов в лице Единого Бога в качестве вариации одного и того же понятия в ситуации, когда они будут сосуществовать в рамках объединенной концепции Бога.

Но даже если рассматривать Божество как неделимую сущность, например как в анимизме, это приведет лишь к мысли, что разные божества представляют своего рода союз, в котором все противоположности в конечном счете объединяются в единое целое. Тем не менее в Каббале проблема с этими противоречивыми представлениями о Божестве решена. Таким образом, Каббала проверяет, насколько одновременно действительны, полны и корректны представления о Боге во всех мировых религиях.

Монада, которая является первым материальным объектом, также имеет свой источник, и именно он стал причиной дискуссий авторов Каббалы на тему таинственного создания Вселенной из ничего.

Эта концепция довольно трудна для понимания, и мы вернемся к ней позже, чтобы обсудить ее более подробно. Иудеи верили в концепцию Божества, которое не имеет имени, является непознаваемым и невидимым (не проявляется), и именно это непроявленное Божество является первоначальным источником всего созданного, в том числе и Единого Бога.

Таким образом, Единый Бог явился из Божественной бесконечности (Ничего), которая предшествовала всем мирам и являлась их источником. Эта Божественная бесконечность представляет собой Три Завесы Небытия, которые называются Эйн (Ничто), Эйн Соф (Бесконечное Ничто) и Эйн Соф Аур (Безграничный Свет).

Создание Всевышнего Бога из Ничего было спорной концепцией оккультизма, которую еще до недавнего времени точные науки яростно оспаривали. Три Завесы Небытия обволакивают Бога и его эманации и при этом существуют как таинственный и невыразимый источник, который также является Ничем.

Если десять чисел участвуют в процессе сотворения мира посредством божественных эманаций, то двадцать две буквы еврейского алфавита представляют собой пути, по которым духовно развитые существа могут вернуться к Единому Богу.

Так как именно с помощью этих букв были написаны Священные Писания, такие как еврейская Библия, считается, что они содержат тайные знания и силу творения и могут также помочь в воссоединении индивидуальных душ с Единым Богом. Некоторые считают, что Священное Писание на самом деле было написано непосредственно разумом Бога для быстрого духовного обогащения и просвещения людей; другие считают, что эти священные тексты были написаны людьми, контактирующими с Богом.

Таким образом, Двадцать два Пути являются средством, с помощью которого соискатель может духовно развиваться в процессе посвящения. Если эманацию Божественных чисел можно представить в виде молнии, падающей с неба на землю, то двадцать две буквы являются обходным путем, по которому все Божественные числа могут вернуться обратно к Богу, и этот путь можно представить в виде большой змеи.

Оккультисты XIX века связали эти Двадцать два Пути с двадцатью двумя картами Таро. Эта ассоциация оказалось настолько блестящей, что стала одним из наибольших вкладов, который сделал Орден Золотой Зари (магический орден, действовавший в конце XIX века в Великобритании) в процесс возрождения современного оккультизма.

Четыре Мира и Четыре Тонких Тела

Помимо Десяти Чисел и Двадцати двух Букв, в Каббале существует еще и Четыре Мира. Они представляют собой большие этапы эманации, каждый из которых также состоит из Девяти Чисел, или Сефирот, расположенных в виде триад, с десятой Сефирой, находящейся внизу. Их можно также рассматривать как целые миры, в каждом из которых есть собственные Десять Сефирот. Любой подход имеет смысл, хотя большинство каббалистов считают, что Четыре Мира отличаются.

Эти Четыре Мира представляют собой отдельные планы бытия, где самый высший - Абсолютный план, или Мир Эманаций, следующий - Духовный план, или Мир Сотворения, третий - Ментальный план, или Мир Создания, и последний - Материальный план, или Мир Действия.

В некоторых системах оккультизма рассматриваются четыре различных уровня бытия, таких как Минеральный, Растительный, Животный и Человек, каждый со своим собственным циклом инволюции и эволюции. Такова система, предложенная французским оккультистом Жаном Дюбуа в его работах по Каббале и Спагирической Алхимии. Вариации на эту тему можно найти и в других европейских оккультных системах.

Мы также можем рассматривать Четыре Мира как представляющие четыре стихии, где Абсолютному плану соответствует стихия Огня, Духовному - Вода, Ментальному - Воздух и Материальному - Земля. На основе этих соответствий может показаться, что четыре стихии возникли именно в этой последовательности. Тем не менее, чтобы избежать путаницы, еврейские каббалисты (на основе книги «Сефер Йецира») рассматривали возникновение четырех стихий так же, как и появление первых четырех Сефирот. Таким образом, Монада приравнивалась к Святому Духу и называлась еврейским словом «руах», что также означает «дыхание».

Из Духа появилась вторая Сефира, которой был Воздух, и эта стихия считалась первичным элементом, потому что была такой же бесформенной и невидимой, как и сам Творец. Затем Воздух породил Воду и Огонь, и таким образом появились первые четыре Сефирот.

Первичный элемент - Воздух - создал Двадцать две Буквы, Вода - Вселенную, а Огонь - Престол Славы и множество ангелов. Затем с помощью Двадцати двух Букв было создано все материальное. Такое появление четырех стихий довольно сильно отличается от описанного выше, и этот факт остается одним из парадоксов, связанных с ними. Оба варианта считаются правильными и точными до тех пор, пока вы используете их последовательно.

Десять Чисел, или Сефирот, также проецируются в Четырех Мирах и образуют своего рода градуированный спектр, в котором каждая Сефира является частью каждого из миров. Эту концепцию можно представить как структуру Древа Жизни, существующую в каждом из Четырех Миров, или как отдельную Сефиру, разделенную на четыре уровня. Ключевыми словами являются Эманации, Сотворение, Создание и Действие (рис. 2).
Изображение
Рис. 2. Четыре Мира и Древо Жизни

Так как Десять Сефирот проецируются в Четырех Мирах, они оставляют след в каждом из них. В результате появляется в общей сложности 40 Сефирот. Если вам кажется, что это многовато, представьте себе, что Двадцать два Пути также могут проецироваться в Четырех Мирах, и тогда появится в общей сложности 88 Путей. Добавьте это число к 40 Сефирот, и вы получите в общей сложности 128 соответствий! По мнению каббалистов, мы способны понять только 32 соответствия (Десять Сефирот и Двадцать два Пути) самого низшего Мира - Материального плана. Именно на нем мы и сосредоточимся.

Как вы понимаете, эти ограничения представляют собой размер предполагаемой пропасти, которая существует между нами и Абсолютным Духом по уровню сознания. Но в каждом человеке живет богоподобное существо, благодаря которому возможно общение и соединение с Единым Богом.

Это подводит нас к следующей теме, в которой мы обсудим Четыре Тонких Тела.

Так как есть Четыре Мира, то вполне естественно, что должно быть и Четыре Тонких Тела, существующих в каждом человеке. Четыре Тонких Тела подобны Четырем Мирам, за исключением того, что они являются миниатюрными версиями четырех космических миров. Разница между ними так же существенна, как между тем, что каббалисты называют Макрокосмом и Микрокосмом, которые являются совершенно разными уровнями бытия - космическим и вариациями земного. Часто каббалисты тщательно разрабатывают количество тонких тел, увеличивая их число до семи или даже до одиннадцати, но для наших целей достаточно и четырех.

Божество, которое находится внутри человека, на иврите называется Йехида и обозначает аспект Божества, живущего внутри нас. Представьте себе, что это своего рода наша связь с Абсолютным планом.

Следующим уровнем является дух человека, который называется Нешама, или наше интуитивное Я. Разум называется Руах, а эмоциональное тело - Нефеш. Эти Четыре Тонких Тела связаны с Четырьмя Мирами. Мы не только рассмотрим их более подробно, но и узнаем, как чувствовать и понимать эти тонкие тела с помощью особых техник медитации и энергетических точек на теле, которые, по восточной традиции, называются чакрами.

Древо Жизни

Схематическое представление о строении мира, которое объединяет Десять Сефирот, Двадцать два Пути, Три Завесы Небытия и Четыре Мира в единую композицию, называется Древо Жизни. Эту модель иногда называют глифом, так как она похожа на букву или составной символ и имеет внутреннюю форму и конкретный смысл.

Существует предположение, что нынешнее изображение Древа Жизни изначально придумал Моше Кордоверо в середине XVI века, и это изображение было не единственной версией. Поэтому если вы изучаете Каббалу на основе еврейских источников, то заметите, что изображение Древа Жизни, приведенное в них, несколько отличается от того, которое обычно встречается в современных оккультных книгах.

Более подробно все эти версии и их толкование мы рассмотрим позже, но имейте в виду, что Древо Жизни является лишь моделью, демонстрирующей единство каббалистических элементов. Мы не должны путать модель с тем, что она представляет, так же, как мы никогда не путаем карту с той местностью, которая на ней изображена (рис. 3).
Изображение
Рис. 3. Древо Жизни и Пути

Польза модели Древа Жизни заключается в том, что она объединяет все пять элементов Каббалы. Ее также можно использовать в качестве карты таинственных Внутренних планов, того места, где проживают духи и аспекты Божества. Мы можем использовать Древо Жизни, чтобы подниматься к Богу и опускаться обратно в материальный мир через четыре плана бытия, а также для того, чтобы понять, как мысль приобретает форму и форма становится мыслью или как символ трансформируется в материальный объект и наоборот.

Познав эту тайну, вы сможете подняться к Богу и научитесь проявлять свои желания в физической реальности. Мы также можем представить себе, как Древо Жизни накладывается на наше тело, чтобы помочь нам осознать наши собственные духовные и магические измерения. Итак, Древо Жизни является очень важным и полезным инструментом; это единственный действенный инструмент, которым обладает каббалистический маг.

Мы разобрали пять основных частей Каббалы, и я надеюсь, что изложенный материал, за исключением нескольких сложных тем о сотворении мира, эманациях и происхождении всего из ничего, вы поняли. Когда вы разбиваете какую-нибудь тему на несколько основных элементов, тогда в ней довольно легко разобраться. В следующих главах мы рассмотрим эти пять частей более подробно.

Тем не менее хотелось бы рассказать вам о пользе Каббалы и объяснить, что я имел в виду, когда ранее назвал ее метасистемой и утверждал, что в ней содержатся метазнания. Полагаю, что нужно остановиться подробнее на этом вопросе, чтобы вы поняли, в чем состоят преимущества практической Каббалы и почему для оккультистов так важно ее освоить. Я частично затронул этот вопрос еще в первой главе, но не на том уровне, на котором должен ее знать каждый серьезный начинающий каббалист. Возможно, я и убедил вас прочитать этот кyрс до конца, но мне хочется показать вам, насколько гениальна и важна Каббала в действительности.

Определение метасистемы и метазнания

В этом разделе я сосредоточусь на сущности метасистемы и метазнания и расскажу, какое отношение они имеют к оккультизму. Определение этих двух терминов продемонстрирует вам, как работает Каббала и какими характеристиками должна обладать любая другая, заменяющая ее система, чтобы оставаться столь же эффективной. Как у новичка, я уверен, у вас нет ни интереса, ни желания вообще в создании системы, способной заменить систему Каббалы, ведь вы не имеете еще ни малейшего представления, зачем это нужно и нужно ли вообще. Поэтому я остановлюсь лишь на основных определениях и не буду углубляться в детали.

Некоторые концепции, которые я собираюсь использовать для определения Каббалы, возможно, сначала будет трудновато понять. Вполне может оказаться, что и некоторые термины будут вам незнакомы. В таком случае не поленитесь и поищите толкование этого слова, например в словаре терминов. Я же, со своей стороны, обещаю осветить все вопросы настолько подробно, насколько это возможно в рамках данного курса.

Во-первых, я хочу сказать вам, что существует несколько очень веских причин, по которым я ценю Каббалу и пользуюсь ею. Я хотел бы точно определить функцию Каббалы, чтобы показать вам, почему она достаточно хороша в существующем варианте. Тем не менее основным фундаментом Каббалы является язык, в частности таинство букв, чисел и их взаимозаменяемость в священных словах и фразах.

В основе еврейской Каббалы лежит древнееврейский язык, в частности классический иврит. Причина, по которой используется иврит, довольно проста: Каббала вписана в Священные Писания еврейской Библии. В последнее время некоторые оккультисты (начиная с Алистера Кроули) доказали, что иврит можно заменить любым другим священным языком. Это может оказаться идеальным вариантом для тех, кто имеет глубокие познания в Каббале и способности к языкам, но любой другой, кто захочет попытаться решить эту задачу, должен знать, что существует один важный фактор, который нужно учитывать при выборе языка-замены.

Прежде всего, язык, которым вы хотите заменить классический иврит, также должен быть основой какого-нибудь Священного Писания, которое наделит его определенными мистическими и оккультными качествами. Как я уже отмечал ранее, числа десять и двадцать два крайне важны для модели Древа Жизни, поэтому любой алфавит, который имеет более чем двадцать две буквы, должен быть скорректирован.

Таким образом, мы можем добавить греческий, египетский (коптский), арабский языки и даже латынь, санскрит и английский язык в список возможных основополагающих языков, которые можно использовать для создания другой Каббалы.

Однако не стоит забывать, что, как только мы уйдем от двойственной структуры из Десяти Сефирот и Двадцати двух Путей, чтобы облегчить работу с алфавитом при создании новой системы, нам придется изменить и саму структуру Древа Жизни, и даже соответствующее количество карт Таро. Теперь вы понимаете, что существуют неустранимые ограничения, которые начинающий каббалист должен принять во внимание, если он хочет создать новую Каббалу, используя другой алфавит.

В Каббале присутствуют и другие элементы, такие как космология, космогония, оккультная метафизика и различные методики и техники практической Каббалы. Практические техники, которые мы рассмотрим позже, будут заключаться в построении таблиц соответствий, в установлении различных духовных иерархий, использовании нумерологии (аритмологии), а также в создании сокращений, шифров и сигилов. Некоторые из этих техник не всегда имеют практическую значимость: например, польза от создания сокращений и шифров полностью зависит от опыта и уровня знаний оккультиста или мага.

Для меня в какой-то момент все перечисленные выше практические методики Каббалы оказались очень полезны и важны, но, если бы я захотел заменить еврейскую Каббалу какой-нибудь другой системой, я был бы вынужден поменять и их. Об этих более сложных методиках будет сказано позже, а сейчас я хочу рассказать вам о сущности метасистемы и метазнания.

Что такое метасистема и что такое метазнание? Признаюсь, что я не программист и не математик, поэтому мои определения не будут отличаться строгой точностью (или излишней сложностью). Я буду использовать неточные слова для определения этих терминов, как использовал их в определении сущности Каббалы. Кроме того, вам будет проще их понять.

Метасистема - это система, обладающая свойствами, которые сами по себе являются абстрактными объектами со своими характеристиками и атрибутами. Взаимосвязь между этими свойствами образует то, что определяется как метасистема. Другими словами, это просто система, которая используется для описания или организации другой системы. Например, можно использовать семь планет, чтобы соотнести с ними несколько Сефирот Древа Жизни, но эти семь планет являются независимыми символами с собственным значением и контекстом (например, в астрологии или планетарной магии). Именно так и работает метасистема в Каббале.

Когда вы думаете о метасистеме, вы можете просто представить ее как огромный секретер, заполненный до отказа различными папками и документами, содержащими множество оккультной, религиозной и мистической символики всех религиозных систем мира. Представьте себе, что в этом массивном секретере есть десять ящиков, по одному для каждой Сефиры, а в каждом ящике есть отделения, представляющие соответствующие Пути. В папках, которые лежат в этих отделениях в каждом ящике, содержатся все символы, связанные с этой Сефирой, и ее специфические характеристики. Это, скорее всего, самый простой способ представить Каббалу как метасистему.

Это определение, применительно к Каббале, является основой для таблиц соответствий и помогает расположить различные атрибуты вокруг соответствующих качеств Десяти Сефирот и Двадцати двух Путей, в результате чего в таблице получается не более 32 строк. Этот принцип можно применить к различным иерархиям и спискам духов и богов, которых также можно представить в виде совокупности таблиц соответствий. Таблицы можно уменьшить до Десяти Сефирот, или атрибутов четырех стихий, семи планет или двенадцати знаков Зодиака.

Метазнание, если говорить коротко, это знание о знании, или информация об информации, которая включает дополнительные характеристики. Во-первых, она имеет четко организованную структуру (создание моделей и организация); во-вторых, это способ определения конкретных атрибутов (так называемые теги). Соотнося это с нашей метафорой (секретер), представьте себе, что каждая папка помечена ярлыком и эти папки разложены в какой-то определенной последовательности. Методология, используемая для назначения ярлыков и организации папок, называется метазнанием каббалистической метасистемы.

Кроме того, это определение явно показывает, как модель Древа Жизни связана с различными атрибутами Сефирот и Путей, как эти связи организованы и структурированы. Оно показывает взаимосвязь Путей и Сефирот на Древе Жизни. Определяющими атрибутами являются все символы, которые группируются с этими Путями и Сефирот, придавая им большее значение, чем они уже имеют. Итак, существуют два способа, с помощью которых можно отобразить эти неотъемлемые качества Каббалы: глиф Древа Жизни и таблицы соответствий (как большой секретер).

Диаграмма Древа Жизни представляет собой духовную иерархию и упорядочивает атрибуты Сефирот и Пути, демонстрирует степень и ограниченность их взаимосвязей. (Не все Сефирот связаны друг с другом, и Пути представляют собой особые качества, связанные с Сефирот, с которыми они соединяются.) Эти связи и являются теми самыми ярлыками, которые соответствуют метаданным (планетам, стихиям, знакам Зодиака и пр.) Сефирот и Путей, поэтому они показаны как на Древе Жизни, так и в таблицах соответствий.

Очень важно, чтобы вы поняли, что Каббала - это не просто куча списков или забавный глиф. Каббала инкапсулирует символы, и эти символы являются либо религиозными, либо оккультными по своей природе, либo то и друтое вместе.

Символы не следует путать со знаками, что является распространенной ошибкой среди непосвященных. Знаки являются репрезентативными; они, по сути, просто дают представление о чем-либо, например знак остановки или знак, установленный перед железнодорожным переездом. Символы отражают динамические процессы или функции, например викканская Пентакль, христианский Крест-Голгофа или еврейская Гексаграмма, которую называют Маген-Давид (Щит Давида).

Символы являются сознательными маркерами, отображающими психические процессы на глубинном уровне, они непознаваемы, и я хотел бы добавить, что они, как правило, имеют тайный смысл и непонятны большинству людей. Сосредоточив свое внимание на изучении символов, вы сможете понять их глубинный смысл и значение. Источники символов сверхъестественны, архаичны и необъяснимы.

Имея это в виду, мы можем сказать несколько слов об общей символике Каббалы, которая содержит символику всех религий мира. Религиозная символика Каббалы - это живой, дышащий конгломерат функций, почти как живой организм.

Чтобы получить доступ к Каббале, нам нужно получить доступ к различным символам Каббалы, и мы это сделаем посредством техник медитаций, созерцания, восхождения и различных форм теургии. Эта методология доступа к символам Каббалы называется практической Каббалой, она помогает оживить символику в наших умах. Кроме того, если мы признаем, что символика Каббалы жива, то организация этих символов в группы или структуры, такие как Древо Жизни, даст весьма впечатляющий эффект.

Таким образом, функциональные качества Каббалы (например, определение атрибутов и организация информации в виде модели атрибутов с ярлыками) определяются терминами метасистемы и метазнания. Эти два понятия - наиболее важные аспекты при определении ценности Каббалы, и они являются неотъемлемыми составляющими любой системы, которую вы выберете для замещения. В системе, которой вы будете заменять эту Каббалу, должны присутствовать следующие шесть элементов:

стадии, или фазы, эманаций (аналогичные Сефирот), в основе которых будут лежать простые числа;
алфавитная система взаимосвязей (аналогичная Путям и т.д.);
глиф, или символическая модель, изображающая структуру эманаций и Путей вместе с подразумеваемой иерархией и взаимосвязями;
основополагающий язык, обычно любой священный язык;
духовная иерархия;
различные таблицы соответствий - важные оккультные атрибуты и связанные с ними теги.
В дополнение к приведенному выше списку элементов метасистема и метазнание будут использованы для определения космологии и космогонии, обеспечения структуры внутренних духовных планов, а также помогут оккультисту определить вид эзотерической гносеологии (характер и масштабы знаний) и онтологии (природы реальности). Они также определят отношения между конечным Божеством как Единым Богом и отдельным человеком.

Иерархия и определение Макрокосмоса и Микрокосмоса подразумевают как эманацию, так и эволюцию. Эта структура является также рекурсивной (т.е. обращенной самой к себе), поскольку глиф Древа Жизни относится как к космическим эманациям высшего Божества, так и к психодуховным структурам отдельных людей. Я также хотел бы включить сюда Четыре Мира, так как они представляют более точную модель группировок и структур внутренних планов.

В частности, система Каббалы также функционирует по принципу, утверждающему первичность разума. Таким образом, если нужно поменять Каббалу на какую-нибудь другую систему, придется выполнить все эти условия. К счастью, мы не собираемся этого делать.

Выводы

Мы разбили Каббалу на пять основных элементов и вкратце рассмотрели каждый из них. Тем не менее есть еще много информации, связанной с изучением Каббалы. Поэтому в следующих главах я более подробно расскажу о каждом из этих элементов. Чтобы действительно понять Каббалу, мы должны проанализировать каждую из Десяти Сефирот, Двадцать два Пути, Три Завесы Небытия, узнать, как произошло сотворение мира, а также обсудить природу Четырех Миров и Четырех Тонких Тел и выяснить, как все эти элементы, составляющие Древо Жизни, связаны друг с другом.

Таинственный процесс сотворения мира мы уже обсудили; и я вам рассказал, что Монада является движущей силой эманации (инволюции) и эволюции. Эманация - это механизм создания, в котором уникальный единый и неисчерпаемый источник распространяет избыточную полноту абсолютного Бытия от высшей сферы к низшим, менее совершенным сферам. Эволюция - это процесс восхождения отдельного человека из материального миpa к Богу и в конечном итоге единение с Богом.

Мы также рассмотрели, на мой взгляд, один из самых сложных вопросов в изучении Каббалы, который определяет ее суть, и сравнили Каббалу с метасистемой и метазнанием. Метасистема - это не более чем система, которая является описанием другой системы.

Метасистема - это система, обладающая свойствами, которые сами по себе являются абстрактными объектами со своими характеристиками и атрибутами.

Каббала является метасистемой, поскольку элементы, которые используются для описания ее различных качеств, сами являются частями или атрибутами другой системы. Таким образом, Каббала объединяет другие различные системы внутри себя, такие как стихии, планеты, астрологические знаки и многие другие элементы. Мы сравнили ее с огромным секретером, в котором находится десять ящиков, при этом в каждом ящике есть несколько отделений, а для организации и систематизации папок, отделений и ящиков используется специальная методология.

Мы также узнали, что метазнание - это знание о знании, или информация об информации. Это методология организации и определения информации (тэги). Древо Жизни является прекрасным примером того, как в оккультной системе упорядочиваются метазнания и как между ними устанавливаются связи.

Несколько раз в этой главе я упоминал такие слова, как метаданные и метаиерархия. Метаданные - это набор характеристик определенного элемента данных. Метаданные описывают тип или класс данных (планет, стихий, знаков Зодиака и пр.) и определяют отношения между этими различными элементами Каббалы.

Метаиерархия представляет собой иерархию, которая объединяет другие уникальные и разнообразные иерархии в единую большую структуру. Такую метаиерархию представляет комбинация из Десяти Сефирот и Четырех Миров, где различные классы духов связаны с определенными уровнями и Сефирой.

Данные определения обусловливают характер Каббалы. Они также показывают, насколько все осложнится, если кто-то достаточно амбициозный (или сумасшедший) попытается заменить ее другой системой. Я предоставил список из шести элементов, на основе которых работает вся система Каббалы, и объяснил, как много различных атрибутов можно связать в Каббале с помощью таблиц соответствий.

Мы еще не раз вернемся к этим понятиям в последующих главах, и, если смысл некоторых из них вам еще не до конца ясен, вы в них разберетесь при более подробном рассмотрении.

Вам будет даже полезно перечитать эту главу после прочтения всего курса. Я полагаю, что смысл изложенного прояснится.
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

Вернуться в ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАББАЛЫ

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


@Mail.ru